Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
12.08.2024
Как это было
Автор: Маслова Юлия Валерьевна
А.В. Щусев. Проект второго временного (деревянного) Мавзолея В.И. Ленина на Красной площади в Москве. Перспектива. Бумага, карандаш, угольный карандаш, сангина. 1924 г. ГНИМА
«Я искал аналогии во всей истории архитектуры…» №8 (404) Август 2024 Подписаться

А.В. Щусев. Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади в Москве. Бумага, карандаш, акварель. 1940 год. ГНИМА

В 2024 году исполняется сто лет со дня постройки первого, деревянного Мавзолея В.И. Ленина (1924) по проекту Алексея Викторовича Щусева (1873–1949). Каменный появится только спустя шесть лет, в 1930 году, навсегда изменив планировку Красной площади. О своем знаменитом сооружении автор написал небольшую статью, опубликовав ее в 1937 году в «Архитектурной газете». В 1950‑х годах в печати появились воспоминания брата архитектора, Павла Викторовича, под названием «Страницы из жизни академика А.В. Щусева» — в них целая глава посвящена истории строительства усыпальницы вождя. В 1972 году увидело свет фундаментальное исследование С.О. Хан-Магомедова о возведении и архитектуре Мавзолея. Но все это вторично по сравнению с живой речью А.В. Щусева, любившего выступать перед различными аудиториями (по свидетельствам современников, говорил он увлекательно и «без бумажки»); она, в отличие от официальной статьи, способна раскрыть интереснейшие подробности, малоизвестные не только широкой публике, но и специалистам.

Одну из таких речей А.В. Щусев произнес в Академии наук СССР в год 800‑летия Москвы. Юбилейную дату академия отметила заседанием, состоявшимся 8 сентября 1947 года, и сессия­ми ряда своих отделений. В повестке дня сессии отделения истории и философии АН СССР (9–11 сентября) стояли вопросы истории Москвы и ее культурной жизни. Вскоре было опубликовано краткое описание сделанных на сессии докладов. Так, академик‑секретарь отделения Б.Д. Греков отметил, что история Москвы начинается раньше 1147 года, зафиксированного в письменном источнике. Поэтому первый доклад профессора А.В. Арциховского посвящался археологии столицы. Член‑корреспондент АН СССР С.В. Бахрушин посвятил свой доклад новому на тот момент источнику исторических сведений о Первопрестольной — монастырским приходо‑расходным книгам XVI века. Академик И.Э. Грабарь в докладе «Из истории архитектуры Москвы» указал, что мос­ковская архитектура XVIII века до сих пор не изучена и представляет немало загадок. Тема доклада профессора С.Н. Дурылина звучала так: «Театр Москвы XIX–XX веков». Ряд докладов отразил историю большевистской организации в Москве. Наконец, «выступивший в заключение сессии академик А.В. Щусев ознакомил собравшихся с историей проектирования и сооружения Мавзолея В.И. Ленина»1.

По счастью, в Российском государственном архиве литературы и искусства сохранилась стенограмма этой речи А.В. Щусева, сказанной 11 сентября 1947 года. Мы проведем небольшое сравнение вышеупомянутой щусевской статьи в «Архитектурной газете» со стенограммой, выбрав из последней ключевые моменты, в статье не отраженные. Заметные «неровности» и «шероховатости» стенографического текста (сохраненные нами в цитируемых фрагментах) свидетельствуют о том, что доклад читался «вживую».

Начитает Щусев с описания Красной площади, которую он считал «решающим моментом в деле и архитектуры Мавзолея, и образа Мавзолея как памятника великому вождю Владимиру Ильичу Ленину»2. Алексей Викторович перечисляет известные изображения площади, начиная с ХVII века, выполненные Маттеусом Мерианом, Августином Мейербергом, Адамом Олеарием; говоря о ХVIII столетии, упоминает о Джакомо Кваренги, Фридрихе Гильфердинге, Питере Пикаре, Федоре Яковлевиче Алексееве и других художниках, в чьих произведениях запечатлена тогдашняя Москва. «Самые характерные в ХVIII веке — рисунки Алексеева, где Красная площадь изображена с питейным заведением посередине, затем с ларьками. Я в данном случае, как старожил Москвы, помню Красную площадь 56 лет тому назад, когда я молодым человеком приехал учиться в Академию. Это было в 1891 году, и поэтому я могу описать ее. Это была довольно грязная площадь, вымощенная булыгой. ГУМ нынешний только строился, но Бове ряды были сломаны; у стены стояли ларьки, торговали всякой снедью, игрушками, всякой всячиной. Она была запущенна. На фоне Василия Блаженного, Лобного места в Кремлевских стенах это было величественное зрелище, но все в прошлом. Как Вы знаете, Кремль был проходной, через него проезжали извозчики для сокращения обхода вокруг Кремля. В одни ворота въезжали, в другие выезжали. Это продолжалось довольно долго. И вот после революции Красная площадь — Некрополь, в котором под стеной похоронены борцы революции. Это место сделалось, таким образом, некрополем революции»3.

Напомним, с чего началось строительство Мавзолея. В ночь с 21 на 22 января 1924 года состоялись заседания экстренного Пленума ЦК партии и Президиума ЦИК, наметившие мероприятия по увековечиванию памяти В.И. Ленина. Под председательством Ф.Э. Дзержинского образуется специальная комиссия. Организация похорон поручается члену комиссии В.Д. Бонч-Бруевичу. 26 января в 24 часа доступ к гробу Ленина был прекращен. ЦИК СССР принял решение поместить гроб в склепе, сделав доступным для посещения; склеп же соорудить у Кремлевской стены на Красной площади «среди братских могил борцов Октябрьской революции»4.

Далее в «Архитектурной газете» А.В. Щусев пишет: «В артистической комнате при Колонном зале, куда меня провели, находились члены правительства и комиссия по похоронам В.И. Ленина. От имени правительства мне было дано задание немедленно приступить к проектированию и сооружению временного Мавзолея для гроба Ленина на Красной площади. Я имел время только для того, чтобы захватить необходимые инструменты из своей мастерской, а затем должен был направиться в предоставленное мне для работы помещение. Уже наутро необходимо было приступить к разборке трибун, закладке фундамента и склепа Мавзолея»5. А теперь сравним со стенограммой: «Поэтому, когда скончался Владимир Ильич, то в связи с постройкой Мавзолея, а Мавзолея не хотели сначала строить (выделено мной. — Ю. М.), меня вызвали просто как архитектора и предложили в одну ночь сделать не Мавзолей, а такую усыпальницу временную, где бы тело Владимира Ильича могло бы сохраниться месяца, скажем, 2 для обозрения теми лицами, которые хотели бы с ним попрощаться. А дальше неизвестно, что будет: удастся ли бальзамирование или не удастся. И все это шло на ходу. И мне пришлось построить в течение нескольких зимних дней и ночей (трех) при помощи взрывных команд в мерзлой земле просто деревянное сооружение, засыпанное между стенами опилками, с (пропущено слово. — Ю. М.) временного характера и надписью лаконической “ЛЕНИН”»6. Иными словами, Щусев дает понять аудитории, что о бальзамировании тела Ленина изначально речи не было. Деревянный Мавзолей предназначался для прощания и, вероятно, последующего захоронения тела вождя.

В статье довольно сдержанно, скупо, без лишних эмоций передан процесс определения окончательной формы усыпальницы: «Прежде чем приступить к эскизу Мавзолея, я пригласил для совещания о его архитектурных принципах покойного Л.А. Веснина и арх[итектора] Антипова7. На совещании я высказал свои соображения, что силуэт Мавзолея не должен быть высотным, а иметь ступенчатую форму. Надпись на Мавзолее я предложил простую — одно слово, в котором заключено столько волнующего смысла для всего трудящегося человечества. Это слово — Ленин»8. На заседании сессии А.В. Щусев не без гордости подчеркивает, что не сомневался ни в выборе формы, ни в определении размеров Мавзолея: «Но я предугадал уже тогда ступенчатую форму этого сооружения. Это сооружение было просто из досок. Благодаря тому, что в течение 3‑х месяцев было найдено лицо — ученый, профессор Воробьев9, которому удалось провести бальзамирование тела, бальзамирование, которое дало возможность телу сохраниться продолжительное время, — мне было сказано, что в мае месяце нужно сделать временный Мавзолей с тем, что будет объявлен всемирный конкурс, на котором этот вопрос будет окончательно решен. <…> Я как опытный архитектор, много работавший в таких монументальных постройках, не ошибся в размерах и дал такие размеры, которые могли удовлетворить. Они остались незыблемыми. В мае месяце мне пришлось сделать деревянный Мавзолей, т. е. сделать чехол над тем сооружением, которое было создано в течение этих трех дней и ночей, и придать ему тот идеологический облик, который бы напоминал, что тут лежит вождь пролетариата — трибун. Эту философскую идею в архитектуре мне нужно было провести без конкурса, так как конкурс объявлялся всемирный, это дело длительное, а тут нужно было в один месяц сделать временный Мавзолей, который бы мог удовлетворить на несколько лет, пока будет сооружен новый»10...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 8 (404) Август 2024 Кусково известное и неизвестное
«Я искал аналогии во всей истории архитектуры…» Алексей Викторович Щусев и Мавзолей
Пушкинские адреса Москвы Комментированный указатель
«Замок» на Хапиловке и его окрестности Из серии «Прогулки по Москве»
Жил и учился взахлеб К 90-летию со дня рождения академика Юрия Анатольевича Овчинникова (1934–1988)
Модерн на Воронцовской Модерн на Воронцовской
«Гуляем на ВДНХ…» К 85-летию Выставки достижений народного хозяйства
Гостеприимное Кусково. Век XIX О высочайших посещениях усадьбы Кусково в XIX столетии
«Я любил русскую природу…» Об анималисте Алексее Никаноровиче Комарове (1879–1977) — живописце, графике, скульпторе