Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
31.10.2022
Даты, события, факты
Автор: Светлана Андреевна Лиманова
Памятник Петра Великого
«Во славе имя Петра» №11 (383) Ноябрь 2022 Подписаться

Прием ботика на Политехническую выставку 30 мая 1872 года

«Проходит 200 лет с того дня, как родился великий человек. Отовсюду слышатся слова: надобно праздновать двухсотлетний юбилей великого человека; это наша обязанность, священная, патриотическая обязанность, потому что этот великий человек наш, русский человек»1. С таких рассуждений начинались «Публичные чтения о Петре Великом» историка С. М. Соловьева. Лекции, собравшие огромное количество слушателей, читались в зале Московского Благородного собрания с февраля по май 1872 года, в канун грандиозного празднования 200-летия со дня рождения Петра I. Юбилей широко отмечался по всей Российской империи.

Замысел проведения торжеств возник в Москве и Петербурге примерно в одно время — за два года до знаменательной даты. В связи с этим по воле императора Александра II была создана правительственная комиссия из представителей различных министерств под председательством члена Государственного совета П. Н. Игнатьева. Однако московские власти первыми выдвинули концепцию празднования, сделав акцент на прогрессивной роли Петра I в экономическом развитии страны и на его просветительской деятельности. Пиком торжеств должно было стать открытие в Москве Политехнической выставки, призванной показать достижения России в хозяйственной, технической и культурной сферах.

Петербург не собирался отставать и, со своей стороны, предложил проведение традиционных красочных церемоний в память об основателе новой столицы, вдохновившись в том числе праздничной атмосферой самой Петровской эпохи. Привлеченный к работе историк и искусствовед П. Н. Петров обратил внимание на отличительные особенности «затей» Петра I: «Относительно же характера празднеств в Петербурге при Петре I можно сказать, что этот Государь с 17-летнего возраста, хотя и любил огненные потехи, но чаще всего давал им назидательную форму для народа посредством транспарантов с аллегорическими или историческими изображениями, снабженными надписями, имевшими смысл, намекавший на современные обстоятельства, для всех понятные и легко отгадываемые. Цветной огонь, освещавший эти изображения, возвышал красоту и занимательность их взамен искусства исполнения, тогда недалекого. Форма декораций петровских фейерверков с транспарантами требовала процессий более или менее торжественных и многолюдных, проходивших чрез одни или двое триумфальные ворота, украшенные резьбой, живописью, флагами и цветами, с помещением при них музыкантов. Процессии чаще всего составлены были из особ обоего пола, наряженных в костюмы разных народов. Сбор невского парусного и гребного флота для эволюций2 под командою невского адмирала бывал также частью церемоний по программе торжеств петровских»3. Эти сведения учли при подготовке к празднованию.

Назидательный характер петровских торжеств отмечали как современники, так и потомки. В историческом контексте фигура царя-преобразователя, несмотря на многие спорные моменты, стала символом прогресса, просвещения и в то же время имперского величия. «Как известно, публичное почтение заслуг составляло самую характерную черту в жизни Петра I, и потомство относительно его теперь выполнило только свою обязанность, почтив заслуги Великого — припоминанием их»4...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 11 (383) Ноябрь 2022 В этом выпуске:
«Во славе имя Петра» О праздновании в России 200-летия со дня рождения Петра I (1872)
Московские крыши Из истории практического использования плоских кровель в Москве XX века
Златые косы О женском головном уборе и его украшениях периода Московской Руси
Женя Памяти художницы, иконописца, педагога Евгении Олеговны Колесниковой (1987–2021)
Московский доктор академик Владимир Никитич Виноградов (1882–1964) Зигзаги жизненного пути
«Жажда писательства» Из эпистолярия Александры Ивановны Воиновой (1882–1970)
День Бородина* К 210-летию Бородинской битвы