Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
09.01.2025
К читателям
Автор: Толоконникова Ксения Андреевна
Н.П. Богданов-Бельский. Дети на санях зимой. Холст, масло. 1941 год. Тамбовская картинная галерея
№ 1 (409) Январь 2025 №1 (409) Январь 2025 Подписаться

«Я остался в чужой Москве — с семьей и без заработка», — констатирует в 1926 году свое бедственное положение один из героев настоящего выпуска — уроженец Воронежа писатель Андрей Платонов. Спустя несколько лет образ чужого, мучительного города войдет в плоть и кровь, пожалуй, самого страшного романа Платонова — «Счастливая Москва». «Счастливая Москва» — не о Москве‑столице (хотя и о ней тоже). Москва в заглавии — имя женщины, революционной сироты. Не умея одолеть своего сиротства, она «ложилась животом на подоконник, волосы ее свисали вниз, и слушала, как шумит всемирный город в своей торжественной энергии и раздается иногда голос человека из гулкой тесноты бегущих механизмов». Чужой и чуждый и «всемирный» город, где человеческий голос глохнет и теряется в ущельях улиц. Город вавилонского смешения: комсомольцы строят метро (и на этом строительстве счастливая Москва Честнова теряет ногу), старухи торгуют «пирожками… согретыми в чугунах под ватными пиджаками покойных мужей‑стариков», а «намогильными камнями прошлых людей» вымостили тротуары (см. статью Е.В. Антоновой «Москва в жизни и произведениях Андрея Платонова).

В свое время роман «Счастливая Москва» наделал шума — впрочем, не так уж и много, поскольку был опубликован уже на излете той краткой эпохи, в эпилоге которой читающая Россия превращалась в Россию дичающую. Я хорошо, хотя и детски, помню это время, с киснущими под ногами картонками первых рынков, с «комками» и безногими инвалидами в тельняшках — «дай Бог здоровья, кто сколько сможет». Над Москвой, казалось, были вечно разлиты скучные (вот еще одно любимое платоновское определение), непроницаемые ноябрьские сумерки, в которых зудели школьные лампы дневного света. А под ними усталые женщины‑педагоги — и кто осудит их, что они срывались на крик, — сеяли в нас, вчерашних октябрятах, так и не ставших пионерами, «разумное, доброе, вечное», разуверяясь с очередной невыплатой — да и выплатой тоже — жалованья в возможности первого, второго и третьего.

 

Но — обращаясь к фразе других классиков (бес уже ногу сломит, кто именно — Визбор ли, Сухарев ли — внес ее в текст, напеваемый под гитару в конце самой известной советской мелодрамы), «Москва видала всякое». И Москва, и Россия, и все мы, в которых живут поколения, навидавшие­ся такого, от чего поседел бы любой швейцарец, нет‑нет да и напомним себе: «И не такое бывало». И учитель — учить, лекарь — лечить, писатель — писать, электрик — тянуть проводку. «И не такое бывало», — говорили нам наши старшие, разумея войну (а им, несомненно, говорили то же самое их старшие о революционной разрухе). «Девяностые пережили», — говорим мы сейчас тем, кто младше нас, а порой, «в минуту жизни трудную», и самим себе. И жизнь идет, и что‑то мы делаем, и что‑то у нас даже получается.

 

«Бог не в бревнах, а в ребрах», — гласит пословица, разумея, что церковь — не здание с иконостасом, а люди, предстоящие по обе стороны иконостаса Богу. Так и город как образ цивилизации — не в камнях (хотя и камни дороги нам — об этом один из материалов этого номера, посвященный воссозданию храма Христа Спасителя), а в людях. В тех, кто трудится, служит, созидает — порой в самых неподходящих бытийных и бытовых условиях. И в первую очередь им, труженикам Москвы, посвящен наш январский номер. Иные из них здравствуют и продолжают работать, иные уже завершили свой путь по московским улицам и переулкам, оставив след в науке, искусстве, в благодарной памяти Москвы. Кто‑то из них родился здесь, кто‑то был Москвой усыновлен. Обогрела в конце концов Москва и Андрея Платонова, оделив его «жизненной площадью» по тому же самому адресу, куда он когда‑то приехал, впервые попав в столицу. Отсюда, с Тверского бульвара, 25, он уходил в 1941 году добровольцем на фронт — на защиту Москвы. Отсюда был в 1951 году увезен на Армянское кладбище — лечь в московскую, столь неплодородную в воронежском смысле, землю.

 

Подвижник краеведения К 70-летию со дня рождения историка, краеведа, педагога, общественного деятеля Владимира Фотиевича Козлова
Москва Анатолия Парпары Слово об Учителе
Страж «берега Вселенной» О конструкторе и испытателе космической техники Евгении Васильевиче Шабарове (1922–2003)
«Здесь всегда дул свежий, веселый ветер…» К 30-летию воссоздания храма Христа Спасителя
Исполнение мечты О московском хирурге, ученом-медике, профессоре Сергее Никодимовиче Страхове (1929–2015)
Москва в жизни и произведениях Андрея Платонова К 115-летию со дня рождения писателя
«Напитки самой лучшей доброты» Московский пивовар Фридрих Николаевич Даниэльсон (1768–1828) и его пивоварня
Пахарь русской гравюры Памяти московского художника, коллекционера, педагога Николая Васильевича Синицына (1912–2000)
lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн