Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
30.12.2020
IN MEMORIAM Автор: Лев Андреевич Ястржембский
Ж.И. Акари-Барон. Панорама Москвы и ее окрестностей… Фрагмент с видом на запад. Бумага, дублированная на холст, акварель (на 9 листах). 1845–1846 годы
Четверть века во главе музея №1 (361) Январь 2021 Подписаться

Заседание ученого совета музея в честь 100-летия со дня рождения В.А. Гиляровского. 
Выступает Б.С. Земенков; в президиуме на первом плане — Н.В. ГиляровскаяЛобанова и Л.А. Ястржембский; 
за ними — П.В. Сытин и В.Г. Лидин;за Земенковым — В.М. Лобанов. 16 декабря 1953 года

От публикатора

В 1995–1996 годах, в преддверии 100-летия Музея истории города Москвы1, возник интерес к воспоминаниям Л. А. Ястржембского2, возглавлявшего музей в 1953–1976 годах. Но состояние его здоровья стало в то время ухудшаться и уже не позволяло надеяться, что он примется за написание мемуаров. Помочь ему в их составлении и литературной обработке взялся автор этих строк — внук Льва Андреевича. Отправной точкой в работе послужила аудиозапись выступления Л. А. Ястржембского на встрече с ним в конференц-зале Мосгорархива 16 мая 1995 года — в частности, его воспоминания, касавшиеся Музея истории и реконструкции Москвы3. Затем сюда прибавилось еще несколько сюжетов и тем, приходивших на память Льву Андреевичу в процессе нашего совместного разбора и, естественно, обсуждения материалов его личного архива. Получившийся в результате мемуарный очерк охватил период деятельности музея с 1950-х по 1970-е годы, то есть время, когда учреждением руководил Л. А. Ястржембский. Текст был Львом Андреевичем проверен, одобрен и подписан, после чего передан в Музей истории города Москвы4. Однако юбилейное издание, намечавшееся на 1996 год, по каким-то причинам не осуществилось.

Вместе с тем в разговорах с коллегами прозвучало справедливое замечание, что воспоминания стилистически ощутимо украшены и дополнены художественными переходами и суждениями редактора-составителя. Поэтому, когда вновь появилось намерение воспоминания издать, они были еще раз тщательно мною отредактированы и максимально «очищены от себя». Остались лишь факты — во-первых, изложенные самим Львом Андреевичем, во-вторых, проясненные и уточненные вместе с ним по материалам его личного архива. В качестве стержня или лейтмотива здесь удержаны основная мысль и главное желание Л. А. Ястржембского, неоднократно подчеркнутые им в выступлении на встрече в Мосгорархиве: выразить сердечную благодарность коллегам-москвоведам, ученым, писателям, художникам — всем, с кем ему довелось работать, кто плодотворно участвовал в собирательской, экспозиционной и издательской деятельности Музея Москвы.

Воспоминания дополнены рядом документов (см. приложения), которые тоже увидят свет впервые: конспектом выступлений И. Л. Андроникова и других участников заседания музейного ученого совета 24 января 1958 года (по поводу выхода книги А. И. Мищенко, В. В. Сорокина и Л. А. Ястржембского «Памятники литературной Москвы», М., 1957), письмами к Л. А. Ястржембскому от Г. Л. Владычиной (о передаче в музей творческого наследия, библиотеки и личного архива Б. С. Земенкова), К. И. Чуковского и Е. П. Пешковой (о вышеуказанной книге)5.

Представляется уместным отметить данной публикацией 125-летие Музея Москвы, ведущего свою историю от учреждения в 1896 году Музея московского городского хозяйства, и 100-летие москвоведа, возглавлявшего этот музей без малого четверть века. Помимо уже появлявшихся в печати изображений (портретов, репродукций и так далее) текст проиллюстрирован фотографиями, рисунками и автографами из личного архива Л. А. Ястржембского — они, за небольшим исключением, также ранее не публиковались.

Воспоминания

Лев Андреевич Ястржембский

В мае 1953 года по решению Моссовета я был назначен директором Музея истории и реконструкции Москвы. На этом посту мне пришлось сменить Федора Ивановича Салова, талантливого администратора, направленного в музей вскоре после окончания войны — специально для подготовки экспозиции, посвященной предстоящему 800-летию города. Не имея, кажется, исторического образования, он тем не менее страстно увлекся Москвой, выдвигал оригинальную версию возникновения ее названия и даже полемизировал на эту тему с академиком М. Н. Тихомировым. Судьба Салова сложилась драматично: в частности, его уход из музея был следствием его заявления о выходе из партии — известно, какое значение это имело тогда.

Юбилейная экспозиция 1947 года состояла из разделов «История Москвы до Великого Октября» и «Москва социалистическая», а к тому же дополнялась выставкой подарков, которые столица в лице городского совета получила к своему празднику. Для «юбилейных подарков» приходилось создавать чуть ли не специальное хранение. Причем, помимо даров Москве, значительную часть этого «фонда» составляли памятные вещи, поднесенные И. В. Сталину: после празднования своего 70-летия он распорядился поместить ценные сувениры в различные музеи.

С разоблачением культа личности эти произведения прикладного искусства стали в большом количестве списывать и уничтожать. Стоило труда спасти хоть что-то. Например, помню великолепный цигейковый ковер с портретом генералиссимуса, который удалось-таки переправить в музей Гори (на родину И. В. Сталина. — Д.Я.), — а ведь сначала изображение хотели вырезать, потому что стремились не оставлять именно сталинской символики.

Что же касается подарков Москве, то они продолжали выставляться в залах музея и в 60-х годах. Самая интересная история была у варшавского бронзового гладиатора: чтобы уберечь скульптуру от фашистов, поляки на время оккупации зарыли ее в землю. Из иностранных подарков как для музея «третьего Рима» для нас имела особое значение Капитолийская волчица с младенцами, присланная из Италии и отлитая, подобно гладиатору, из бронзы.

Сувенирная часть экспозиции всегда служила как бы завершением осмотра. Главное место с 1940-х годов уделялось реконструкции города, а это, в свою очередь, давало возможность изучать и показывать то, что надлежало перестраивать и обновлять, то есть историческое прошлое Москвы начиная с ее основания.

Облик древнего Кремля и средневековые виды столицы еще в 1920-х годах восстановил на своих известных акварелях Аполлинарий Михайлович Васнецов, причем специально для Московского коммунального музея (такое название будущий Музей Москвы получил в 1920 году. — Д.Я.). С тех пор и до сего времени его рисунки служат в музее канвой рассказа о допетровской эпохе. Последнее из попавших к нам произведений художника, написанный маслом «Московский застенок», мне удалось вытребовать у ленинградского Русского музея — в обмен на деревянную скульптуру С. Т. Конёнкова, фрагмент модели памятника Стеньке Разину.

На моей же памяти и обретение музейного статуса квартирой живописца — прежде всего благодаря стараниям Всеволода Аполлинарьевича и Екатерины Константиновны Васнецовых. При поддержке Музея истории и реконструкции Москвы эти усилия привели к постановке мемориальных комнат на государственную охрану, затем к открытию на доме памятной доски и, наконец, к созданию музея‑
квартиры художника — филиала нашего музея. Именно с его появлением был связан выход в серии музейных «Трудов» сборника статей и самого А. М. Васнецова, и ему посвященных6.

Практика создания филиалов нашего музея дала нам возможность открыть в этом качестве и «теремок» Виктора Михайловича Васнецова, где поначалу в реставрации нуждались и мебель, и полотна, и сам дом, в котором половицы ходили, как клавиши пианино7. В течение нескольких лет к нашим филиалам относился и мемориальный музей Александра Николаевича Скрябина8.

Другим стержнем музейной экспозиции сделались антропологические реконструкции Михаила Михайловича Герасимова. В 1950-х годах он дополнил васнецовские пейзажи скульптурными портретами Андрея Боголюбского, царей Ивана Грозного и его сына Феодора, а также древних славян и людей долетописных археологических культур. Многие выполненные по его методу реконструкции осуществлялись специально для их экспонирования в нашем музее, а некоторые из них — по находкам наших археологических экспедиций. Например, облик кривича воссоздан по черепу, обнаруженному музейными археологами в одном из одинцовских курганов.

Связи с лабораторией Герасимова поддерживались как мною лично, так и заведующими археологическим отделом — сначала Михаилом Григорьевичем Рабиновичем, затем Александром Григорьевичем Векслером. По инициативе Векслера при музее был создан кружок юных археологов, собиравшийся в читальном зале, на втором этаже библиотечного флигеля. Провести занятие с ребятами приглашался и Герасимов — у меня сохранились фотографии одной из таких встреч, сделанные в 1962 году.

И фонды, и экспозиция существенно пополнялись нашими археологическими раскопками — в Зарядье, Заяузье и других районах. В Подмосковье исследовались древние славянские курганы. Руководившие работами Рабинович и Векслер деятельно публиковали результаты своих исследований. От Михаила Григорьевича всегда исходила всякая инициатива относительно участия сотрудников музея в разных археологических сборниках. Один из них, целиком подготовленный нашими специалистами (М. Г. Рабиновичем, В. И. Качановой, Г. П. Латышевой и В. Б. Гиршбергом), вышел в 1954 году пятым томом музейных «Трудов»9.

Формируя научную экспозицию и обогащая ее археологическими находками, мы одновременно стремились расчистить для них место за счет вспомогательного материала. Например, в краеведческий музей Переславля-Залесского был отдан громоздкий бюст Юрия Долгорукого работы С. М. Орлова, открывавший начало осмотра и запечатленный на многих фотоснимках10.

Пополнение витрин и стендов прослеживается при сравнении двух книг Иосифа Семеновича Романовского. Это были путеводители по залам Музея истории и реконструкции Москвы. Первый к моменту моего назначения был уже в издательстве. Второе описание «музея великого города» готовилось при мне, вышло в 1961 году и знакомило с экспозицией, включившей в себя приобретения 1950-х годов11. Тогда же было осуществлено издание этой книги на китайском языке. Путеводители Романовского увековечили опыт наших первых исторических экспозиций — в том числе постоянной экспозиции, охватившей все периоды существования города.

Во многом благодаря Иосифу Семеновичу был подготовлен к печати третий том «Истории планировки и застройки Москвы»12 — главного труда Петра Васильевича Сытина, чьи фундаментальные исследования позволяют считать его едва ли не самым выдающимся историком-москвоведом. С 1913 года Сытин возглавлял учреждения, оказавшиеся предшественниками Музея истории Москвы, — Музей московского городского хозяйства и, уже в советское время, созданный на основе его фондов Московский коммунальный музей.

Впоследствии Петр Васильевич вынужден был оставить руководство музеем, но до конца своей жизни продолжал так или иначе участвовать в его делах. Мне довелось поработать с ним над многими музейными и москвоведческими вопросами — и в ученом совете, состав которого никогда не мыслился без Сытина, и в библиографической секции, где он председательствовал и для заседаний которой мы вместе намечали книги, подлежавшие обсуждению.

Из его собственного научного наследия в качестве более всего связанных с музеем и одновременно наиболее значительных работ отметим первые два тома «Истории планировки и застройки Москвы», которые представляли собой также два первых выпуска «Трудов» нашего музея13, то есть положили начало этой небольшой, но солидной в научном отношении серии из восьми выпусков.

Например, четвертым выпуском был «Гоголь в Москве» Бориса Сергеевича Земенкова. Помимо всех адресов великого писателя и детального перечня домов, которые он посещал, книга дает всю картину московской литературной, да и вообще культурной жизни 1830-х — начала 1850-х годов14.

Случилось так, что Романовскому выпало готовить к изданию и книгу Сытина, и материалы Земенкова. Как уже было сказано, под руководством потерявшего зрение Петра Васильевича и при участии его дочери, Натальи Петровны Сытиной, Романовским редактировался и издавался третий том «Истории планировки и застройки Москвы». По разным причинам выход уже готовой книги задержался, и она увидела свет лишь четыре года спустя после кончины автора. А еще несколькими годами раньше также под редакцией Романовского появилось посмертное издание исследований Земенкова, скончавшегося в 1963 году, — книга «М. С. Щепкин в Москве»15.

Постоянный участник наших ученых советов, Борис Сергеевич прошел сложный жизненный и творческий путь: в юности был ранен на Гражданской войне, писал стихи и картины в духе авангардизма 1920-х годов, а со временем занялся исследованием мемориальных московских домов и подмосковных усадеб, став при этом первооткрывателем множества исторических и литературных памятников. Как художник он делал в их отношении то же, что Аполлинарий Васнецов — в отношении Средневековья. На основании скрупулезного изучения старых чертежей и планов им восстанавливался первоначальный облик перестроенных или вовсе исчезнувших зданий, помнивших в своих стенах знаменитых русских писателей.

Эти работы, за исключением небольшого их числа, вошли в изобразительный фонд Музея истории и реконструкции Москвы — частью купленные у самого художника, частью переданные его вдовой, Галиной Леонидовной Владычиной. Вскоре после кончины Земенкова она написала мне письмо16, в котором просила принять на хранение личный архив москвоведа и приобрести у нее его книги, а также коллекцию старинных видовых открыток, посвященных главным образом московской тематике. Так практически все наследие Бориса Сергеевича оказалось в нашем музее.

