1964 год. Фотография Г. Шмерлинга
90 лет назад, в 1935 году, Триумфальная площадь была переименована в площадь Маяковского и называлась так до 1992 года. Однако памятник В. В. Маяковскому появился здесь только в 1958 году. Сегодня он является одной из московских достопримечательностей. Автор проекта — скульптор Александр Павлович Кибальников, удостоенный за эту работу Ленинской премии.
Между тем привычный нам монумент на самом деле мог выглядеть совершенно иначе — в том случае, если бы в решающем туре конкурса, объявленного Комитетом по делам искусств, победил не Кибальников, а кто‑то из не менее маститых участников.
История, предопределившая появление памятника на Триумфальной площади, началась в 1935 году. 24 ноября хранительница творческого наследия поэта Л. Ю. Брик обратилась к Сталину с письмом, в котором содержалась просьба о переименовании Триумфальной площади в площадь Маяковского. Просьбу в том же году удовлетворили. Одновременно в правительственных кругах зашел разговор о реконструкции площади и возведении на ней театра имени Вс. Мейерхольда. Венчать новое здание должна была громадная башня со скульптурной композицией, среди персонажей которой присутствовал Маяковский. Но мейерхольдовский театр так и не состоялся, а недостроенное здание стало Концертным залом имени П. И. Чайковского. От идеи башни «во главе» с Маяковским тоже отказались. В результате поэт «спустился на землю». В фильме «Новая Москва» (1938) показан проект площади, где памятник Маяковскому гордо возвышается над эстакадой, причем развернут он по отношению к окружающему пространству иначе, чем воплощенный в жизнь вариант.
В 1940 году на месте будущего памятника появился временный знак. Тогда же впервые прошел всесоюзный конкурс проектов. Их было представлено около сорока; некоторые отличались довольно смелыми решениями. Проведение конкурса прервала Великая Отечественная война. К идее вернулись вновь уже после Победы и даже выбрали победителя — об утверждении проекта И. М. Чайкова в июле 1948 года сообщала газета «Вечерняя Москва». Тем не менее по неизвестным причинам данный проект не осуществился.
На долгое отсутствие памятника поэту однажды обратил внимание сам Сталин, проезжавший по Садовому кольцу. Согласно одной из существующих версий, сотрудник правительственной охраны передал распоряжение вождя в Моссовет, и в 1951 году Комитет по делам искусств снова объявил конкурс проектов. В 1952‑м состоялось два тура, но победителя опять не назвали и ни один из проектов не утвердили.
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru