А.В. Щусев. Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади в Москве. Бумага, карандаш, акварель. 1940 год. ГНИМА
В 2024 году исполняется сто лет со дня постройки первого, деревянного Мавзолея В. И. Ленина (1924) по проекту Алексея Викторовича Щусева (1873–1949). Каменный появится только спустя шесть лет, в 1930 году, навсегда изменив планировку Красной площади. О своем знаменитом сооружении автор написал небольшую статью, опубликовав ее в 1937 году в «Архитектурной газете». В 1950‑х годах в печати появились воспоминания брата архитектора, Павла Викторовича, под названием «Страницы из жизни академика А. В. Щусева» — в них целая глава посвящена истории строительства усыпальницы вождя. В 1972 году увидело свет фундаментальное исследование С. О. Хан-Магомедова о возведении и архитектуре Мавзолея. Но все это вторично по сравнению с живой речью А. В. Щусева, любившего выступать перед различными аудиториями (по свидетельствам современников, говорил он увлекательно и «без бумажки»); она, в отличие от официальной статьи, способна раскрыть интереснейшие подробности, малоизвестные не только широкой публике, но и специалистам.
Одну из таких речей А. В. Щусев произнес в Академии наук СССР в год 800‑летия Москвы. Юбилейную дату академия отметила заседанием, состоявшимся 8 сентября 1947 года, и сессиями ряда своих отделений. В повестке дня сессии отделения истории и философии АН СССР (9–11 сентября) стояли вопросы истории Москвы и ее культурной жизни. Вскоре было опубликовано краткое описание сделанных на сессии докладов. Так, академик‑секретарь отделения Б. Д. Греков отметил, что история Москвы начинается раньше 1147 года, зафиксированного в письменном источнике. Поэтому первый доклад профессора А. В. Арциховского посвящался археологии столицы. Член‑корреспондент АН СССР С. В. Бахрушин посвятил свой доклад новому на тот момент источнику исторических сведений о Первопрестольной — монастырским приходо‑расходным книгам XVI века. Академик И. Э. Грабарь в докладе «Из истории архитектуры Москвы» указал, что московская архитектура XVIII века до сих пор не изучена и представляет немало загадок. Тема доклада профессора С. Н. Дурылина звучала так: «Театр Москвы XIX–XX веков». Ряд докладов отразил историю большевистской организации в Москве. Наконец, «выступивший в заключение сессии академик А. В. Щусев ознакомил собравшихся с историей проектирования и сооружения Мавзолея В. И. Ленина»1.
По счастью, в Российском государственном архиве литературы и искусства сохранилась стенограмма этой речи А. В. Щусева, сказанной 11 сентября 1947 года. Мы проведем небольшое сравнение вышеупомянутой щусевской статьи в «Архитектурной газете» со стенограммой, выбрав из последней ключевые моменты, в статье не отраженные. Заметные «неровности» и «шероховатости» стенографического текста (сохраненные нами в цитируемых фрагментах) свидетельствуют о том, что доклад читался «вживую».
Начитает Щусев с описания Красной площади, которую он считал «решающим моментом в деле и архитектуры Мавзолея, и образа Мавзолея как памятника великому вождю Владимиру Ильичу Ленину»2. Алексей Викторович перечисляет известные изображения площади, начиная с ХVII века, выполненные Маттеусом Мерианом, Августином Мейербергом, Адамом Олеарием; говоря о ХVIII столетии, упоминает о Джакомо Кваренги, Фридрихе Гильфердинге, Питере Пикаре, Федоре Яковлевиче Алексееве и других художниках, в чьих произведениях запечатлена тогдашняя Москва. «Самые характерные в ХVIII веке — рисунки Алексеева, где Красная площадь изображена с питейным заведением посередине, затем с ларьками. Я в данном случае, как старожил Москвы, помню Красную площадь 56 лет тому назад, когда я молодым человеком приехал учиться в Академию. Это было в 1891 году, и поэтому я могу описать ее. Это была довольно грязная площадь, вымощенная булыгой. ГУМ нынешний только строился, но Бове ряды были сломаны; у стены стояли ларьки, торговали всякой снедью, игрушками, всякой всячиной. Она была запущенна. На фоне Василия Блаженного, Лобного места в Кремлевских стенах это было величественное зрелище, но все в прошлом. Как Вы знаете, Кремль был проходной, через него проезжали извозчики для сокращения обхода вокруг Кремля. В одни ворота въезжали, в другие выезжали. Это продолжалось довольно долго. И вот после революции Красная площадь — Некрополь, в котором под стеной похоронены борцы революции. Это место сделалось, таким образом, некрополем революции»3.
Напомним, с чего началось строительство Мавзолея. В ночь с 21 на 22 января 1924 года состоялись заседания экстренного Пленума ЦК партии и Президиума ЦИК, наметившие мероприятия по увековечиванию памяти В. И. Ленина. Под председательством Ф. Э. Дзержинского образуется специальная комиссия. Организация похорон поручается члену комиссии В. Д. Бонч-Бруевичу. 26 января в 24 часа доступ к гробу Ленина был прекращен. ЦИК СССР принял решение поместить гроб в склепе, сделав доступным для посещения; склеп же соорудить у Кремлевской стены на Красной площади «среди братских могил борцов Октябрьской революции»4.
Далее в «Архитектурной газете» А. В. Щусев пишет: «В артистической комнате при Колонном зале, куда меня провели, находились члены правительства и комиссия по похоронам В. И. Ленина. От имени правительства мне было дано задание немедленно приступить к проектированию и сооружению временного Мавзолея для гроба Ленина на Красной площади. Я имел время только для того, чтобы захватить необходимые инструменты из своей мастерской, а затем должен был направиться в предоставленное мне для работы помещение. Уже наутро необходимо было приступить к разборке трибун, закладке фундамента и склепа Мавзолея»5. А теперь сравним со стенограммой: «Поэтому, когда скончался Владимир Ильич, то в связи с постройкой Мавзолея, а Мавзолея не хотели сначала строить (выделено мной. — Ю. М.), меня вызвали просто как архитектора и предложили в одну ночь сделать не Мавзолей, а такую усыпальницу временную, где бы тело Владимира Ильича могло бы сохраниться месяца, скажем, 2 для обозрения теми лицами, которые хотели бы с ним попрощаться. А дальше неизвестно, что будет: удастся ли бальзамирование или не удастся. И все это шло на ходу. И мне пришлось построить в течение нескольких зимних дней и ночей (трех) при помощи взрывных команд в мерзлой земле просто деревянное сооружение, засыпанное между стенами опилками, с (пропущено слово. — Ю. М.) временного характера и надписью лаконической “ЛЕНИН”»6. Иными словами, Щусев дает понять аудитории, что о бальзамировании тела Ленина изначально речи не было. Деревянный Мавзолей предназначался для прощания и, вероятно, последующего захоронения тела вождя.
В статье довольно сдержанно, скупо, без лишних эмоций передан процесс определения окончательной формы усыпальницы: «Прежде чем приступить к эскизу Мавзолея, я пригласил для совещания о его архитектурных принципах покойного Л. А. Веснина и арх[итектора] Антипова7. На совещании я высказал свои соображения, что силуэт Мавзолея не должен быть высотным, а иметь ступенчатую форму. Надпись на Мавзолее я предложил простую — одно слово, в котором заключено столько волнующего смысла для всего трудящегося человечества. Это слово — Ленин»8. На заседании сессии А. В. Щусев не без гордости подчеркивает, что не сомневался ни в выборе формы, ни в определении размеров Мавзолея: «Но я предугадал уже тогда ступенчатую форму этого сооружения. Это сооружение было просто из досок. Благодаря тому, что в течение 3‑х месяцев было найдено лицо — ученый, профессор Воробьев9, которому удалось провести бальзамирование тела, бальзамирование, которое дало возможность телу сохраниться продолжительное время, — мне было сказано, что в мае месяце нужно сделать временный Мавзолей с тем, что будет объявлен всемирный конкурс, на котором этот вопрос будет окончательно решен. <…> Я как опытный архитектор, много работавший в таких монументальных постройках, не ошибся в размерах и дал такие размеры, которые могли удовлетворить. Они остались незыблемыми. В мае месяце мне пришлось сделать деревянный Мавзолей, т. е. сделать чехол над тем сооружением, которое было создано в течение этих трех дней и ночей, и придать ему тот идеологический облик, который бы напоминал, что тут лежит вождь пролетариата — трибун. Эту философскую идею в архитектуре мне нужно было провести без конкурса, так как конкурс объявлялся всемирный, это дело длительное, а тут нужно было в один месяц сделать временный Мавзолей, который бы мог удовлетворить на несколько лет, пока будет сооружен новый»10...
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru