Здание Английского клуба. 1900–1904 годы
Страстной бульвар
№ 10
В этом доме Пушкин бывал в гостях у писателя‑сентименталиста П. И. Шаликова. Поэт относился к сочинениям своего приятеля иронически, но ценил его как человека и считал «достойным уважения». Здесь же, на Страстном бульваре, находилась книжная лавка А. С. Ширяева, с которым Александра Сергеевича связывали деловые отношения. Ширяев был комиссионером Пушкина по продаже его сочинений («Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Евгений Онегин» и других).
Тверская улица
№ 13
Известное всем москвичам здание мэрии Москвы до 1917 года являлось резиденцией московских генерал‑губернаторов. В пушкинское время эту должность занимал Д. В. Голицын, у которого поэт бывал с женой на балах. С 1821 года чиновником особых поручений при генерал‑губернаторе, а с 1822‑го — советником московского губернского правления состоял Б. К. Данзас, секундант Александра Сергеевича на злополучной дуэли у Черной речки.
№ 14
Недалеко от памятника А. С. Пушкину на Страстной площади, на углу Козицкого переулка и Тверской улицы, стоит дом № 14. В нем находятся гастроном «Елисеевский» и культурный центр «Интеграция» имени Н. А. Островского. Здание возводилось по проекту М. Ф. Казакова в 1780-х годах (позже неоднократно перестраивалось). 26 декабря 1826 года поэт побывал здесь на прощальном вечере, устроенном хозяйкой З. А. Волконской в честь невестки — Марии Николаевны Волконской (в девичестве Раевской), жены декабриста С. Г. Волконского, направлявшейся в Сибирь к мужу, который отбывал каторгу на Нерчинских рудниках. Пушкин знал М. Н. Волконскую еще девочкой в пору странствий по Кавказу и Крыму, когда останавливался у Раевских. Он уверял Марию Николаевну, что обязательно навестит ее и мужа после того, как отправится в Сибирь собирать материалы для книги о Пугачеве, однако это намерение ему осуществить не удалось.
№ 15
А. С. Пушкин приятельствовал с писателем А. А. Перовским (псевдоним — «Антоний Погорельский») — автором в числе прочего ставшей хрестоматийной сказки «Черная курица, или Подземные жители». В 1834 году Алексей Алексеевич поселился в доме Олсуфьева на Тверской улице (не сохранился), где некоторое время работал художник К. П. Брюллов. В этом доме Пушкин бывал и видел брюлловские «недоконченные картины». Существует даже легенда, переданная учеником Брюллова А. Н. Мокрицким, будто бы поэт, стоя на коленях, просил художника подарить ему рисунок «Съезд на бал к австрийскому посланнику в Смирне». Однако Брюллов, обещавший отдать рисунок княгине Салтыковой, отказал.
№ 21
Сегодня в этом здании — бывшем дворце графов Разумовских — располагается Государственный центральный музей современной истории России, а в 1831 году в нем помещался Английский клуб — один из центров дворянской жизни Первопрестольной в XIX веке. Пушкин являлся членом клуба, но относился к своему членству с иронией, о чем писал жене (1833): «В клобе я не был — чуть ли я не исключен, ибо позабыл возобновить свой билет. Надобно будет заплатить 300 рублей штрафу, а я весь Английский клоб готов продать за 200». В звании российского джентльмена он состоял не более четырех лет, успев, видимо, за это время неоднократно разочароваться в собиравшемся там обществе. Например, придя в клуб в июле 1830 года, поэт рассчитывал услышать мнения по поводу начавшейся во Франции революции, однако окунулся в пустословное обсуждение указа московского генерал губернатора Д. В. Голицына о запрещении карточной игры экарте. В марте 1827 года московские джентльмены дискутировали вопрос о возможности заказывать в клубе не весь ужин, а отдельные блюда из меню. «Этот вздорный спор вооружает одну часть Английского клоба против другой, как важное какое нибудь дело, и вчера еще был большой шум, и в субботу станут баллотировать вздор этот», — сетовал А. Я. Булгаков. Быть может, указанные кулинарные прения вдохновили Пушкина на черновые строки из «Евгения Онегина»:
В палатах Английского клоба
(Народных заседаний проба),
Безмолвно в думу погружен,
О кашах пренья слышит он.
Театральная площадь
Пушкин бывал на спектаклях Большого (Петровского) театра образца 1825 года. В 1853 году это здание выгорело и было в значительной степени обновлено.
Троицкая улица
№ 19
По этому адресу находился дом историка, этнографа, археолога, профессора Московского университета И. М. Снегирева, у которого А. С. Пушкину также доводилось бывать. Являясь цензором Московского цензурного комитета, Снегирев по долгу службы занимался и сочинениями поэта, причем нередко к ним придирался. Например, у строгого Ивана Михайловича вызвали нарекания «выражения, противные нравственности, в “Сцене из Фауста”». Пушкина это раздражало, о чем он упоминал в письме к М. П. Погодину: «Победа, победа! “Фауста” царь пропустил, кроме двух стихов: “Да модная болезнь (сифилис. — Ред.), она / Недавно вам подарена”. Скажите это от меня Господину (И. М. Снегиреву. — Ред.), который вопрошал нас, как мы смели представить пред очи его Высокородия такие стихи! Покажите ему это письмо и попросите Его Высокородие от моего имени впредь быть учтивее и снисходительнее». В одном из писем к И. М. Снегиреву Александр Сергеевич даже обещал жаловаться на него. Несмотря на трения, общение не прекращалось, и Пушкин даже приглашал профессора к сотрудничеству в своем журнале «Современник»
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru