
А.П. Рябушкин. Памяти дня 17 октября 1886 г. Бумага, тушь, перо. 1886 год. ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 2. Ед. хр. 359
Образ художника Андрея Петровича Рябушкина (1861–1904) в словесных описаниях, а также на картинах и рисунках разных лет.
О замечательном русском живописце Андрее Петровиче Рябушкине «Московский журнал» писал уже не раз. Так, малоизвестным и неизвестным страницам его творчества была посвящена недавняя публикация в августовском номере. Немалый интерес представляет и сама личность Рябушкина — характер, внешность, увлечения. На сегодня мы имеем не так много фотоснимков, графических и живописных материалов, дающих представление о том, как выглядел этот, по отзывам современников, во всех смыслах неординарный человек. Наиболее распространенным и едва ли не «каноническим» его изображением является гравюра В.В. Матэ (1904). Имеется выполненный в середине 1880‑х годов живописный автопортрет, местонахождение которого определяется как «частная коллекция». Остались два словесных описания от близких друзей художника. Вот отрывки, касающиеся внешности: «Его небольшая, но чрезвычайно пропорциональная фигура, бледное лицо, обрамленное русой бородой, светлые белокурые волосы, всегда немного взлохмаченные, тонкая изящная линия носа и рта, кроткое выражение глаз, тихий грудной голос и некоторая застенчивость подкупали всех и каждого»; «Склад лица и небольшой фигуры Рябушкина отличался какой‑то особой пропорциональностью, хрупкой и тонкой миловидностью, напоминавшей о фарфоровых статуэтках. Странным образом этот склад повторялся в рисунке и очертаниях фигур в его картинах, сочетался с той особой “правильностью”, которая была результатом академического обучения. Как бы наглядно подтверждалось старинное убеждение, что каждый художник в рисунке тела передает свою собственную организацию и ее особенности. В обрамлении словно выточенного, несколько неподвижного лица светлой бородкой и густыми волосами было нечто крестьянское, в фигуре тоже то спорое и ладное, что бывает у ловких работников на все руки. Но в общем весь облик Рябушкина <…> совершенно не соответствовал представлению о художнике, вышедшем из народа, из самой глубины России, с целым поколением предков крестьян»…