Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
11.06.2022
Записки москвоведа
Автор: Владимир Александрович Бессонов
П.А. Кузько, Т.З. Лежепекова-Кузько, неизвестная на даче К.М. Симонова в Переделкине. Июль 1947 года. РГАЛИ
«Дом и люди в нем» №7 (379) Июль 2022 Подписаться

Кирилл Николаевич Калайда в вагоне пассажирского поезда. 1960-е годы. РГАЛИ

Этот дом находится чуть в глубине переулка сразу за двухэтажным зданием № 8, строение 1 (памятник архитектуры XIX века). Переулок между улицами Тверской и Малой Дмитровкой получил название по имени домовладелицы первой трети XVIII века Настасьи, жены князя Волконского, — Настасьинский или Княж-Настасьевский (в XIX веке одно время назывался Медвежьим). Шестиэтажный дом № 8, строение 2, (далее при его упоминании номер строения будем для краткости опускать) — одно из первых творений архитектора Н. И. Жерихова (1906, в ряде справочников приведена ошибочная дата — 1913)1.

Есть понятие — «душа здания». Понятие не архитектурное, поскольку одушевляет дом, прежде всего, как память о живших в нем людях (а бывает, и о «прописанных» там литературных персонажах). Вот тема нашего рассказа.

* * *

С конца 1907 года квартиру № 11 недолго снимал жандармский офицер Павел (Петр) Алексеевич Фуллон (1873–1936) с семейством. В романе С. В. Сартакова «А ты гори, звезда» (М., 1966–1974), посвященном видному большевику И. Ф. Дубровинскому (1877‒1913), есть такая сцена:

«И в тот же миг на пороге двери, ведущей в переднюю, появился лакей, испуганный, растерянный. Он едва успел выдавить слово “Полиция!”, как чья-то рука в кожаной перчатке его уже оттолкнула, и комната наполнилась жандармами и дворниками, обычно при обысках исполнявшими обязанности понятых.<…>

— Господа! — громыхнул тяжелым басом офицер. — Прошу оставаться на своих местах. Не двигаться. Не делать каких-либо попыток к сопротивлению. Имеющим оружие сдать его мне. Вы все арестованы. Отдельного корпуса жандармов штабс-ротмистр Фуллон.

По его знаку дворники расставили стулья в ряд. Фуллон красивым плавным жестом предложил арестованным сесть».

* * *

Известный пианист, органист, клавесинист Александр Евгеньевич Майкапар (1946–2021) недавно опубликовал «автобиографический роман», первая глава которого называется «Мой Настасьинский»:

«Мне было четыре года, когда я начал свою жизнь в Настасьинском. Это и есть мой дом. Два окна в верхнем правом углу. Последний этаж. Пока мы там жили, в комнатах по всей вертикали были балконы. Позже балконы снесли. Из соображения безопасности. <…> Наша квартира — № 11. За двухэтажным флигелем (дом № 8, строение 1. — В.Б.) не видно подъезда. Он был (и есть, конечно) посредине дома. Но к концу 80‑х весь дом был расселен и передан в ведение издательства “Известия”, превращен в офисы и таком виде перестал быть для меня “моим”. Теперь все это для меня чужое. “Мои” — только воспоминания. <…>

Детские комнаты были расположены так, чтобы утром в них попадало солнце, тогда как окна кабинета и гостиной выходили на запад. Гостиная отделялась от столовой двумя колоннами, между которыми висела бисерная занавеска. С другой стороны — со стороны детских — в столовую вел коридор, и на входе в столовую была раздвижная стеклянная дверь. Я об этом знаю по рассказам бабушки. В мою бытность квартира уже была разделена на много комнат, на месте стеклянной двери была основательная стена. Стена также заменяла бисерную занавеску. Но следы колонн остались — теперь они стали “полуколоннами”: одной своей стороной смотрели в нашу комнату, другой — к соседке. <…> Примечательными были подъезд и лестничная клетка. Дом наш шестиэтажный, и если учесть, что высота потолков достигала почти четырех метров (нам это было очень кстати, когда встал вопрос о строительстве книжных стеллажей для нашей уже тогда большой нотной и книжной библиотек), то смотреть с лестничной площадки нашей квартиры вниз было жутковато. Обычно в таких колодцах позже монтировались лифты. У нас же лифт был внутри стены. И лестничный колодец был действительно колодцем. В каком-то дурацком возрасте я любил скатываться, перевесившись на перилах мешком, с моего шестого этажа до первого. <…> Из рассказов старожилов я знал, что с потолка в пролете лестницы свисала люстра, на каждой площадке стояли пуфики. Когда я переехал в этот дом, ничего этого уже не было. Квартиру нашу населяло больше двадцати человек (точнее — 23). <…> Нашему семейству принадлежали две комнаты. Бабушка занимала дальнюю комнату. И бабушку, и ее комнату я очень любил. Здесь стоял старинный рояль. Во второй комнате, где жили мама, папа и я, было еще пианино. <…> Рояль, кроме как у бабушки, был еще в первой комнате у входа в квартиру, у Маргариты Артемьевны Калайда. В юности она окончила Петербургскую консерваторию. <…> Когда я появился в Настасьинском, Маргарита Артемьевна была уже довольно пожилой женщиной и не играла. С нею жил ее сын Кирилл Николаевич Калайда. Вот он был, как я понимаю, крупной фигурой, дизайнером, как мы теперь сказали бы. В пятидесятые годы он был главным оформителем Москвы: все витрины магазинов на улице Горького (теперь Тверская) — его работы: Филипповской булочной, Елисеевского магазина. <…> Убранство Красной площади во время парадов тоже было по его проектам. Он оформлял наш павильон на выставке в Брюсселе. <…>...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 7 (379) Июль 2022 В этом выпуске:
Офицер штаба артиллерии Из боевой биографии капитана Афанасия Епифановича Максимова (1903–1987)
Московские адреса Климента Аркадьевича Тимирязева Историко-биографический очерк
Йокиш, Бернгоф, Виллуан… К раскрытию загадки одного фотопортрета
Обер-Шальме и другие Из жизни некоторых иностранных купеческих семейств, торговавших обувью, одеждой и галантереей в Москве (конец XVIII — начало XX столетия)
«Что в Москве за удивленье?..» Путешествие слона по российским просторам в 1839 году
Из истории Московского архитектурного общества К 155-летию со дня основания
«Дом и люди в нем» Настасьинский переулок, 8, строение 2