Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
31.08.2020
Мастера Автор: Алексей Владимирович Шульгин
Кремль ночью. Гравюра на дереве. 1921 год
«От ремесленности к настоящему большому искусству» №9 (357) Сентябрь 2020 Подписаться

Класс учеников-граверов В.В. Матэ в училище Штиглица в 1892 году

Родился Иван Николаевич в деревне Поповка Тульской губернии «при местной тюрьме, где отец был фельдшером» (список использованных источников см. в конце). В 1876 году Павловы переехали в Москву. Глава семейства устроился сторожем на строительстве храма Христа Спасителя. «Первое время жить в Москве было очень трудно, и отец с матерью надумали взять работу — шить на рынок. В 1878 году перед окончанием Русско-турецкой войны было предложено всем желающим шить флаги», — вспоминал И. Н. Павлов.

Ваня рос подвижным непоседливым мальчиком: любил играть в городки и бабки, рыбачить на Москве-реке. С приятелем посещал Румянцевский музей и «по ночам бредил картинами». В подвале дома, где находилась квартира Павловых, обитал иконописец. Ваня «целыми часами стоял у его окна и смотрел, как он трет краску, рисует и пишет иконы». Родители отдали сына в Ольгинский детский приют трудолюбия. Там он стал учиться рисованию, там же состоялись его первые художественные опыты — «карикатуры на девочек и учительницу».

В своих воспоминаниях Иван Николаевич описывает следующий случай. Летом 1882 года на даче в деревне Строгино он увидел седобородого старика в длинной блузе, лежащего на высоком берегу Москвы-реки.

«— Что же ты тут, дедушка, делаешь?

— Я, милый, — отвечал он, — наблюдаю природу… Природу, понимаешь ты? После я напишу картину…

— А кто же ты такой будешь? — все любопытствовал я.

— Я художник Саврасов… Учись и ты наблюдать природу… Подрастешь — нарисуй картину таким же способом, как и я…»

Возможно, это не более чем позднейшая фантазия, но по возвращении с дачи мальчик не мог уже думать ни о чем другом, кроме живописи: «начал мазать картины одну за другой литографскими красками». Отец водил Ваню смотреть, «как писали церковные картины художники Маковский, Сорокин, Суриков, Семирадский». Тот видел их «на лесах и испытывал чувство благоговения перед этими жрецами искусства».

На свой страх и риск Иван выдержал экзамен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Для этого он несколько дней «пыхтел над гипсовой головой Люцифера и осилил ее». Но отец отказался платить 50 рублей за обучение и отдал сына в граверную мастерскую Карла Рихау. Одежду и обувь предоставлял родитель, кров и стол — хозяин. Познавать азы профессии предстояло пять лет начиная с 1 августа 1883 года.

Уже на первом году Иван Павлов награвировал 20 досок по «Азбуке-картинке» А. Д. Ступина и решил предложить их издателю И. Д. Сытину. Однако Иван Дмитриевич не поверил в авторство мальчишки, заподозрив того в воровстве. А когда недоразумение разрешилось, погладил по голове: «Учись, учись гравюре. Граверы мне нужны. Выучившись, всегда найдешь у меня дело». И заплатил рубль. Потом Иван узнал, что Сытин печатал азбуку с этими гравюрами с 1884 по 1905 год...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 9 (357) Сентябрь 2020 В этом выпуске:
Звезда и Вселенная Из воспоминаний о художнике Карле Карловиче Лопяло (1914–1979) и архитекторе-реставраторе Петре Дмитриевиче Барановском (1892–1984)
Алябьевы Историко-биографический очерк
«Подвиг самопожертвования» История и наследие Иверской общины сестер милосердия
Их судьбы спаяла любовь Анастасия Ивановна Цветаева (1894–1993), Анна Герман (1936–1982), архимандрит Виктор (Мамонтов; 1938–2016)
Ошибка более чем в 60 лет По поводу одной экспертизы
«От ремесленности к настоящему большому искусству» О художнике-гравере Иване Николаевиче Павлове (1872–1951)
Трудами и заботами княгини Шаховской... О прошлом и настоящем московской Городской клинической больницы №29 \r\nимени Н.Э. Баумана
Будни и праздники Светланы Николаевны Треневой (1926–2017) По ее воспоминаниям