Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
01.02.2024
Карандашом, резцом и кистью
Авторы: Дмитрий Валентинович Архипов, Георгий Сергеевич Кряжев-Карцев
Окно ТАСС» в осажденном Ленинграде
«Грозный смех» №2 (398) Февраль 2024 Подписаться

Всем знакомы «Окна сатиры РОСТА» — серия вывешивавшихся в 1918–1921 годах на всеобщее обозрение в Москве и других городах страны сатирических плакатов, исполненных в лапидарной манере и снабженных доходчивыми текстами. Эти плакаты, едко высмеивавшие интервентов и белогвардейцев, поднимали боевой дух солдат Красной армии и граждан новоявленного Советского государства. «Грозный смех» — так назвал данный вид агитационного искусства один из его зачинателей в СССР В. В. Маяковский. В «Окнах» активно сотрудничали виднейшие представители отечественного изобразительного цеха — М. М. Черемных, Д. С. Моор, И. А. Малютин, М. Д. Вольпин, П. П. Соколов-Скаля, Б. Н. Тимофеев, Б. Е. Ефимов, молодые Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов), К. С. Малевич, А. В. Лентулов, И. И. Машков и другие.

В первые дни Великой Отечественной войны «грозный смех» вновь оказался востребованным. Деятельность «Окон сатиры РОСТА» подхватили «Окна ТАСС». Теперь речь шла о борьбе средствами политической сатиры с безжалостным грозным врагом — фашистской Германией. Известный собиратель подобного рода материалов К. Кирхнер в своей статье «Военные листовки» (Родина. 1996. №5) писал: «Навсегда останутся в памяти народной политические сатирические цветные плакаты “Окна ТАСС”, вошедшие в историю Великой Отечественной войны неповторимой героической страницей как один из грозных видов идеологического оружия, беспощадно разившего немецко‑фашистских оккупантов и их генералитет, что называется, не в бровь, а в глаз». Эффект был таков, что глава немецко‑фашистской пропаганды Геббельс после грезившегося ему захвата Москвы намеревался повесить всех авторов «Окон»; случалось, обнаружив подобные плакаты, немцы в бессильной ярости расстреливали их из автоматов как живых ненавистных врагов. Эту борьбу на агитационно‑сатирическом фронте вели всенародно признанные мастера «грозного смеха» — все те же Кукрыниксы, Д. С. Моор, М.М. Черемных, Б.Е. Ефимов, В.Н. Дени, П.Ф. Шумкин, Н.Э. Радлов, П.И. Котов…

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 2 (398) Февраль 2024 Продолжение следует…
«Добрый, кроткий, честный человек…» Граф Александр Петрович Тормасов (1752–1819) в Москве
Школьные музеи Южного административного округа Москвы Памяти Игоря Николаевича Сергеева (1933–2021)
Малый Песчаный переулок, 2А Загадка столетнего московского дома
Отец О нем писались книги, снимались фильмы, слагались стихи…
Потомственный почетный гражданин К 170-летию со дня рождения Сергея Павловича Дороватовского (1854–1921)
Игры агентов на украинском поле Австро-Венгрия и украинский сепаратизм в начале XX века
Путешествие двух французов на Север Европы Избранные фрагменты о Москве
«Грозный смех» Работы современных российских художников — мастеров политической сатиры
«Честь и слава русских войск» О генерале Петре Степановиче Котляревском (1782–1851)