В отличие от пейзажа Земенкова, который переносит в прошлое, картины целого круга живописцев, сложившегося вокруг музея, отражали жизнь современной столицы. Существовала, например, группа пейзажистов — членов Союза художников, совершавшая для зарисовок поездки по городу на автобусе. Одним из участников этих творческих путешествий был Николай Яковлевич Соколов, который раньше других начал сотрудничать с музеем, а через какое-то время привел к нам и своих товарищей. Следя с тех пор за результатами их работы, мы стали приобретать посвященную Москве графику Николая Николаевича Волкова, Владимира Валериановича Богаткина, Антонины Алексеевны Ромодановской и вошедшего позднее в ученый совет музея Георгия Васильевича Храпака.

С Юрой Храпаком меня связывали впоследствии и личная дружба, и музейные мероприятия. Запомнилась его помощь при подготовке экспозиций, его вклад в создание передвижных художественных выставок. Выступал он и перед посетителями — мог часами рассказывать об увиденном на московских улицах, делился своими замыслами, а через какое-то время уже можно было любоваться их воплощением в его работах. Основная часть этих работ тогда же оказалась в нашем изобразительном фонде17.

Много значило для пополнения фонда знакомство и сотрудничество с Надеждой Сергеевной Бом-Григорьевой18. Как художницу ее привлекали тихие московские уголки и переулки, а как знаток Москвы она с интересом посещала заседания наших ученых советов. Больше слушала, чем выступала. Любовь к городу и его истории проявлялась у нее в творчестве. Ее поэтические зарисовки и гравюры несут в себе особое, личное отношение к улицам и домам.

Среди тех, кто способствовал формированию в музее художественных коллекций, были и признанные мастера, чьи имена широко известны. В этом смысле очень удачным оказался наш визит в мастерскую Кукрыниксов, где нам — кажется, как раз с Николаем Яковлевичем Соколовым — разрешено было отобрать для музея несколько рисунков, в том числе карикатур, на московские сюжеты.

Столичные сценки приобрели мы и в другой известной мастерской. Несколько своих полотен уступил нам Юрий Иванович Пименов — в частности, «Новые номера», «Перед танцами» и «Прозрачный зонтик». К ним он также прибавил картины, посвященные Москве 1941 года.

Центру города в районе Кремля и обновленной перестройками Пресне посвятил большую часть из принятых от него в музей пейзажей Вадим Александрович Меллин. Свои городские этюды предлагал нам и друживший с Меллиным Виктор Яковлевич Коновалов. При мне же появилась в фондах живопись Константина Гавриловича Дорохова и Бориса Степановича Жаркова, представлявшая как центр, так и окраины Москвы.

Суриковскую и васнецовскую тематику продолжил Андрей Петрович Горский, написав для нас «Конец вольности стрелецкой»19 и «Рассвет. Москва XVII века». Кабинет директора долгое время украшался его «Василием Блаженным» — из находящегося в музее триптиха «Красная площадь».

Карл Карлович Лопяло развивал традиции Аполлинария Васнецова в направлении графической реставрации древнего облика столицы. Его оригинальная авторская манера хорошо узнаваема. Для своих реконструкций он использовал материалы авторитетнейших исследователей старинной архитектуры — таких, как Игорь Эммануилович Грабарь и Петр Дмитриевич Барановский. Помимо того, в основу ряда его работ легли разработки нашего музейного археологического отдела во главе с А. Г. Векслером.

Событием в жизни музея становилось появление в наших фондах каждого старинного шедевра, особенно если это было произведение видного художника, и чаще всего такое поступление оказывалось радостным сюрпризом.

Разве могли мы, например, ожидать подарка из Франции? Между тем получаем вдруг большой конверт с такими же большими цветными фотографиями. На снимках — известная панорама Акари-Барона, снятая в 1840-х годах с «Ивана Великого». Местонахождение подлинной акварели не было известно никому, вещь считали утраченной. Вскоре приходит сам отправитель: «Интересует вас оригинал?» Какой там «интересует»! У нас просто язык отнялся. «Я вам его дарю»...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 1 (361) Январь 2021 В этом выпуске :
Четверть века во главе музея К 100-летию со дня рождения Льва Андреевича Ястржембского (1921–2000)
Сделано на фабрике купца Жолобова По поводу клейма «В. И. Ж.» на ополченских крестах \r\nпериода царствования императора Николая II
«Ателье мод О первой советской мастерской по моделированию и пошиву одежды
Ученый, археолог и великий историк Москвы* К 200-летию со дня рождения Ивана Егоровича Забелина (1820–1908)
Он не был одинок О близких людях доктора Федора Петровича Гааза (1780–1853)
Святитель Геронтий, митрополит Московский Исторический портрет
Декабристы в Москве