Улица Болотниковская, 5. Южный фасад жилого дома 1950 года
Изютинский пруд
Довоенная планировка Коломенского поселка хорошо видна на немецкой аэрофотосъемке 1942 года. Красным цветом отмечены кирпичные здания, сохранившиеся до сих пор, жирной линией обозначен Симферопольский бульвар.
В правой части, в так называемом 1‑м Коломенском поселке, у Варшавского шоссе стоит шестиэтажный дом, левее него — детский сад и ясли на Фруктовой улице, в верхней части — школа у Сухого оврага, в нижней — вторая школа. Жилая застройка — хаотичная, много свободной территории.
В левой части, во 2‑м Коломенском поселке, видны прямоугольные кварталы. Вдоль магистрали расположены третья школа, кинотеатр и сквер. Слева за жилыми кварталами — очертания стадиона рядом с оврагом. В левом верхнем углу — 18 бараков, это «Фруктовка».
* * *
После войны перед государством стояла задача скорейшего восстановления разрушенных городов. Тут уже было не до крупномасштабных проектов. Так появилась программа малоэтажного типового жилищного строительства, от которой, впрочем, в Москве и других крупных городах очень скоро отказались из‑за ее экономической нецелесообразности26.
Программа предусматривала возведение кварталов из однообразных жилых домов с унифицированными деталями. Перед зодчими поставили задачу разработки максимально простых в плане, экономичных и архитектурно выразительных проектов. По итогам конкурсов, проведенных Комитетом по делам архитектуры при СНК СССР, были отобраны наиболее успешные решения. Их объединили в серии и включили в общесоюзные каталоги типовых проектов, рекомендуемых для строительства.
В числе признанных наиболее удачными оказалась серия 201, выполненная архитектором С. А. Маслихом. Он возглавлял одну из бригад архитектурно‑проектной мастерской № 1 Министерства нефтяной промышленности — то есть все той же мастерской братьев Весниных, теперь состоявшей в ведении другого министерства; с 1947 года ею руководил Александр Веснин. В бригаду главного архитектора проекта С. А. Маслиха входили его жена О. А. Яфа, М. Н. Слотинцева и Н. В. Никифорова.
Именно в Коломенском поселке началась комплексная застройка домами серии 201 (руководители — С. А. Маслих и О. А. Яфа). Квартал возводился в течение 1946–1948 годов, после чего серия получила широкое распространение на территории РСФСР и УССР. В 1948 году на всероссийском конкурсе реализованных проектов жилых и гражданских зданий С. А. Маслих, О. А. Яфа и М. Н. Слотинцева удостоились почетных грамот, а Сергей Александрович — еще и денежной премии27.
Квартал С. А. Маслиха в Коломенском поселке строился на свободной территории (на месте домов 6Б и 10А по Болотниковской улице). Дома, расположенные по периметральной системе, стояли двумя изолированными группами. Внутри квартала оказались школа № 666 и несколько двухэтажных деревянных домов.
Новый жилой квартал подробно описан архитектором Ю. Е. Шассом: «Новая двухэтажная застройка, блещущая белизной и свежестью, сразу останавливает внимание. Балконы, глубокие лоджии в первом и втором этажах, сильный “вынос” очень простого, почти “казаковского” венчающего карниза, небольшие ворота с калитками и глухими, примыкающими к домам стенками ограды, крыльца‑террасы входов, слуховые окна — вот те несложные архитектурные формы, как лейтмотив повторяющиеся в архитектуре домиков Коломенского»28. В домах имелись водопровод и канализация, центральное отопление. Планировалось возводить их из кирпича, но здесь применили шлакобетон, снаружи обложенный кирпичом. Квартал состоял из нескольких типов домов, которые в совокупности, объединенные единым композиционным решением, составили архитектурный ансамбль.
