Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
09.01.2025
К читателям
Автор: Толоконникова Ксения Андреевна
Н.П. Богданов-Бельский. Дети на санях зимой. Холст, масло. 1941 год. Тамбовская картинная галерея
№ 1 (409) Январь 2025 №1 (409) Январь 2025 Подписаться

«Я остался в чужой Москве — с семьей и без заработка», — констатирует в 1926 году свое бедственное положение один из героев настоящего выпуска — уроженец Воронежа писатель Андрей Платонов. Спустя несколько лет образ чужого, мучительного города войдет в плоть и кровь, пожалуй, самого страшного романа Платонова — «Счастливая Москва». «Счастливая Москва» — не о Москве‑столице (хотя и о ней тоже). Москва в заглавии — имя женщины, революционной сироты. Не умея одолеть своего сиротства, она «ложилась животом на подоконник, волосы ее свисали вниз, и слушала, как шумит всемирный город в своей торжественной энергии и раздается иногда голос человека из гулкой тесноты бегущих механизмов». Чужой и чуждый и «всемирный» город, где человеческий голос глохнет и теряется в ущельях улиц. Город вавилонского смешения: комсомольцы строят метро (и на этом строительстве счастливая Москва Честнова теряет ногу), старухи торгуют «пирожками… согретыми в чугунах под ватными пиджаками покойных мужей‑стариков», а «намогильными камнями прошлых людей» вымостили тротуары (см. статью Е.В. Антоновой «Москва в жизни и произведениях Андрея Платонова).

В свое время роман «Счастливая Москва» наделал шума — впрочем, не так уж и много, поскольку был опубликован уже на излете той краткой эпохи, в эпилоге которой читающая Россия превращалась в Россию дичающую. Я хорошо, хотя и детски, помню это время, с киснущими под ногами картонками первых рынков, с «комками» и безногими инвалидами в тельняшках — «дай Бог здоровья, кто сколько сможет». Над Москвой, казалось, были вечно разлиты скучные (вот еще одно любимое платоновское определение), непроницаемые ноябрьские сумерки, в которых зудели школьные лампы дневного света. А под ними усталые женщины‑педагоги — и кто осудит их, что они срывались на крик, — сеяли в нас, вчерашних октябрятах, так и не ставших пионерами, «разумное, доброе, вечное», разуверяясь с очередной невыплатой — да и выплатой тоже — жалованья в возможности первого, второго и третьего.

 

Но — обращаясь к фразе других классиков (бес уже ногу сломит, кто именно — Визбор ли, Сухарев ли — внес ее в текст, напеваемый под гитару в конце самой известной советской мелодрамы), «Москва видала всякое». И Москва, и Россия, и все мы, в которых живут поколения, навидавшие­ся такого, от чего поседел бы любой швейцарец, нет‑нет да и напомним себе: «И не такое бывало». И учитель — учить, лекарь — лечить, писатель — писать, электрик — тянуть проводку. «И не такое бывало», — говорили нам наши старшие, разумея войну (а им, несомненно, говорили то же самое их старшие о революционной разрухе). «Девяностые пережили», — говорим мы сейчас тем, кто младше нас, а порой, «в минуту жизни трудную», и самим себе. И жизнь идет, и что‑то мы делаем, и что‑то у нас даже получается.

 

«Бог не в бревнах, а в ребрах», — гласит пословица, разумея, что церковь — не здание с иконостасом, а люди, предстоящие по обе стороны иконостаса Богу. Так и город как образ цивилизации — не в камнях (хотя и камни дороги нам — об этом один из материалов этого номера, посвященный воссозданию храма Христа Спасителя), а в людях. В тех, кто трудится, служит, созидает — порой в самых неподходящих бытийных и бытовых условиях. И в первую очередь им, труженикам Москвы, посвящен наш январский номер. Иные из них здравствуют и продолжают работать, иные уже завершили свой путь по московским улицам и переулкам, оставив след в науке, искусстве, в благодарной памяти Москвы. Кто‑то из них родился здесь, кто‑то был Москвой усыновлен. Обогрела в конце концов Москва и Андрея Платонова, оделив его «жизненной площадью» по тому же самому адресу, куда он когда‑то приехал, впервые попав в столицу. Отсюда, с Тверского бульвара, 25, он уходил в 1941 году добровольцем на фронт — на защиту Москвы. Отсюда был в 1951 году увезен на Армянское кладбище — лечь в московскую, столь неплодородную в воронежском смысле, землю.

 

Подвижник краеведения К 70-летию со дня рождения историка, краеведа, педагога, общественного деятеля Владимира Фотиевича Козлова
Москва Анатолия Парпары Слово об Учителе
Страж «берега Вселенной» О конструкторе и испытателе космической техники Евгении Васильевиче Шабарове (1922–2003)
«Здесь всегда дул свежий, веселый ветер…» К 30-летию воссоздания храма Христа Спасителя
Исполнение мечты О московском хирурге, ученом-медике, профессоре Сергее Никодимовиче Страхове (1929–2015)
Москва в жизни и произведениях Андрея Платонова К 115-летию со дня рождения писателя
«Напитки самой лучшей доброты» Московский пивовар Фридрих Николаевич Даниэльсон (1768–1828) и его пивоварня
Пахарь русской гравюры Памяти московского художника, коллекционера, педагога Николая Васильевича Синицына (1912–2000)
lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн