Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
10 (21) января 1775 года

На Болотной площади при огромном стечении народа казнили Емельяна Пугачева. Его приговорили к четвертованию, то есть к отсечению сначала конечностей и только потом — головы. Но палач почему-то поступил наоборот, чем облегчил участь казнимого. Поговаривали, что об этом негласно распорядилась Екатерина II, проявив таким образом милосердие к «Петру III».

12 января 1919 года

Состоялось торжественное открытие Московской горной академии — высшего учебного заведения Наркомпроса РСФСР для подготовки инженеров по специальностям: геологическая разведка, разведочная геофизика, нефтяник, шахтер, металлург. В 1930 году академию расформировали,
создав на ее основе шесть автономных институтов. Правопреемником МГА стал Московский
горный институт (ныне — Московский государственный горный университет).

12 (24) января 1873 года

В Москве родился Дмитрий Николаевич Ушаков — в будущем крупнейший лингвист, возглавивший работу над составлением фундаментального «Толкового словаря русского языка».

17 (30) января 1904 года

На сцене Московского художественного театра состоялась премьера «комедии в 4 действиях» А. П. Чехова «Вишневый сад». Спектакль прошел с триумфом. В данной связи любопытен отзыв о «Вишневом саде» И. А. Бунина, известного своими язвительными репликами в адрес многих собратьев по перу. Иван Алексеевич утверждал, что Чехов не знал русской усадьбы и что помещики никогда не разбивали «садов сплошь вишневых». Правдоподобным Бунину показался лишь образ старого слуги Фирса, «остальное <…> просто несносно».

21 января 1945 года

Вышло постановление Совета народных комиссаров № 128 «Об ознаменовании 220-летия существования Академии наук СССР», в котором, помимо прочего, речь шла о создании в столице нового ботанического сада. Спустя несколько месяцев на территории Останкинского лесопарка был основан Главный ботанический сад АН СССР. Позднее ему присвоили имя первого директора — ботаника и селекционера Николая Васильевича Цицина (1898–1980).

22 января 1967 года

Моссовет утвердил проект мемориального архитектурного ансамбля «Могила Неизвестного Солдата» в Александровском саду.

Московский журнал в соцсетях
29.01.2021
История, истории...
Автор: Борис Вячеславович Арсеньев
Ф.И. Кампорези. Петровский подъездной дворец. По собственному рисунку. Бумага, офорт, гравюра резцом, акварель. 1789 год. Государственный исторический музей
Москва 1835 года глазами американца №2 (362) Февраль 2021 Подписаться

Вид Кремля из-за Москвы-реки от Каменного моста. 1839 год. Старый Императорский дворец уже разобран, новый еще не построен

«На седьмой день после отъезда из Киева мы приблизились к сожженной и восстановленной столице царей, златоглавой Москве, святой Москве, русскому Иерусалиму, священному, любимому Богом и дорогому сердцу всякого русского городу» — эти строки написал без малого два века назад не отечественный экзальтированный патриот, а заезжий иностранец с далекого континента, гражданин Соединенных Штатов Америки.

Д. Л. Стефенс (Stephens) происходил из респектабельной семьи, получил солидное юридическое образование в Колумбийском университете, пробовал себя на дипломатическом поприще, но истинное призвание обрел в путешествиях, неутомимых поисках новых знаний и впечатлений. Увиденным, услышанным и пережитым он щедро делился с публикой на страницах своих сочинений. Крылатое выражение «Via est vita» — «Дорога — это жизнь» — стало его девизом.

Маршруты Стефенса пролегали по Америке и Европе, он побывал в Греции, Турции, на Ближнем Востоке. В центральноамериканских джунглях полуострова Юкатан открыл следы древней цивилизации майя. Среди самых ярких эпизодов жизни Стефенса и сюжетов его сочинений — путешествие летом 1835 года в Россию — страну тогда еще мало известную широкой американской публике, экзотическую, овеянную слухами и легендами, порой нелепыми и фантастическими, но вызывавшую интерес как держава — победительница Наполеона. Исколесив в дилижансах, тарантасах, возках тысячи верст по необъятной империи от Одессы до Петербурга и далее до Варшавы и австрийских владений, американец увидел много городов, селений и достопамятных мест, общался со множеством людей. И хотя он ни слова не знал по-русски, почти всегда находились собеседники, говорившие на известных ему языках. Помогали и природная коммуникабельность, и взятые в дорогу карты и путеводители.

Записки Стефенса увидели свет в Нью-Йорке в 1838 году под заглавием «Случаи из путешествий по Греции, Турции, России и Польше». Книга приобрела популярность, стала классикой жанра. Но только в 2018 году ее главы, касающиеся России и Польши, вышли на русском языке1. Теперь не только специалисты, но и рядовые читатели, неравнодушные к отечественной истории, могут взглянуть на русскую жизнь николаевской эпохи глазами иностранного наблюдателя.

Взгляд со стороны, впрочем, не гарантирует объективности и беспристрастности повествования. Стоит вспомнить другого вояжера, куда более знаменитого, посетившего Россию всего четырьмя годами позднее Стефенса, — маркиза Астольфа де Кюстина, чей закамуфлированный под путевые записки памфлет не только поспособствовал идеологическому обоснованию антироссийского альянса европейских держав, но и стал своеобразным манифестом русофобии на все времена. Французский аристократ вынес приговор увиденной им стране: «Правительство, ни перед чем не останавливающееся и не знающее стыда, скорее страшное на вид, чем прочное на самом деле. В народе — гнетущее чувство беспокойства, в армии — невероятное зверство, в администрации — террор, распространяющийся даже на тех, кто терроризирует других, в церкви — низкопоклонство и шовинизм, среди знати — лицемерие и ханжество, среди низших классов — невежество и крайняя нужда. И для всех и каждого — Сибирь. Такова эта страна, какою ее сделала история, природа или Провиденье»2. Подобные пассажи призваны были создать в общественном мнении Европы, прежде всего Англии и Франции, образ экзистенциального врага, низвергнуть «деспотическую полуазиатскую» Россию с пьедестала ведущей мировой державы, на который ее вознесла победа над Наполеоном.

Старинных и новейших предубеждений относительно Российской империи и населявших ее народов не был чужд и Стефенс. Воспитанный на идеалах Просвещения и американской революции, воспринявший западные культурно-идеологические штампы, он предпочитал республиканскую форму правления монархии, осуждал крепостное право (как и рабство в собственной стране), раздел Польши, где недавно царские войска подавили грозное восстание. Но опытный путешественник привык больше верить своим глазам и ушам, чем прочитанному и пересказанному. К тому же над Стефенсом не довлел политический заказ — отношения России и США после заключения в Петербурге первого торгового договора между ними (1832) находились на подъеме, в американском обществе возрастал интерес к державе, чьи владения тогда распространялись и на Северную Америку...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 2 (362) Февраль 2021 В этом выпуске :
Статистик, литератор, публицист О Василии Петровиче Андросове (1803–1841)
Все начиналось с Горючки… Из истории пресненских стадионов
Православное Черкизово Страницы прошлого и настоящего этого московского района
Александровские казармы в Москве Февраль – сентябрь 1917 года
«Гулянье всем кому угодно...» Усадьба графов Шереметевых Кусково и ее достопримечательности в XVIII–XIX веках (по страницам дореволюционных путеводителей)
Летописец Смутного времени Дьяк Иван Тимофеев и его «Временник»
Все это совсем рядом… Краеведческие прогулки по берегам Яузы и ее притоков
Москва 1835 года глазами американца По страницам записок американского путешественника Джона Ллойда Стефенса (1805–1852)