Прием ботика на Политехническую выставку 30 мая 1872 года
«Проходит 200 лет с того дня, как родился великий человек. Отовсюду слышатся слова: надобно праздновать двухсотлетний юбилей великого человека; это наша обязанность, священная, патриотическая обязанность, потому что этот великий человек наш, русский человек»1. С таких рассуждений начинались «Публичные чтения о Петре Великом» историка С. М. Соловьева. Лекции, собравшие огромное количество слушателей, читались в зале Московского Благородного собрания с февраля по май 1872 года, в канун грандиозного празднования 200-летия со дня рождения Петра I. Юбилей широко отмечался по всей Российской империи.
Замысел проведения торжеств возник в Москве и Петербурге примерно в одно время — за два года до знаменательной даты. В связи с этим по воле императора Александра II была создана правительственная комиссия из представителей различных министерств под председательством члена Государственного совета П. Н. Игнатьева. Однако московские власти первыми выдвинули концепцию празднования, сделав акцент на прогрессивной роли Петра I в экономическом развитии страны и на его просветительской деятельности. Пиком торжеств должно было стать открытие в Москве Политехнической выставки, призванной показать достижения России в хозяйственной, технической и культурной сферах.
Петербург не собирался отставать и, со своей стороны, предложил проведение традиционных красочных церемоний в память об основателе новой столицы, вдохновившись в том числе праздничной атмосферой самой Петровской эпохи. Привлеченный к работе историк и искусствовед П. Н. Петров обратил внимание на отличительные особенности «затей» Петра I: «Относительно же характера празднеств в Петербурге при Петре I можно сказать, что этот Государь с 17-летнего возраста, хотя и любил огненные потехи, но чаще всего давал им назидательную форму для народа посредством транспарантов с аллегорическими или историческими изображениями, снабженными надписями, имевшими смысл, намекавший на современные обстоятельства, для всех понятные и легко отгадываемые. Цветной огонь, освещавший эти изображения, возвышал красоту и занимательность их взамен искусства исполнения, тогда недалекого. Форма декораций петровских фейерверков с транспарантами требовала процессий более или менее торжественных и многолюдных, проходивших чрез одни или двое триумфальные ворота, украшенные резьбой, живописью, флагами и цветами, с помещением при них музыкантов. Процессии чаще всего составлены были из особ обоего пола, наряженных в костюмы разных народов. Сбор невского парусного и гребного флота для эволюций2 под командою невского адмирала бывал также частью церемоний по программе торжеств петровских»3. Эти сведения учли при подготовке к празднованию.
Назидательный характер петровских торжеств отмечали как современники, так и потомки. В историческом контексте фигура царя-преобразователя, несмотря на многие спорные моменты, стала символом прогресса, просвещения и в то же время имперского величия. «Как известно, публичное почтение заслуг составляло самую характерную черту в жизни Петра I, и потомство относительно его теперь выполнило только свою обязанность, почтив заслуги Великого — припоминанием их»4...
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru