Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
12.08.2024
К читателям
Автор: Грушина Анна Филипповна
Здание Московского Электрозавода
№ 8 (404) Август 2024 №8 (404) Август 2024 Подписаться

Старший научный сотрудник музея‑заповедника «Останкино и Кусково» С.А. Шапковская в нескольких номерах журнала, начиная с января нынешнего года, знакомила нас с родовой вотчиной графов Шереметевых — усадьбой Кусково. Взгляд изнутри позволяет увидеть то, что не лежит на поверхности, скрыто от внешнего мира. В данном случае — в архивах и запасниках. Теперь мы знаем подробности пребывания в усадьбе «просвещенных» французов в 1812 году, когда они квартировали здесь около трех недель в первый месяц осени: снимали с дворовых людей одежду и обувь, повозками отправляли в оставленную русскими войсками Москву ценности, кололи штыками картины… Рассказала автор и о том, как граф П.Б. Шереметев принимал в своем имении августейших особ, воссоздала пышную картину высочайших посещений усадьбы в XIX столетии; не осталось без внимания даже Кусково‑дачное. Хронологически повествование завершается в этом номере революционным 1917 годом. В 1919‑м в усадьбе был открыт музей (можно сказать, повезло).

Кажется, нет никакой связи между этим фактом и поэтическими строками Константина Симонова: «Все романы обычно на свадьбах кончают недаром: / Потому что не знают, что делать с героем потом», — но не зря же они вот сейчас всплыли в памяти… Жизнь усадьбы продолжалась и в советский период. Конечно же, в архивах ГМЗ «Останкино и Кусково» есть немало документов, содержащих сведения о реставрационных работах и экспозициях, о руководителях и экскурсоводах. Однако почти наверняка там не найдется никакой информации о рядовом сотруднике — стороже с необычной судьбой — Николае Михайловиче Пульхритудове (1898–1969). Между тем его пребывание в Кускове — весьма примечательный (по крайней мере, для меня; смею надеяться — и не только) эпизод в истории усадьбы.

Н.М. Пульхритудов родился в Пензе в семье священника. Окончил Пензенскую духовную семинарию. До своего рукоположения (1921) был иподиаконом епископа Иоанна (Поммера), направленного на эту кафедру Патриархом Тихоном для борьбы с набиравшим силу церковным расколом. Николай активно помогал владыке, а потому после утверждения в крае обновленческого высшего церковного управления оказался в Соловецком лагере особого назначения, где работал фельдшером. Освободившись, служил в московском храме Святителя Николая в Клённиках. В общине его так и называли — «Пензенский». В 1930‑х годах последовал новый арест. В северной ссылке иерей (по некоторым данным, к тому времени уже протоиерей, но документальных подтверждений этому мы пока не обнаружили) Николай познакомился с епископом Лукой (Войно-Ясенецким).

Отбыв ссылку, вернуться в столицу священник не мог. Поселился в Кускове, устроился сторожем в музей‑усадьбу. Будучи разносторонне образованным и владея иностранными языками, подрабатывал переводчиком в издательствах. Тайно служил на дому. Его давнее увлечение медициной (особенно гомеопатией) еще больше окрепло в общении с владыкой Лукой. Автору этих строк довелось быть знакомой с несколькими людьми, знавшими Николая Михайловича и даже пользовавшимися советами священника по медицинской части.

Помню Кусковский парк конца 1960‑х годов. От былого величия «Подмосковного Версаля» к тому времени не оставалось и следа. В дальних уголках запущенного парка можно было набрести на козу рогатую, привязанную к прочно вбитому в землю деревянному колу. Сторож Николай, оберегая усадьбу от дальнейшего распада, не разрешал местным жителям пасти здесь скот, за что и поплатился — однажды был жестоко избит, и это заметно сказалось на его здоровье. Погребен священник Николай Пульхритудов на Немецком (Введенском) кладбище в Москве на участке семейного захоронения Куприяновых — единомышленников и друзей Николая Михайловича еще по Пензе.

Вот такой штрих к биографии усадьбы Кусково.

«Я искал аналогии во всей истории архитектуры…» Алексей Викторович Щусев и Мавзолей
Пушкинские адреса Москвы Комментированный указатель
«Замок» на Хапиловке и его окрестности Из серии «Прогулки по Москве»
Жил и учился взахлеб К 90-летию со дня рождения академика Юрия Анатольевича Овчинникова (1934–1988)
Модерн на Воронцовской Модерн на Воронцовской
«Гуляем на ВДНХ…» К 85-летию Выставки достижений народного хозяйства
Гостеприимное Кусково. Век XIX О высочайших посещениях усадьбы Кусково в XIX столетии
«Я любил русскую природу…» Об анималисте Алексее Никаноровиче Комарове (1879–1977) — живописце, графике, скульпторе
lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн