Улица Большая Дмитровка. Справа — доходный дом Живаго
Московские сыщики Василий Андреевич Актаев (1855–?)
и Василий Ефимович Андреев (1863–?)
За тридцать пять лет существования Московской сыскной полиции (1881–1917) одним из важнейших постов в ней являлась должность помощника начальника. Формально эту должность учредили лишь в 1906 году, но фактически соответствующие функции исполнялись и раньше тем или иным сыскным чиновником. Помощники начальников МСП всегда оставались (и остаются поныне в трудах историков) как бы в тени своих непосредственных руководителей. Между тем круг их обязанностей был едва ли не обширней. Помощник не только замещал шефа в его отсутствие. Он, как и начальник, лично возглавлял розыски по «выдающимся» (как сегодня говорят, особо важным) делам, проводил дознания по жалобам на служащих сыскной и общей полиции (то есть действовал в качестве «службы собственной безопасности»), контролировал работу канцелярии МСП (канцелярии же сыскной полиции являлись первыми в России специализированными информационно‑аналитическими и научно‑техническими полицейскими подразделениями1: там проводилась криминалистическая регистрация правонарушителей, включавшая составление их розыскных карт, фотографирование, антропометрию и дактилоскопию, осуществлялись криминалистические экспертизы, анализировались опасные тенденции в развитии преступности, разрабатывались новые способы профилактики и раскрытия преступлений), заведовал кладовой вещественных доказательств по расследуемым делам и хозяйственной частью деятельности МСП, наконец, надзирал за производством дознаний чиновниками МСП. Понятно, что это была ключевая должность, которую не доверишь случайному человеку; люди на ней менялись даже реже, чем начальники. С 1885 по 1895 ее занимал В. А. Актаев, а затем (1908–1917) — В. Е. Андреев. При этом Актаев больше выделялся как мастер проведения розысков по важнейшим уголовным делам, а Андреев прежде всего очень четко организовывал и обеспечивал успешную работу розыскного ведомства в Москве. Ныне их имена практически забыты. Постараемся по мере возможности исправить столь досадную несправедливость.
* * *
Василий Андреевич Актаев родился в семье коллежского асессора, однако потомственного дворянства не имел — это значит, что его отец выслужился из простонародья. Детям таких «служилых дворян» тоже приходилось начинать службу с самых низов. К тому же Василий не получил в детстве никакого образования, что заметно затрудняло продвижение по карьерной лестнице. В пятнадцатилетнем возрасте он поступил на курсы вольноопределяющихся при штабе 2‑й пехотной дивизии, в 1871 году окончил курсы и в чине унтер‑офицера с правами вольноопределяющегося был принят в 5‑й пехотный Калужский полк, а через два года — в Казанское пехотное юнкерское училище. Но учеба не задалась. Через месяц его отчислили обратно в полк (судя по всему, именно за неуспеваемость, поскольку никаких упоминаний о дисциплинарных взысканиях в бумагах нет). Еще через 2 года попытку разрешили повторить. На сей раз Василий продержался 8 месяцев — с тем же результатом. Надежда на получение офицерского звания рухнула. В 1876 году В. А. Актаев уволился в запас армии.
В следующем году началась Русско‑турецкая война за освобождение балканских народов от власти Османской империи. Актаева призывают из запаса на действительную службу и распределяют в 7‑й пехотный Ревельский полк. 2 августа полк форсировал Дунай и оказался на вражеской территории. 22 августа Актаев впервые побывал в деле. Отряд успешно отбил у противника город Ловча, отрезая с юга пути к важнейшей турецкой крепости Плевна.
Затем полк перебросили под Плевну в составе отряда генерал‑майора М. Д. Скобелева. В конце августа отряд участвовал в тяжелейших боях под Плевной и в кровопролитнейшем третьем штурме крепости. Один из очевидцев — капитан А. Н. Куропаткин, начальник штаба отряда Скобелева (будущий военный министр)так описывает этот день 31 августа 1877 года. «Пять свежих батальонов скрылись в зловещей долине, которая так же быстро поглотила их, как уже поглотила 11 батальонов, ранее посланных. Эта лощина представлялась каким‑то чудовищем, которое ненасытно требовало и поглощало все новые и новые жертвы. Несколько тысяч человек уже убыли из строя»2. За отличие в сражении В. А. Актаев
получил солдатский Георгиевский крест; награду ему прямо на поле боя вручил император Александр II.
Плевну решили взять в осаду, окружив крепость российскими и союзными им румынскими войсками. Осадный отряд возглавил румынский господарь Кароль I. Через три месяца Плевна сдалась. Актаева вновь наградили — Кароль I пожаловал ему Железный крест. После этого российская армия и ее союзники перешли в наступление и преодолели Балканский хребет. В результате была одержана полная победа над противником. 19 февраля 1878 года мирный договор провозгласил независимость Румынии, Сербии и Черногории. Началось создание и независимого болгарского государства. Однако сложившийся статус‑кво пытались нарушить турецкие повстанцы, действовавшие на юге Болгарии. В подавлении восстаний участвовал и В. А. Актаев, удостоившийся за проявленную храбрость долгожданного офицерского чина прапорщика. В Россию вернулся в 1879 году. Для дальнейшего чинопроизводства ему требовалось все‑таки получить военное образование. Он командируется в Московское пехотное юнкерское училище, и на сей раз прапорщика с боевым опытом не отчислили, «дотянув» до выпуска.
Василий Андреевич вернулся в свой полк, но вскоре уволился из армии — возможно, из‑за женитьбы (имя невесты — Афанасия Иванова). А 1 июля 1881 года поступил на службу в московскую полицию — сначала околоточным надзирателем. В 1883 году его перевели в Полицейский резерв — учебное подразделение, где готовили кандидатов на различные должности в полиции Москвы. В Полицейском резерве В. А. Актаев числился до 1886 года, затем получил назначение младшим помощником участкового пристава в один из полицейских участков Первопрестольной. Фактически же с 1885 года он был на постоянной основе прикомандирован к Московской сыскной полиции, в коей выполнял обязанности помощника начальника.
В 1887 году Актаев получил гражданский чин губернского секретаря и (9 мая) назначение в МСП на штатную должность сыскного чиновника. К этому времени он уже занимался дознаниями по «выдающимся» делам, раскрыв за 1886 год шесть таких дел (а всего за период 1886–1894 годов — 58). Кратко скажем о некоторых делах, расследованных нашим героем в разные годы.
На Большой Дмитровке в доме Живаго, в квартире, снимаемой бароном Гертом, обнаружено и ликвидировано подпольное казино с рулеткой (вероятно, первое нелегальное игорное заведение в Москве).
Выявлена и задержана шайка воров из 10 человек, обкрадывавшая квартиры, владельцы которых выезжали летом на дачи.
Расследовано убийство в Лефортовской части Москвы вдовы‑солдатки Анны Степановой и ранение ее 12‑летней внучки. Убийцу — крестьянина Бронницкого уезда Константина Филатова — осудили на 20 лет каторги.
Раскрыта тайна смерти коллежского советника Иконникова, скончавшегося годом ранее. Тогда признаков насильственной смерти на теле не нашли. Но позже В. А. Актаев сумел выяснить, что Иконникова задушили с целью грабежа. Были задержаны виновные — «запасный рядовой 1‑го резервного железнодорожного батальона Гавриил Петухов и крестьянин Звенигородского уезда Василий Матвеев». Оба получили по 20 лет каторжных работ.
В доме на Тверском бульваре был совершен разбойный налет на квартиру вдовы коллежского асессора Карцевой. При этом произошло покушение на убийство присматривавшей за квартирой дочери священника Анны Весницкой. Однако Василий Андреевич установил: разбой и покушение являлись инсценировкой, в действительности же имела место кража вещей из квартиры с участием Весницкой. Всех подозреваемых задержали, они дали признательные показания.
Обокрали квартиру начальника Московской центральной пересыльной тюрьмы подполковника Кравченко. Актаев, разобравшись в непростой ситуации, сделал вывод: кражу совершили служанка, имевшая подложный паспорт на имя солдатской вдовы Елизаветы Штергель, и ее любовник, проживавший тоже по подложному паспорту на имя сына штабс‑капитана Павла Сангурского. Обоих задержали, найдя у них часть похищенного.
Расследовано дело об убийстве и расчленении тела дочери священника Александры Пятницкой. Актаев вышел на след предполагаемого убийцы — бывшего студента Сергея Белоусова. При попытке задержания тот застрелился…
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru