Н. Д. Бартрам с отцом Дмитрием Эрнестовичем, матерью Анастасией Михайловной и племянником
От редакции
Николай Андреевич Киселев (1928–2016) — внук выдающегося искусствоведа, музейного деятеля, коллекционера Н. Д. Бартрама, сын младшей дочери Николая Дмитриевича — художницы по игрушке Марии Николаевны Бартрам (1902–1979). Родился, жил и работал в Москве. Доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАН, почетный член Королевского микроскопического общества (Великобритания), заведующий лабораторией электронной микроскопии Института кристаллографии. Мемуарный очерк «Очень русский шотландец» он написал в 2011–2012 году по настоятельной просьбе Г. Л. Дайн — специалиста в области игрушки, автора многих статей и книг по истории отечественной игрушки, в том числе о Н. Д. Бартраме. Галина Львовна предоставила этот очерк для публикации «Московскому журналу». Переданный ею материал включает также фотографии, рисунки, акварели, письма и документы из семейного архива Н. А. Киселева, снимки игрушек из коллекции Художественно-педагогического музея игрушки имени Н. Д. Бартрама в Сергиевом Посаде. Текст печатается в сокращении с небольшой редакторской правкой.
Николай Андреевич Киселев
Предки
В начале ХVII века многие шотландцы, потерпев поражение в борьбе за независимость, покидали родину и отбывали в другие страны. Большинство осело во Франции и в Швеции. Многие стали на новой родине известными людьми: так, шотландец Чалмерс основал в Гётеборге Технологический университет, который теперь носит его имя. Предки Николая Дмитриевича Бартрама добрались до восточных границ Швеции и оказались в Выборге. По договору 1721 года город перешел к России. Может быть, кто-то из семьи или клана Бартрамов остался на Британских островах, и их прапраправнуки живут в современной Великобритании. Во всяком случае, в английских и шотландских телефонных справочниках данная фамилия встречается1.
В 1798 году родился мой далекий предок Эрнест Иванович Бартрам, до 1817 года состоявший на службе у шведского короля в чине корнета. Его «аттестацию» король подписал собственноручно. На русскую службу Э. И. Бартрам был принят в том же 1817 году во Владимирский уланский полк. Вышел в отставку в чине полковника, удостоенный наград и потомственного дворянства, поселился во Льговском уезде Курской губернии2. В обустройстве родового гнезда Бартрамов немалую роль сыграл некий граф А. Толстой, полковой товарищ Эрнеста Ивановича. Граф долго жил во Франции (очевидно, после Заграничных походов русской армии 1813–1814 годов). Жена-француженка родила ему сына Александра и дочь Анастасию. После смерти жены граф вернулся в Россию. Православная церковь не признавала его детей законнорожденными, и они получили фамилию Николаевы и такое же отчество.
Эрнест Иванович, занимаясь большим хозяйством (по ревизии 1858 года он имел 300 душ крепостных), одновременно управлял поместьем графа, отдавшего ему в жены дочь Анастасию. От этого брака родились сыновья Дмитрий и Алексей. Анастасия Николаевна вскоре умерла. Постоянно проживая в Петербурге, А. Толстой переписывался со своим управляющим, принимая участие в судьбе внука. Родитель думал определить Митю на военную службу, но тот хотел стать художником. По сему случаю граф сообщает в письме от 25 марта 1855 года: «Милостивый государь Эрнест Иванович, я не оставил уже позаботиться о том, чтобы узнать, как пристроить Митю в Академию художеств, если он упорно не хочет вступать в военную службу. Принуждать его к сему не следует и невозможно. Итак, если он решительно хочет быть художником, то здешняя Академия художеств преобразована и воспитанников больше нет, а только вольноопределяющиеся. Мите очень будет легко умножить число их, что дозволено каждому при взносе 35 р. в год».
Д. Э. Бартрам окончил Петербургскую академию художеств как акварелист. Сохранились его акварели и карандашные рисунки 1860–1870-х годов, среди них — вид села Нижние Деревеньки с Успенской церковью, где похоронена А. Н. Бартрам (1812–1839). Брат Дмитрия Алексей пошел на военную службу. О его судьбе ничего не известно — остался только портрет-миниатюра, исполненная Дмитрием Эрнестовичем.
Курская губерния
Д. Э. Бартрам женился на дочери помещика Курской губернии Анастасии Михайловне Кусакиной. Известно, что ее мать происходила из рода Басаргиных, один из которых, Николай Васильевич (1793–1861), участвовал в декабристском заговоре. Анастасии было 18 лет, а Дмитрию Эрнестовичу уже 35. У них родились четверо детей, трое умерли от туберкулеза. Анастасия Михайловна потом вспоминала: «Когда я носила Колю, я много и страстно молилась. И вот вымолила. Он единственный, оставшийся у меня в живых». Николай появился на свет 24 августа (5 сентября) 1873 года.
Дмитрий Эрнестович очень любил работать с деревом. В его кабинете в имении Семеновка Курской же губернии стоял станок, на гвоздиках в шкафу висели столярные инструменты. Для подросшего сына отцовский кабинет стал самым притягательным местом в доме. Коля видел, как руками отца создаются красивые и нужные вещи — от рамок для картин до инкрустированной мебели — и начал помогать: резал, точил, строгал. Он тоже полюбил дерево — на всю жизнь.
Помещичий дом был скромным, одноэтажным. В 1943 году на родной Н. Д. Бартраму Курской земле разыгралась великая битва Отечественной войны. Однако дом в бывшем имении Семеновка уцелел, сохранился и старый парк с липовой аллеей.
В 1893 году Николай Дмитриевич организует во флигеле, крытом соломой, учебную столярную мастерскую для деревенских ребят. Поставили столы, верстаки, шкаф с инструментами и токарный станок. Под руководством местного столяра Константина Дементьева здесь трудились десять подростков. Программу обучения Николай Дмитриевич составил сам. По его убеждению, знакомство со столярным делом нельзя было начинать с изготовления утилитарных предметов, вроде табуреток; учащийся должен получать радость и удовлетворение от своей работы. Бартрам решил, что изготовление игрушек из дерева больше всего отвечает этому требованию. Первые образцы представляли собой силуэты сказочных персонажей. Потом технология усложнялась, переходили к трехмерной игрушке. Изделия раскрашивали и сопровождали текстом соответствующей сказки. После игрушек приступали к изготовлению мебели, украшенной резьбой. Выполняли заказы. Например, для Никольской церкви в селе Износково был создан резной из ореха иконостас. Работы Семеновской учебной мастерской экспонировались на Исторической выставке предметов искусства в Санкт-Петербурге (1904), на Курской кустарной выставке (1904), где были отмечены дипломами и наградами.
Впоследствии на террасе старого дома в Семеновке появились два ткацких станка. За одним работала жена Николая Дмитриевича, за другим — приглашенная ткачиха. Делали гобелены на мотивы сказок.
Для пейзажей Курской губернии характерны холмистые дали с редкими лесными массивами. В селах хаты крылись соломой, редко — железом. Наличники и другие декоративные элементы на фасадах отсутствовали. Народное творчество находило другие пути. В деревнях, где соблюдался старообрядческий уклад, хранились старинные одежды. Было село Плёхово, в котором разрешалось носить только домотканую одежду, украшенную ручной набойкой. В слободе Борисовка мастерицы-«украшательницы» изготавливали из простой фольги затейливые ризы для икон... Когда молодой Николай Дмитриевич заинтересовался народным творчеством, он стал ездить по деревням, собирать художественные изделия кустарей — шелковые платки, набивные доски, пряники, глиняные игрушки. Собранную коллекцию головных уборов он пожертвовал Археологической комиссии Курской губернии3.
Знаковые встречи
Учился Коля сначала в реальном училище в Москве. Судя по свидетельствам 1888 года, поведение у него было отличное, а успехи средние: Закон Божий — 4, русский язык — 3, немецкий — 3, французский — 5, алгебра — 3, история — 4, география — 5, рисование — 4 (всего лишь!). В этом же году мальчика по состоянию здоровья отец из училища забрал, доучивался он дома.
В жизни каждого человека, в особенности культурного, ищущего свое предназначение, очень важны встречи с людьми, способными благотворно повлиять на сознание, наставить на верный путь. Первым таким человеком был для Коли отец, прививший отпрыску любовь к дереву и научивший с ним работать. Вторым — Иван Егорович Забелин (1820–1908), выдающийся историк и один из организаторов Исторического музея в Москве, внушивший Николаю Дмитриевичу любовь к народному искусству. Старшая дочь Н. Д. Бартрама Анастасия Николаевна Изергина вспоминает свой визит с отцом в Исторический музей: «Темное сводчатое помещение кабинета Забелина, зарешеченные окна, шкафы, стеллажи, полные деревянной утвари и резных досок. Стол, заваленный книгами и бумагами, а за ним большой, с длинной бородой и густой шевелюрой, — Забелин. <…> У Забелина [отец] понял и полюбил труд и искусство, вложенные в народные деревянные изделия, понял их мудрую простоту, декоративность в решении форм и традиционность выполнения»4.
После реального училища Николай занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), но ушел, не окончив курса, в частную мастерскую художника Николая Авенировича Мартынова — человека талантливого, но чрезвычайно скромного. Своими картинами он принципиально не торговал. В совершенстве владел техникой акварели «по-сырому», требующей большого опыта и виртуозности. Эту технику Мартынов передавал ученикам. Николай Дмитриевич долго использовал ее, создавая пейзажи, портреты. Таков, например, портрет жены Марии Иосафовны в блузке с матросским воротником, виды Курской губернии — легкие и мягкие. Позже стиль Н. Д. Бартрама меняется, становясь более ярким, декоративным. Делая рисунки к сказкам или наброски будущих игрушек, он начинает подчеркивать контуры, выделять силуэт.
Вместе с Бартрамом у Н. А. Мартынова учился Михаил Дмитриевич Езучевский (1879–1928) — в дальнейшем известный живописец, график, иллюстратор. У жены Николая Дмитриевича было два больших альбома, в которые записывали стихи, вклеивали вырезки из газет, фотографии знаменитостей. Там много рисунков Езучевского на испанские сюжеты, зарисовки военных в мундирах разных времен и армий. Есть набросок автопортрета. Часть рисунков подписаны с посвящением Варе — сестре Марии Иосафовны, которая стала супругой художника5...
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru