Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
31.10.2024
Свидетельства эпохи
Автор: Иванченко Анна Владимировна
А.А. Лавров. Христос Воскресе. Открытка поздравительная пасхальная. Репринт. М., 2014. ГМИЛИКА. КП 67244/005. 18428679. Государственный центральный музей современной истории России
«За Веру, Царя и Отечество» №11 (407) Ноябрь 2024 Подписаться

С.И. Ягужинский. Тем, чьи подвиги так ярки, шлём пасхальные подарки! Открытка. М., 1915. 1 л

Почтовые открытки за короткий период — от времени их появления в XIX веке до Первой мировой войны — успели оказать большое влияние на повседневную жизнь людей, сделавшись важным элементом коммуникативной культуры. Открытка являлась неотъемлемым атрибутом праздников и путешествий. Тем самым она обладала функцией подарка и одновременно представляла собой способ поддержания связи с родными и близкими.

Восприятие открыток детьми дореволюционной России демонстрируют, например, воспоминания сестры Марины Цветаевой Анастасии: «Мы любили рождественские и новогодние картинки. Они висели над кроватями, крася день и отход ко сну. В ту пору были светящиеся насквозь открытки, сиявшие зеленовато‑лунным блеском, — замки, ночи, пейзажи, здание Большого театра»1. Дети наслаждались не только картинками, но и процессом надписания и отправки открыток: «Марусин, уже бисерный, почерк шелестел пером по открыткам; я, высунув от усердия язык, быстро корябала приветы в Италию и Россию»2.

На развитие российской открыточной индустрии значительно повлияла начавшаяся Первая мировая война. Это влияние обусловливалось прежде всего необходимостью усиления патрио­тической пропаганды.

В Москве изданием пасхальных и рождественских открыток занималась типолитография братьев Германа-Юлиуса и Вильгельма-Теодора Менертов на Большой Полянке. Еще до войны она изготавливала упаковки для таких известных московских парфюмерных фабрик, как «Брокар» и «Ралле», а также обертки для конфет товарищества «Эйнем»3. В годы войны к иллюстрированию открыток типолитография привлекала таких художников, как Александр Петрович Апситис, Александр Алексеевич Лавров, Сергей Иванович Ягужинский. А.П. Апситис работал в жанре поздравительной открытки в России и Латвии, иллюстрировал книги об Афонском монастыре, занимался росписями в Новом Афоне, а после революции стал одним из родоначальников советского плаката4. А.А Лавров еще до Первой мировой войны рисовал миниатюры к пасхальным и рождественским открыткам, на большинстве из них в качестве главных персонажей изображая детей — представителей деревенской и городской бедноты5. С.И. Ягужинский в создаваемых им с 1900‑х годов открытках делал акцент на русских типах6.

Одним из аспектов «открыточной» репрезентации темы Первой мировой войны выступает образ воина. На пасхальных открытках А.А. Лаврова из серии 1915 года этот образ фигурирует в рамках двух эпизодов — на поле боя и у братской могилы. Эпизоды представлены на писанках, то есть на художественно расписанных пасхальных яйцах. Однако художник применил здесь эффект треснутого яйца — изображение не имеет четких контуров и кажется помещенным внутрь писанки.

Эпизод на поле боя демонстрирует воина‑казака, узнаваемого по элементам одежды (папаха) и оружию (сабля). Он показан скачущим на коне вперед как бы прямиком из яйца7. Данное изображение фиксирует участие в войне казачьих войск, а также подчеркивает важность их участия, поскольку казаки славились своей боевой подготовкой и непоколебимой готовностью сражаться за веру и отечество.

Эпизод посещения солдатом на Пасху братской могилы символизирует воинское братство и честь8. Однако для пасхальных открыток он являлся специфичным: за все время, прошедшее с их появления, подобный сюжет нигде больше не изображался. Но вот в 1916 году этот сюжет приобрел актуальность: в праздничную ночь на 10 апреля москвичи отправились к могилам на Братском кладбище жертв Первой мировой войны во Всехсвятской роще (ныне — мемориальный комплекс на Новопесчаной улице, восстановленный после его уничтожения в советское время9), созданном по инициативе великой княгини Елизаветы Федоровны10. Также на вышеупомянутой пасхальной открытке в собирательном образе русского солдата явственно проглядывают черты императора Николая II (форма усов и бороды, очертания скул, простые солдатские шинель и фуражка). Важная деталь: могила, которой кланяется солдат, принадлежит погибшему казаку, на что указывают лежащие рядом папаха и шашка, — еще одно напоминание об участии в войне казачьих войск и свидетельство благодарного отношения общества к ним.

Вторым аспектом репрезентации темы Первой мировой войны на пасхальных и рождественских открытках, изданных в Москве, является патриотическая пропаганда. Она представлена сюжетами, так или иначе выражающими интенции любви к Отечеству, к его истории, культуре, традициям11; здесь можно наблюдать также попытки конструирования общественного мнения в отношении будущего страны и мира, исторических и культурных ценностей, за которые необходимо бороться, констатацию дружеских союзнических связей России с другими державами — членами антигерманской коалиции.

Представления о будущем непосредственно связаны с обстановкой на международной арене. В соответствии с этим А.П. Апситис, изображая планету, брал за основу опять‑таки яйцо. На первый план здесь выходила европейская часть мира, охваченная грандиозным военным конфликтом. Будущее воплощалось в образе ангела, высящегося над миром — яйцом. На разных открытках он либо молится Богу, либо торжествует победу, держа в руках пальмовую ветвь12. Также ангел сострадает мученикам, простирая руку к женщинам, солдатам и старикам. Тема мученичества продолжается на открытке, где мир‑яйцо изображен в виде горы, обвитой долгой и сложной каменистой дорогой, по которой люди преодолевают трудный путь навстречу солнцу, символизирующему новую жизнь13.

Наиболее яркое выражение патрио­тическая пропаганда нашла на мос­ковских пасхальных и рождественских открытках художника А.А. Лаврова. Рождественские рисунки аналогичны пасхальным, только фон зимний — снег и ели. На открытках, наряду с образами воинов, присутствуют лозунги, среди них — «За Веру, Царя и Отечество» и «Отечественная война 1914–1915»14. Наименование войны Отечественной и ее датировка 1914–1915 годами говорит о том, что относились к ней с энтузиазмом и ожидали быстрого исхода не только в высших кругах, но и в массах. Изображения включали в себя также строки из гимна Российской империи — «Царствуй на славу нам» или «Царствуй на страх врагам»15.

Еще один аспект репрезентации темы Первой мировой войны на пасхальных и рождественских открытках — образ сестры милосердия. На пасхальной открытке А.А. Лаврова 1915 года изображено обследование сестрой милосердия раненого бойца16; в глазах девушки, проверяющей повязку на его голове, — обеспокоенность и сострадание. Пасхальная открытка за авторством А.П. Апситиса: сестра милосердия и раненый офицер умиротворенно созерцают вид, открывающийся из окна госпиталя; за окном — храм небольшого уездного города17; в отличие от открытки Лаврова, здесь яйцо фигурирует только в качестве контура миниатюры, лишенное художественного праздничного оформления. На рождественской открытке 1915 года А.П. Апситиса отображена почтовая функция Российского общества Красного Креста: сестра милосердия приносит солдату посылку, на столе лежит непрочитанное письмо18...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 11 (407) Ноябрь 2024 Зачем должно знать историю
Военный комиссариат Москвы Страницы прошлого
Московский Иоанно-Предтеченский монастырь Страницы истории и день сегодняшний
«За Веру, Царя и Отечество» Тема Первой мировой войны на московских пасхальных и рождественских открытках (1914–1917)
Пушкинские адреса Москвы Комментированный указатель
Крестный Воспоминания Надежды Борисовны Терещенко об архиепископе Киприане (Зернове)
«Приносить пользу своим участием» О Братолюбивом обществе в Москве и правителе его дел Иване Юльевиче Давидове (1824–1891)
Музей воды в Москве Заметки посетителя
Московскому зоопарку — 160 лет (1864–2024) Исторический очерк