Двенадцатиквартирный дом (проект
№ 12, авторы — С. А. Маслих, О. А. Яфа) состоял из одно- и двухкомнатных квартир. Он являлся центральным в ансамбле, квартиры первых этажей имели веранды, квартиры вторых этажей — балконы или лоджии, в центре над фасадом возвышался декоративный фронтон. Восьмиквартирный дом (проект № 9, авторы — С. А. Маслих, Н. В. Никифорова) состоял только из трехкомнатных квартир; обитатели вторых этажей могли пользоваться балконами. Угловой двенадцатиквартирный дом (проект № 13, авторы — С. А. Маслих, О. А. Яфа) включал в себя одно-, двух- и трехкомнатные квартиры (последние располагались в торцах здания); он имел лоджии и ленточный конструктивистский балкон; такие дома замыкали квартал. Дом с четырьмя трехкомнатными квартирами (проект № 2, автор — С. А. Маслих), с лоджиями на втором этаже, был в ансамбле единственным.
Проект предусматривал и благоустройство территории. Дворовое пространство занял сквер с тенистыми дорожками, спортивными и детскими площадками. По внешнему и внутреннему периметру квартала высаживались деревья. Домики красились в светло‑розовый, светло‑зеленый и желтый цвета с белыми деталями. Придомовые участки ограждались металлической решеткой.
Серия 201 имела ряд недостатков. Отсутствовали ванные комнаты (предусматривались только умывальные), подвальные помещения. Строители сетовали по поводу нерационального расположения кухонь и санузлов, что усложняло прокладку коммуникаций и вело к удорожанию строительства. Архитектора ругали за неоправданно приподнятый в домах проекта № 12 фронтон29.
Дома С. А. Маслиха простояли до конца 1970‑х годов, на их месте сейчас возведены двенадцатиэтажные панельные корпуса. От всего квартала уцелели лишь три перестроенных дома; два на улице Фруктовой — главный (7, корпус 1) и угловой (7, корпус 2), и один — на улице Болотниковской (8, корпус 2; проект № 9). В последнем ныне располагается культурный центр. Напротив него сохранился трехэтажный дом, входивший в квартал С. А. Маслиха, но построенный уже по другому типовому проекту (на практике подобные нарушения композиции не являлись редкостью).
* * *
3 декабря 1947 года на Фруктовой улице в новом двухэтажном здании с колоннами открылся ночной санаторий (снесен в 1970‑х).
В 1948 году Коломенский поселок был полностью газифицирован, причем люди активно выходили на субботники по рытью траншей для прокладки труб30.
Строительство жилья в поселке продолжилось с увеличением этажности. В 1948–1950‑х годах напротив квартала С. А. Маслиха вырос еще один, состоящий из одиннадцати трех‑четырехэтажных домов с благоустроенными дворовыми территориями — фонтаны, детские площадки, газоны, цветники… В 1951‑м между этими кварталами проложили улицу, названную в честь И. И. Болотникова — одного из деятелей Смутного времени; вдоль нее высадили липу, клен, тополь31. Новые дома возводились на свободных участках, существующий жилой фонд не трогали.
В начале 1950‑х годов приступили к строительству капитальных пятиэтажных общежитий вдоль Симферопольского бульвара между Сивашской и Болотниковской улицами. Наиболее выразителен угловой дом № 12 напротив Москворецкого рынка, возведенный по индивидуальному проекту и являющийся композиционной доминантой рыночной площади. Фасад по бульвару украшает высокая арка, над которой крышу венчает фронтон. Ранее здание имело декоративные элементы на фасаде, но при ремонте они были утрачены. На исходе 1970‑х дом № 12 вместе с другими корпусами общежитий передали наркологической больнице.
В начале тех же 1950‑х появились дома у полотна железной дороги. Три трехэтажных домика (Варшавское шоссе, 85, корпуса 2–4) строились по типовому проекту архитектора А. Д. Суриса32. В настоящее время это — своеобразный уголок Москвы с «изюминкой»; дома решено оставить и отреставрировать с отселением жильцов.
Рядом высятся четыре связанных между собой декоративными высокими арками пятиэтажных корпуса бывшего общежития строителей Министерства пищевой промышленности. «Новые дома‑общежития <…> отличаются высоким уровнем благоустройства, наличием всех бытовых удобств. <…> В домах размещены клубы, красные уголки, столовые, библиотеки и читальни, обслуживающие культурные и бытовые нужды рабочих‑строителей»33.
Появились две новые школы, построенные по типовому проекту архитектора Л. А. Степановой: в 1951 году — № 1279 рядом с «Фруктовкой» (Азовская улица, 2, корпус 2), в 1953‑м — № 1450 напротив деревни Волхонки (Чонгарский бульвар, 12). Нарядные краснокирпичные пятиэтажные здания с белыми бетонными деталями украшены четырехколонными портиками у входа, в простенках пятого этажа помещены медальоны с портретами М. В. Ломоносова, А. С. Пушкина, А. М. Горького, В. В. Маяковского; помимо этого, школа № 1450 увенчана в центральной части картушем с эмблемой.
В конце 1951 года внутри квартала С. А. Маслиха был построен детский сад по проекту архитектора М. Н. Слотинцевой (Симферопольский бульвар, 9). Ныне здание занимает частная школа.
* * *
В августе 1957 года Мосгорисполком утвердил эскизный проект застройки нового района Москвы с условным названием «Волхонка-ЗИЛ». Территория в размере 436 гектаров включала в себя собственно поселок автозавода, входивший в Москворецкий район, и вновь присоединенные земли Ленинского района Московской области — деревню Волхонку, поселок Стрелка и одноименный военный городок. Проектирование жилого массива поручили мастерской № 5 «Моспроекта» (с 1961 года — «Моспроект-1») и Научно‑исследовательскому и проектному институту Генплана Москвы. Состав авторского коллектива: от мастерской № 5 — З. М. Розенфельд (руководитель проекта), архитектор В. А. Нестеров, инженеры Ю. П. Бялынович и М. С. Семенова; от НИиПИ Генплана — архитектор А. В. Сотников, инженер А. А. Сегединов. Проект в дальнейшем дорабатывался, в 1960–1970‑х застройку района продолжил возглавлявший мастерскую № 13 «Моспроекта-1» В. Л. Воскресенский.
Проектируемые границы нового района: восточная — полоса отчуждения Московской железной дороги, западная — вытянувшаяся с севера на юг парковая зона, северная и южная — вновь прокладываемые магистрали — 5‑е парковое кольцо и Каширское шоссе — Рублёво (то есть трассы Нахимовского и Балаклавского проспектов, крупные же магистрали были сооружены только в XXI веке). Территория делилась на кварталы, номера которых еще долго бытовали в московской топонимике.
К началу строительства ландшафты нового района еще сохраняли живописность, в разные стороны «открывались далекие перспективы, красивые и разнообразные». Просматривались окраины Москвы — Новые Черемушки, здание МГУ, за поселком Строителей распахивались виды на Коломенское и Дьяково, в противоположную сторону — на село Зюзино, к югу простирались поля и леса. Основная часть территории имела сравнительно спокойный, поднимающийся к западу рельеф. По юго‑западной части проходила дугообразная впадина (отвершек Чертановки), на северо‑западе и юге местность носила пересеченный характер, там чередовались овраги и балки, несли свои воды притоки речек Чертановки и Котловки. Эти природные объекты посчитали удобными для проектирования парков, садов, искусственных водоемов. Было признано, что район чрезвычайно удобен как для строительства, так и для проживания34.
В течение 1958–1965 годов намечалось возвести 961,2 тысяч квадратных метров жилья. При возведении новых домов старый зиловский фонд решили временно оставить. Сносу подлежали одноэтажные деревянные бараки. К началу строительства на территории проживало 37,4 тысяч человек, к 1965 году цифре предстояло увеличиться до 118,5. Новый район застраивался типовыми домами разных серий. Возводились также дома по экспериментальным проектам35.
Напряженная магистраль — Варшавское шоссе — проходила по границе района, она не пересекала жилые кварталы (исключение — узкая полоса вдоль железной дороги) и в то же время удобно связывала район с городским центром. Это благоприятно сказалось на планировке, поскольку сетка улиц предусматривала изолированность кварталов от интенсивного движения при наличии надежного транспортного сообщения с остальными частями города.
Территория Волхонки-ЗИЛа расчленялась двумя пересекающимися широкими озелененными улицами — нынешними Симферопольским и Чонгарским бульварами. По первой уже ходил трамвай, на второй проектировались станции метро. Чонгарский бульвар являлся главной композиционной осью, на нем предусматривались две площади — Академика Вишневского и Севастопольская, образующие общественный центр.
Деление двумя магистралями на четыре укрупненных микрорайона было характерной особенностью планировки района. Каждая из частей состояла из 5–6 кварталов и представляла собой самостоятельный жилой массив со всей необходимой социально‑бытовой инфраструктурой.
Северо‑западный и северо‑восточный микрорайоны включали в себя старый жилой фонд со сложившейся уличной сетью, большим сквером за Домом культуры; для обоих предполагался общий стадион, находящийся через дорогу, у помологического рассадника.
Юго‑восточный микрорайон получил наиболее оригинальную планировку в силу природного своеобразия местности. В его северо‑западной части временно продолжала существовать группа двухэтажных домов (квартал 27, территория военного городка Стрелка). Большой фруктовый сад (квартал 77) в восточной части, оставшийся от снесенной деревни, решили сохранить, как и деревенский пруд в квартале 75. Микрорайон, согласно проекту, был разделен широкой полосой — зоной отдыха (в проекте эта зона названа просто «садом»), в которой размещалось спортивное ядро (кварталы 20–22). Границами зоны отдыха являлись улицы Артековская и дугообразная Ялтинская (пролегала по засыпанному руслу оврага). Ее южный участок включал запруженное русло отвершка речки Чертановки, северный упирался в здание кинотеатра, за которым находился общественный центр. Долина Чертановки, расположенная за Балаклавским проспектом, по проекту тоже превращалась в парковую зону.
Северная часть территории запланированной зоны отдыха в итоге была все‑таки частично застроена, южная — реализована в виде живописного Изютинского пруда. Яблоневый сад в квартале 77 приобрел более скромные размеры, уступив место застройке, он существовал до 2008 года, когда на его месте возвели семнадцатиэтажные дома (Черноморский бульвар, 4, корпуса 1–3).
Юго‑западный микрорайон включал в себя большую часть подковообразного бульвара‑сада, который проектировался по руслу отвершка Чертановки и должен был доходить до улицы Каховки.
Вдоль западной границы района Волхонка-ЗИЛ предполагалось устроить парк со спортивным комплексом. Парк тянулся бы до нынешнего Нахимовского проспекта вдоль отвершка Чертановки и Волконского оврага36.
До конца проекты реализовать не удалось, подковообразный Черноморский бульвар упирается ныне в Азовскую улицу. Территорию предполагавшегося парка в итоге застроили гаражами, существовали лишь скверы на Керченской улице и на Каховке (нынче им присвоен статус парка).
Квартал 70А, расположенный между Варшавским шоссе и железнодорожным полотном, представлял собой обособленный жилой массив. Он рассматривался как часть северо‑восточного микрорайона и в то же время был отрезан от него. Обособленным оказался также квартал 66, лежащий на севере за Сухим оврагом рядом с помологическим рассадником.
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru
Краткие биографии, подвиги, память
О Маршале Советского Союза Александре Михайловиче Василевском (1895–1977)