Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
31.08.2020
Мастера
Автор: Алексей Владимирович Шульгин
Кремль ночью. Гравюра на дереве. 1921 год
«От ремесленности к настоящему большому искусству» №9 (357) Сентябрь 2020 Подписаться

Класс учеников-граверов В.В. Матэ в училище Штиглица в 1892 году

Родился Иван Николаевич в деревне Поповка Тульской губернии «при местной тюрьме, где отец был фельдшером» (список использованных источников см. в конце). В 1876 году Павловы переехали в Москву. Глава семейства устроился сторожем на строительстве храма Христа Спасителя. «Первое время жить в Москве было очень трудно, и отец с матерью надумали взять работу — шить на рынок. В 1878 году перед окончанием Русско-турецкой войны было предложено всем желающим шить флаги», — вспоминал И. Н. Павлов.

Ваня рос подвижным непоседливым мальчиком: любил играть в городки и бабки, рыбачить на Москве-реке. С приятелем посещал Румянцевский музей и «по ночам бредил картинами». В подвале дома, где находилась квартира Павловых, обитал иконописец. Ваня «целыми часами стоял у его окна и смотрел, как он трет краску, рисует и пишет иконы». Родители отдали сына в Ольгинский детский приют трудолюбия. Там он стал учиться рисованию, там же состоялись его первые художественные опыты — «карикатуры на девочек и учительницу».

В своих воспоминаниях Иван Николаевич описывает следующий случай. Летом 1882 года на даче в деревне Строгино он увидел седобородого старика в длинной блузе, лежащего на высоком берегу Москвы-реки.

«— Что же ты тут, дедушка, делаешь?

— Я, милый, — отвечал он, — наблюдаю природу… Природу, понимаешь ты? После я напишу картину…

— А кто же ты такой будешь? — все любопытствовал я.

— Я художник Саврасов… Учись и ты наблюдать природу… Подрастешь — нарисуй картину таким же способом, как и я…»

Возможно, это не более чем позднейшая фантазия, но по возвращении с дачи мальчик не мог уже думать ни о чем другом, кроме живописи: «начал мазать картины одну за другой литографскими красками». Отец водил Ваню смотреть, «как писали церковные картины художники Маковский, Сорокин, Суриков, Семирадский». Тот видел их «на лесах и испытывал чувство благоговения перед этими жрецами искусства».

На свой страх и риск Иван выдержал экзамен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Для этого он несколько дней «пыхтел над гипсовой головой Люцифера и осилил ее». Но отец отказался платить 50 рублей за обучение и отдал сына в граверную мастерскую Карла Рихау. Одежду и обувь предоставлял родитель, кров и стол — хозяин. Познавать азы профессии предстояло пять лет начиная с 1 августа 1883 года.

Уже на первом году Иван Павлов награвировал 20 досок по «Азбуке-картинке» А. Д. Ступина и решил предложить их издателю И. Д. Сытину. Однако Иван Дмитриевич не поверил в авторство мальчишки, заподозрив того в воровстве. А когда недоразумение разрешилось, погладил по голове: «Учись, учись гравюре. Граверы мне нужны. Выучившись, всегда найдешь у меня дело». И заплатил рубль. Потом Иван узнал, что Сытин печатал азбуку с этими гравюрами с 1884 по 1905 год...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 9 (357) Сентябрь 2020 В этом выпуске:
Звезда и Вселенная Из воспоминаний о художнике Карле Карловиче Лопяло (1914–1979) и архитекторе-реставраторе Петре Дмитриевиче Барановском (1892–1984)
Алябьевы Историко-биографический очерк
«Подвиг самопожертвования» История и наследие Иверской общины сестер милосердия
Их судьбы спаяла любовь Анастасия Ивановна Цветаева (1894–1993), Анна Герман (1936–1982), архимандрит Виктор (Мамонтов; 1938–2016)
Ошибка более чем в 60 лет По поводу одной экспертизы
«От ремесленности к настоящему большому искусству» О художнике-гравере Иване Николаевиче Павлове (1872–1951)
Трудами и заботами княгини Шаховской... О прошлом и настоящем московской Городской клинической больницы №29 имени Н.Э. Баумана
Будни и праздники Светланы Николаевны Треневой (1926–2017) По ее воспоминаниям