В центре архитектор Василий Иванович Ерамишанцев среди коллег за работой. Публикуется впервые. РГАЛИ. Ф. 2466, Оп. 4, Ед. хр. 861, Л. 32
В Москве от Таганской площади до площади Крестьянская Застава проходит радиальная улица. Название «Воронцовская» она получила по Новой Воронцовской слободе, образованной, когда в 1639 году часть Воронцовской слободы, находившаяся на Воронцовом поле, переселилась за Яузу. В пожаре 1812 года деревянная застройка слободы полностью выгорела. Но в 1813–1817 годах улица отстроилась; на ее ближайшей к Таганской площади половине появились каменные дома, на другой — деревянные. В конце XIX века здесь возникает промышленность — табачно‑гильзовая, парфюмерная, аптечные фабрики, колбасный завод.
В начале Воронцовской улицы по четной стороне сохранился купеческий особняк, который, однако, трудно разглядеть: он встроен в объем производственного здания, увенчанного водонапорной башней. На рубеже XIX–XX веков им владела купеческая вдова Агриппина Евстигнеевна Грязнова1. В 1902 году фармацевт и парфюмер Леопольд Яковлевич Столкинд покупает этот дом и прилегающий участок земли с расчетом на строительство производственных и складских помещений своего предприятия. В адрес‑календаре «Вся Москва» на 1902 год находим такие сведения: «Торговый дом “Столкинд Леопольд и Ефим Яковлевичи” — контора на Лубянском проезде2. Проживает в собственном доме на Воронцовской ул.»3.
Леопольд Столкинд занимался выпуском препаратов на основе лекарственных растений. Компания объявляла о себе так: «Оптовая продажа наилучшей уксусной эссенции, лаков для обуви, глянец‑крахмала, жидкого конторского клея, американского мыла для вывода пятен и чистки серебра, ваксы Молния, американского каучука для починки резиновых галош». По всей России славилось средство от клопов, тараканов и моли «Антипаразит». В списке медикаментов значился и шоколад. Он был жидким и горьким и считался снадобьем на все случаи жизни. Фирма не довольствовалась обычной газетной рекламой («Милая мамочка! Покупай мне шоколад с лецитином Леопольда Столкинда. Мне тоже хочется поздороветь, как Коля, Лиза и Петя. Они были такие худые, бледные, слабенькие, плохо бегали, а теперь смотри, какие они румяные, толстые, сильные, а все оттого, что ели много шоколада с лецитином Леопольда Столкинда») и нашла креативное решение — заказала партию театральных вееров с надписью «Шоколадъ съ лецетиномъ Леопольдъ Столкиндъ и Кo».
Согласно адрес‑календарю «Вся Москва» на 1907 год, в разделе «Парфюмерный товар, фабрики и заводы» по адресу «Воронцовская ул., собственный дом» значится «“Столкинд Л. и Ко”. Пар. сил. 8, рабочих 50, общая поверхность нагрева 1236 кв. фут, 4 котла»4. Товары под этой торговой маркой занимали обширную собственную нишу на рынке бытовой химии. 23 февраля 1910 г. был зарегистрирован устав торгово‑промышленного товарищества «Леопольд Столкинд и Ко»5.
В адрес‑календаре «Вся Москва» на 1912 год по адресу «Воронцовская ул., собственный дом» уже указано «Торгово‑промыш. Об‑во “Столкинд и Ко”» — контора и склад. Телефон 30-27. И здесь же акционерное общество «Эрманс и Ко» — правление и главная контора. Телефон 30-27. А сам Л. Я. Столкинд числится в составе совета директоров последнего6. Произошло поглощение одной фирмы другой? Или образовался какой‑то обоюдовыгодный союз двух фирм? Во всяком случае, теперь все товары выпускаются под маркой «Эрманс и Ко».
Несмотря на то, что Леопольд Столкинд вошел в совет директоров АО «Эрманс и Ко», у него остался торговый дом «Братья Столкинд и Ко» (аптекарские и парфюмерные товары), расположенный по адресу:
Сокольническое шоссе, 237. В ЦГА Москвы хранится «Дело об обложении государственным промысловым налогом Московского товарищества торговли аптекарскими товарами “Бр. Столкинд и Ко” (26 марта 1916 — 1 октября 1918)»8. Это последнее упоминание торгового дома Столкинда.
Константин Александрович Эрманс родился в Вильно 21 сентября 1868 года, но судьбу свою и профессиональную деятельность связал с Москвой, где окончил Императорский Московский университет по специальности «фармацевт». В начале карьеры управлял серпуховской земской аптекой (1888–1890)9. По службе был лично знаком с доктором А. П. Чеховым, вместе с ним участвовал в деятельности Серпуховского уездного земского санитарного совета и, как сказано в некрологе, «быстро проникся лучшими традициями русских земских работников того времени»10.
Затем он открыл торговый дом «Константин Эрманс и Ко» в Москве с отделением в Бухаре (продажа аптекарских, москательных товаров и всех принадлежностей для аптек и больниц)11. Дело пошло настолько успешно, что 24 декабря 1898 года был утвержден устав Московского общества производства аптечных и химических товаров и торговли ими «К. Эрманс и Ко»12. Розничный магазин располагался на углу Тверской улицы и Брюсова переулка, аптека и химическая лаборатория — в Кунцеве. Предприятие выпускало и продавало, помимо аптекарских, и другие не менее полезные товары самого широкого назначения: нашатырно‑скипидарное мыло, средства от насекомых — жидкость от клопов, тараканов, моли, духи от комаров(!) и тому подобные. Широко была представлена парфюмерия и косметика, причем особое внимание уделялось дизайну упаковок.
Общество занималось также производством фотографических химикатов и бензина. Первоначально бензин использовался как антисептическое средство, а затем его начали приобретать владельцы автомобилей. На территории Российской империи после взрыва в минской аптеке отпускать бензин разрешалось только со складов производителя. Склад фирмы находился на Воронцовской улице, 10. У предприятия имелись собственные плантации для добычи водорослей за городом и на морях. Продукция занимала прочные позиции на рынке, пользуясь широким спросом. В годы Первой мировой войны фирма выпускала множество разнообразных товаров для госпиталей.
Владельцем же всего, чем распоряжался наемный менеджер Эрманс, являлся крупный предприниматель дворянин Александр Александрович Беляев (1866–?). После окончания с золотой медалью Московской 5‑й гимназии и медицинского факультета Императорского Московского университета он занимался врачебной практикой, состоял в должности врача Московской конторы императорских театров. Женитьба на дочери мануфактур‑советника Романа Романовича Кёлера (1838–1907), основателя аптекарской торговли в России, позволила ему войти в семейное дело. В 1910 году его избрали членом правления АО «Эрманс и Ко». Именно А. А. Беляев выкупил у химика и фабриканта Л. Я. Столкинда уже отлаженное производство. И, похоже, рецептуру продукции тоже. Благодаря энергии, коммерческой смекалке и предприимчивости Беляева и Эрманса фирма увеличила оборот с 1 млн рублей до 5 млн, став одним из крупнейших предприятий в своей отрасли. Открывались отделения Общества во многих городах — например, в Баку. Бакинское отделение владело аптекой и аптечным магазином.
Эрманс вращался в среде московской интеллигенции, в артистических кругах, где познакомился с Ф. И. Шаляпиным. Еще больше он сблизился со знаменитым певцом после женитьбы на Варваре Ивановне Страховой — неизменной партнерше Шаляпина в оперных постановках. Дочь Шаляпина Марина вспоминала: «Варвара Ивановна Страхова, которая с папой когда‑то пела у Мамонтова, вышла замуж за очень хорошего человека, который стал большим папиным другом. Своих детей у них не было, и Варвара Ивановна
давала другим детям уроки пения. Ее сестра, Анна Ивановна, тоже жила с нами, мы ее называли Аннуля. Она за нами смотрела, как вторая мама, когда мама с папой путешествовали»13. В Российском национальном музее музыки сохранилась фотография, сделанная в 1900 году в Ницце: К. А. Эрманс с Ф. И. Шаляпиным, оперным певцом Антоном Владиславовичем Секар-Рожанским и его супругой Еленой Рудольфовной Винтер-Рожанской (дочь антрепренера, официального руководителя Русской частной оперы, спонсируемой Саввой Мамонтовым). После революции Эрманс с женой уехали в Константинополь, где Константин Александрович состоял членом Общества русских врачей, затем перебрались в Берлин и, наконец, в Париж на квартиру Ф. И. Шаляпина, в которой и проживали 15 лет вплоть до кончины Федора Ивановича14. В 1925 году Эрманс вступил в масонскую ложу «Астрея»15, позже (1927–1928) был ее казначеем16. Скончался 30 декабря 1957 года на 90‑м году жизни в «Доме Земгора» — приюте для престарелых русских белоэмигрантов. В 1959 году умерла Варвара Ивановна17.
В апреле 1918 года вышел декрет о национализации химико‑фармацевтических предприятий. Фабрика «К. Эрманс и Ко» была преобразована в Химфармзавод № 1. В 1928–1932 годах заводы перепрофилировали и модернизировали, выпуск парфюмерных и косметических изделий прекратился. В 1976 году на базе пяти старейших московских заводов создается производственное объединение «Мосхимфармпрепараты». В его состав и вошел Химфармзавод № 1 — как головное предприятие. В 1982 году объединению присвоили имя Н. А. Семашко (с 2006 года — ОАО «Мосхимфармпрепараты»).
Авторство здания по Воронцовской улице не вызывает никаких сомнений — это архитектор Василий Иванович Ерамишанцев (1875–1958). Но вот относительно датировки есть определенные разночтения. В специальной и краеведческой литературе дата постройки варьируется18. В РГАЛИ хранятся личные листки Союза Советских архитекторов, собственноручно заполненные В. И. Ерамишанцевым 25 апреля 1949 года и 15 мая 1956‑го, краткая автобиография, творческая характеристика. Во всех этих документах присутствует перечень архитектурно‑проектных работ с указанием дат и без таковых. Период проектирования и строительства в первом случае отнесен к 1910–1911 годам19, во втором — к 1909–1910‑му20, в машинописной творческой характеристике, составленной около 1944 года, указывается 1906 год21...
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru