Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
04.12.2024
Даты, события, факты
Автор: Соловьева Ольга Евгеньевна
2023 год. Архив Московского планетария
Московскому планетарию — 95 лет №12 (408) Декабрь 2024 Подписаться

Панорама Москвы в оформлении Большого звездного зала. Архив Московского планетария

В ноябре 2024 года Московский планетарий отмечает свое 95‑летие. В преддверии юбилея обнаружились новые данные, позволяющие подробнее проследить некоторые моменты становления и развития этого уникального научно‑просветительского учреждения.

Изначально для первого советского планетария не планировали строить новое здание, руководствуясь экономическими соображениями. Интересно, что и за рубежом планетарии нередко устраивались в зданиях, изначально исполнявших другую функцию. Так, например, в 1930 году планетарий Гамбурга разместили в водонапорной башне муниципального парка. Двумя годами ранее планетарий Рима занял античные термы Диоклетиана. Под Белградский планетарий приспособили здание бани.

Существовало как минимум две идеи относительно размещения планетария в Москве. Сначала речь шла о недостроенном на тот момент Александро-Невском соборе на Миусской площади. От идеи отказались, хотя в других городах России подобная практика нередко имела место: например, в Костроме планетарий до сих пор находится в бывшем храме. Второй вариант — помещение 2‑го Московского государственного цирка, который до революции назывался цирком братьев Никитиных. Планетарий там так и не оборудовали, а вот здание существует и по сей день, правда, в сильно измененном виде (Театр сатиры). И собор, и цирк сочли непригодными для установки в них проекционного аппарата и организации массовых показов звездного неба. Очевидно, решающим аргументом в пользу строительства для планетария особого здания явилась важность миссии, возлагаемой на научно‑просветительское учреждение нового для России типа.

 ■ ■

Исследователям пока только предстоит ответить на вопрос, как именно выбирался участок под планетарий. Из заметки в журнале «Строительство Москвы» (1930. №1) следует, что после отказа от идеи использования имеющихся зданий строительство планетария намечалось на Покровском бульваре напротив Дзержинских (бывших Покровских) казарм. Но и эта локация была отвергнута. В итоге планетарий начали возводить на Садовом кольце, вблизи Кудринской площади. Фактически он занял часть территорий зоопарка и бывшего Вдовьего дома. Очевидно, где‑то здесь у зоопарка в то время существовал еще один вход, поскольку в 1928 году возникла необходимость в сооружении нового входа взамен закрываемого при постройке планетария. Также, согласно архивным документам, строительство нового здания повлекло за собой снос располагавшихся здесь частных сараев, которые Моссовет обязался восстановить в другом месте.

Планетарий был отнесен от красной линии улицы на 70 метров, так как в то время слева и справа уже существовали «соседи» — женская гимназия (здание сохранилось до наших дней) и одна из построек бывшей усадьбы Мещерских-Бутурлиных (сейчас там стоит восьмиэтажный жилой дом). Если проследить историю места на портале etomesto.ru, можно заметить, что планетарий как объект появляется на карте Москвы только в 1933 году.

 ■ ■

Согласно справке от 28 мая 1928 года, общая стоимость строительства планетария по ориентировочным подсчетам Мосстроя составляла 293 тысячи рублей. Смета условно делилась на три раздела: железобетонный купол — 42220 рублей, цилиндр под куполом — 56250 рублей, прочие объемы (всего более 6 тысяч кубических метров) — 194530 рублей. Фактически появились только купол и цилиндр, причем от остальной части здания как бы и не отказались, просто отнесли ее ко второй очереди. Забегая вперед, скажем, что второй очереди так и не случилось, отчего на протяжении всей дальнейшей своей истории вплоть до реконструкции 2002–2004 годов планетарий постоянно испытывал дефицит помещений.

В итоге, как видно из архивных документов, здание обошлось Моссовету в сумму около 100 тысяч руб­лей (доктор архитектуры академик А.В. Анисимов называет несколько другие цифры: 250 тысяч по первоначальному проекту и 150 тысяч фактически). Сам же аппарат «Планетарий» был закуплен за границей. В выписке из протокола заседания Моссовета читаем: «Ассигновать из фонда непредвиденных расходов на оплату заказанного в Германии планетария, согласно копии заказа фирмы Цейсс, 67857 американских долларов (что тогда составляло 135 тысяч рублей. — О. С.) и ориентировочно на накладные расходы, связанные с доставкой планетария в Москву, включая пошлину, — 20 тысяч рублей, всего 155 тысяч рублей». На фоне столь солидных затрат достаточно небольшой кажется сумма гонорара, который получили за выполнение проекта архитекторы М.О. Барщ и М.И. Синявский, — 2000 рублей, что отражено в наряде на производство работ от 18 апреля 1928 года.

Германия предоставила советским специалистам возможность бесплатной стажировки. В архиве сохранился документ, которым товарищу Шистовскому, директору планетария, и товарищу Шевелеву из Московского отдела народного образования предписывалось пройти в Йене трехнедельный курс обучения по управлению прибором. Им же следовало закупить в Германии необходимые дополнительные запчасти и другое оборудование. Предполагалось, что они изучат процесс эксплуатации планетариев в Мюнхене, Дюссельдорфе, Ганновере и Берлине, оговорят с немецкими монтерами порядок работ по установке внутреннего купола.

 ■ ■

Первоначальный проект планетария М.О. Барщ и М.И. Синявский обнародовали в №3 журнала «Современная архитектура» за 1927 год. Статья называлась «Научный театр для рабочих масс». Текст сопровождался перспективами будущего здания. Пространство под полусферическим куполом кажется больше, чем сейчас, что подтверждается цифрами: зал планировалось устроить на 1440 мест (для сравнения: фактически в 1929 году было организовано около 500 мест, сейчас их 356). От помещения с куполом отходит вытянутый корпус, пристроенный слева от главного входа. Здесь в числе прочего предполагалось разместить астрономический музей, квартиру директора, котельную, умформер (преобразователь электрического тока). Кстати, и сам вход выглядел иначе, нежели сегодня: плоский козырек, опирающейся на колонны. Судя по подписям, эти эскизы экспонировались на Первой выставке современной архитектуры (1927).

Однако позже проект претерпел изменения. Главное, что бросается в глаза при его сравнении с реализованным, — купол стал параболическим. Как предполагает академик С.О. Хан-Магомедов, это могло произойти под влиянием невоплощенного футуристического проекта архитектора‑авангардиста И.И. Леонидова (клуб нового типа с двумя куполами параболической формы), первым использовавшего в своих работах подобные решения. Построенный в итоге планетарий перекрыт железобетонным параболическим куполом с подвешенным к нему экраном‑полусферой.

 ■ ■

Как выяснилось недавно из архивных документов, к строительству здания был причастен еще один видный архитектор эпохи авангарда — Г.М. Людвиг. В 1921 году он с отличием окончил инженерно‑строительный факультет Московского высшего технического училища. Среди его реализованных проектов — здание советского посольства в Турции (1924–1926). По словам все того же С.О. Хан-Магомедова, Людвиг сочетал в одном лице сугубо рационального ученого‑конструктора и увлеченного динамичными композициями художника. К новой архитектуре Генрих Маврикиевич шел через символику форм и глубокое освоение техники строительства и прикладных инженерных наук — некий символический функционализм на базе научно‑технических достижений. Известно, что в период строительства планетария Г.М. Людвиг победил в закрытом конкурсе проектов перекрытия летней эстрады в Московском ЦПКиО. Предложенный им вариант как наиболее экономичный был осуществлен. Другой его проект — перекрытие арены на 6 тысяч зрителей для музыкальных и эстрадных концертов: основой конструкции выступало железобетонное кольцо, опирающееся одной стороной на фундамент, а другой — на верхнюю часть ограждения амфитеатра.

В общедоступных источниках причастность Г.М. Людвига к строительству планетария не отражена. Между тем его фамилия фигурирует в архивных документах Мосстроя, из коих следует, что здесь Людвиг решал прикладную, но тем не менее очень важную задачу — расчет конструкции купола, ставшего неотъемлемой частью панорамы столицы и одним из символов эпохи конструктивизма...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 12 (408) Декабрь 2024 Возможность невозможного
Московскому планетарию — 95 лет Малоизвестные страницы ранней истории Звездного дома
«Жажда жизни и жажда борьбы» Об искусствоведе, театральном критике, педагоге Павле Ивановиче Новицком (1888–1971)
Двое из пестрой толпы О знакомых М. Ю. Лермонтова — супругах Иване Яковлевиче (1814–1865) и Александре Александровне (1817–1884) Вадковских
Корея, Канада, Ливия, Таиланд Из воспоминаний
«Осуществление дерзновенной мечты человечества» Космический комплекс в Останкине
Метростроевский Маресьев Так называли ветерана Московского Метростроя Николая Алексеевича Феноменова (1912–1987)
«Высокое звание человека» О московском купце и городском голове Михаиле Леонтьевиче Королеве (1807–1876)
Крепко держа свой пастырский посох... К 95-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея руси Алексия II (ридигера. 1929-2008)