Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 октября 1934 года

Некто А. Чинский опубликовал в газете «Вечерняя Москва» статью, посвященную «пушкарям‑моментальщикам». Так называли уличных фотографов, делающих моментальные снимки. Пушками тогда называли фотоаппараты, имевшие длинный объектив. «Еще в прошлом году Моссовет вынес постановление, [согласно которому] к концу 1933 года <…> на место пушкарей‑моментальщиков должны прийти удобные и изящные фотопавильоны». Как видно по карикатуре из журнала «Крокодил», в 1930‑х годах москвичи любили сниматься в образах полярников.

4 октября 1951 года

Московский Театр сатиры начал новый сезон спектаклем «Свадьба с приданым» по пьесе Н. М. Дьяконова. Спектакль пользовался большим успехом, что привело к созданию одноименного кинофильма, который вышел на экраны в 1953 году. Пьесу автор написал на своем родном языке — коми, а перевод на русский выполнил драматург А. Г. Глебов. 

8 (19) октября 1787 года

Родился генерал‑майор Петр Николаевич Ермолов (ум. 1844) — участник Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов, двоюродный брат знаменитого генерала Алексея Петровича Ермолова (1772–1861), адъютантом которого служил в бытность свою в Кавказском корпусе.

11 (24) октября 1902 года

Городская управа наложила штраф на Московское газовое общество за слабое горение газовых фонарей в течение минувшего месяца в районах Кремля, Пречистенки, Большой Садовой улицы и бульваров. Подобные взыскания неоднократно делались и ранее.

12 октября 1924 года

На стадионе, располагавшемся на Гороховской улице (ныне — улица Казакова), прошли Первые всесоюзные воздухоплавательные состязания с участием восьми аэростатов. Программа включала соревнования по достижению наибольшей высоты, продолжительности и дальности полета, а также «погоню за аэростатом» на автомобилях.

15 октября 1934 года

На станцию «Комсомольская» Московского метрополитена прибыл пробный состав. Для пассажиров станция открылась в мае 1935‑го.

28 октября 1998 года

В столице был открыт Бережковский мост через Москву‑реку, соединивший районы Раменки и Хамовники.

Московский журнал в соцсетях
01.02.2024
Карандашом, резцом и кистью
Авторы: Дмитрий Валентинович Архипов, Георгий Сергеевич Кряжев-Карцев
Окно ТАСС» в осажденном Ленинграде
«Грозный смех» №2 (398) Февраль 2024 Подписаться

Всем знакомы «Окна сатиры РОСТА» — серия вывешивавшихся в 1918–1921 годах на всеобщее обозрение в Москве и других городах страны сатирических плакатов, исполненных в лапидарной манере и снабженных доходчивыми текстами. Эти плакаты, едко высмеивавшие интервентов и белогвардейцев, поднимали боевой дух солдат Красной армии и граждан новоявленного Советского государства. «Грозный смех» — так назвал данный вид агитационного искусства один из его зачинателей в СССР В. В. Маяковский. В «Окнах» активно сотрудничали виднейшие представители отечественного изобразительного цеха — М. М. Черемных, Д. С. Моор, И. А. Малютин, М. Д. Вольпин, П. П. Соколов-Скаля, Б. Н. Тимофеев, Б. Е. Ефимов, молодые Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов), К. С. Малевич, А. В. Лентулов, И. И. Машков и другие.

В первые дни Великой Отечественной войны «грозный смех» вновь оказался востребованным. Деятельность «Окон сатиры РОСТА» подхватили «Окна ТАСС». Теперь речь шла о борьбе средствами политической сатиры с безжалостным грозным врагом — фашистской Германией. Известный собиратель подобного рода материалов К. Кирхнер в своей статье «Военные листовки» (Родина. 1996. №5) писал: «Навсегда останутся в памяти народной политические сатирические цветные плакаты “Окна ТАСС”, вошедшие в историю Великой Отечественной войны неповторимой героической страницей как один из грозных видов идеологического оружия, беспощадно разившего немецко‑фашистских оккупантов и их генералитет, что называется, не в бровь, а в глаз». Эффект был таков, что глава немецко‑фашистской пропаганды Геббельс после грезившегося ему захвата Москвы намеревался повесить всех авторов «Окон»; случалось, обнаружив подобные плакаты, немцы в бессильной ярости расстреливали их из автоматов как живых ненавистных врагов. Эту борьбу на агитационно‑сатирическом фронте вели всенародно признанные мастера «грозного смеха» — все те же Кукрыниксы, Д. С. Моор, М.М. Черемных, Б.Е. Ефимов, В.Н. Дени, П.Ф. Шумкин, Н.Э. Радлов, П.И. Котов…

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 2 (398) Февраль 2024 Продолжение следует…
«Добрый, кроткий, честный человек…» Граф Александр Петрович Тормасов (1752–1819) в Москве
Школьные музеи Южного административного округа Москвы Памяти Игоря Николаевича Сергеева (1933–2021)
Малый Песчаный переулок, 2А Загадка столетнего московского дома
Отец О нем писались книги, снимались фильмы, слагались стихи…
Потомственный почетный гражданин К 170-летию со дня рождения Сергея Павловича Дороватовского (1854–1921)
Игры агентов на украинском поле Австро-Венгрия и украинский сепаратизм в начале XX века
Путешествие двух французов на Север Европы Избранные фрагменты о Москве
«Грозный смех» Работы современных российских художников — мастеров политической сатиры
«Честь и слава русских войск» О генерале Петре Степановиче Котляревском (1782–1851)