Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
30.06.2023
История, истории... Автор: Ксения Андреевна Толоконникова
Лифт на соборе. 1973 год
Очерки приходской жизни №7 (391) Июль 2023 Подписаться

Интронизация Патриарха Алексия. 1945 год. Фотография Г. Петрусова

Интронизация Патриарха Алексия. 1945 год. Фотография Г. Петрусова

 

Действующие храмы Москвы советской

Лист 12 (оборот, внизу)

Церковь Духа Святого. Пост. в 1832 г. на Даниловском кл. Духовской п. 1/14. Трам. 26, 38 от мет. Октябрьская

Храм Сошествия Святого Духа на апостолов (1829–1838) на Даниловском кладбище (1771) никогда не закрывался и не был (вопреки тому, что утверждает П. Г. Паламарчук со ссылкой на «Очерки по истории русской церковной смуты») в руках обновленцев. В начале войны его настоятель протоиерей Павел Стефанович Успенский (1885–1956) «часто выступал <…> с призывами сохранять мужество и не колеблясь верить в победу. Совместно с церковным советом организовал сборы на оборону и в храме, и по домам верующих»658. Почетным настоятелем Духосошественского храма в это время являлся архиепископ Алексий (Василий Михайлович Палицын. 1881–1952), на которого Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский. 1867–1944) возложил заведование церковными делами в Москве в связи с эвакуацией Патриархии в Ульяновск659.

На Даниловском кладбище в ХХ веке хоронили многих представителей духовенства660. В 1949 году здесь была погребена последняя настоятельница Новодевичьего монастыря игумения Вера (Надежда Павловна Победимская. 1879–1949)661, в 1945‑м — блаженная Акилина Ивановна Кулигина (1870–1945)662, в 1952‑м — Матрона Дмитриевна Никонова (1881 или 1885 — 1952)663 — блаженная Матрона Мос­ковская664, в 1981‑м — схимонах Сергий (Борис Филиппович Денисов. 1931–1981) — болящий, подвижник благочестия665. На кладбище находятся также могилы священника и писателя Сергия Николаевича Дурылина (1886–1954)666, его формальной жены инокини Ирины (Ирины Алексеевны Комиссаровой-Дурылиной. 1899–1976)667 и монахини Феофании (Елены Григорьевны Першиной. 1883–1970), жившей в болшевском доме Дурылиных после возвращения из ссылки668.

Протоиерей Павел Успенский настоятельствовал в храме до своей кончины. С 1960 года и также до кончины настоятелем являлся протоиерей Константин Иванович Мещерский (1888–1966)669. Он принимал активное участие в обновленческом движении, в 1930 году несколько месяцев находился в тюрьме, впоследствии (неясно, когда именно) воссоединился через покаяние с Московской Патриархией670.

С 1966 года на протяжении сорока четырех лет настоятелем Духосошественского храма был протоиерей Виктор Дмитриевич Ипполитов (1924–2010)671.

Другие священнослужители: протоиерей Николай Федорович Тарасов (1927–1998)672, протодиакон Михаил Тимофеевич Устин (1877 — ?)673; в 1971–1977 годах — протоиерей Алексий Петрович Никольский (1920–1982)674.

Интересную ремарку делает протоиерей Александр Тихонов: «Надо сказать, что в ту пору все храмы действующие, они вот после окончания литургии до вечера закрывались, всех выпроваживали, закрывались двери, закрывались врата… как бы на уборку, видимо, было такое указание. Единственный храм в Москве, который я помню из тех, который не закрывался целый день, — это был храм Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, он был открыт целый день… Я бывал и на других кладбищах, там были храмы закрыты, а на Даниловском кладбище, такая была специфика почему‑то, там всегда был храм открыт, можно было днем прийти, пройтись по храму, там все посмотреть, мне было это очень интересно, и мне на сердце это легло, все, что было связано с церковью, с храмами, с духовной жизнью, тогда же нигде нельзя было никакой информации почерпнуть, ни книг не было, ничего не было»675.

Адрес храма указан по Духовскому переулку. Современный адрес — 4‑й Рощинский проезд, 30. Маршрут трамвая № 26 описан в заметках о Малом соборе Донского монастыря и Ризоположенской церкви на Донской, трамвая № 38 — в заметке о храме Святых апостолов Петра и Павла в Лефортове. Станцию метро «Тульская» откроют поблизости только в 1983 году.

Лист 13 (вверху)

Церковь Святой Троицы. Пост. в 1835 г. на Пятницком кл.
Дроболитейный п. 5. Мет. Рижская. Трам. 5, 25, ав. 85

Схожий обликом и временем постройки с Духосошественской церковью на Даниловском кладбище, храм Живоначальной Троицы (1830–1835) на Пятницком кладбище (1771) избежал закрытия в 1920–1930‑х годах, однако успел побыть обновленческим. Весной 1944‑го его настоятель — протоиерей (в обновленческом расколе — протопресвитер) Василий Филиппович Романков (1891–1963)676 вернулся под патриарший омофор, а осенью митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) ходатайствовал о награждении протоиерея Василия, в числе ряда других московских священнослужителей, медалью «За оборону Москвы», прилагая к ходатайству следующую характеристику деятельности пастыря: «Организовал среди верующих на нужды обороны сбор теплой одежды для армии. Участвовал в противопожарной обороне на территории домоуправления. В храме вел патриотические беседы»677. Настоятелем Троицкого храма протоиерей Василий оставался до кончины, погребен за алтарем.

Интересна и во многом характерна для эпохи биография — насколько ее возможно проследить по имеющимся скупым вехам — следующего настоятеля церкви на Пятницком кладбище — протоиерея Николая Сергеевича Недумова (1896–1976)678. Сын протоиерея Сергия Семеновича Недумова (1857–1920)679, настоятеля (1908–1920) все того же Троицкого храма, он успел в 1917 году окончить Мос­ковскую духовную семинарию, но сана не принимал, служа до 1934 года псаломщиком в «отцовском» храме. В 1934‑м его арестовали, судили за «контрреволюционную агитацию», приговорили к трем годам заключения680. В 1937‑м Николай Сергеевич освободился из Ухтинско-Печерского исправительно‑трудового лагеря, и до 1950 года мы ничего о нем не знаем. А далее он, уже будучи с лишком пятидесятилетним человеком, принимает рукоположение (во диакона, через год — во священника) — и сразу к храму, где был погребен за алтарем его отец. Настоятелем назначен после смерти протоиерея Василия Романкова и служил до выхода по болезни за штат (1975). Упокоился рядом с отцом.

В начале 1980‑х в храме настоятельствовал протоиерей Сергий Николаевич Вишневский (1926–2017)681, «глубоко почитаемый прихожанами»682.

Другие клирики храма: протоиерей Иоанн Васильевич Смоленский (1875–1947)683; в первой половине 1960‑х годов — протодиакон Евгений Павлович Тихомиров (1933–1997)684, с 1966 года служивший в храме Святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот, а с 1982‑го — в храме Рождества Христова в Измайлове.

Адрес Троицкого храма остался прежним — Дроболитейный переулок, 5, строение 1. Первоначально переулок, ведущий прямо к воротам кладбища, назывался Кладбищенским, но в 1922 году — во избежание, видимо, слишком откровенных напоминаний о бренности земного бытия — был переименован в Дроболитейный по находившемуся здесь заводу.

В качестве ближайшей станции метро указана «Рижская», хотя и «Алексеевская» (тогдашняя «Мир», а с 1966 года — «Щербаковская»), открытая одновременно с «Рижской» 1 мая 1958 года, находится не так далеко.

О маршрутах трамваев № 5 и № 25 см. заметку, посвященную Тихвинской церкви в Алексеевском.

Лист 13 (внизу)

Церковь Божей Матери Всех скорб. Радости. Пост. в 1835 г. Бол. Ордынка 20. Мет. Новокузнецкая. Ав. 25. Трол. 25

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»685 (главный престол посвящен Преображению Господню) возводился в 1780‑х годах на основе существовавшего каменного. Сильно пострадал во время пожара 1812 года и был выстроен практически заново (1831–1836) по проекту архитектора О. И. Бове. После революции несколько лет стоял закрытым, используясь в качестве склада Третьяковской галереи (благодаря чему сохранились иконостасы и живопись), а в начале 1947 года Патриарх Алексий (Симанский) ходатайствовал о его «выделении» для размещения Александрийского подворья686. От устройства подворья Александрийского патриархата решено было «воздержаться», однако 17 декабря 1947 года Г. Г. Карпов сообщил патриарху: «Для организации храма‑подворья Болгарской православной церкви в ведение Московской Патриархии передается в бесплатное и бессрочное пользование церковное здание по ул. Большой Ордынке, дом № 20, которое Третьяковская галерея должна освободить в месячный срок»687. Освобождение затянулась (Третьяковке предстояло вывезти свой склад в Кусково), и в итоге Скорбященский храм стал не болгарским (под подворье отдали Успенскую церковь в Гончарах — см. соответствующий очерк), а приходским.

Тем не менее храм оставался «на виду»; богослужения в торжественные дни здесь не раз возглавлял патриарх. Настоятель протоиерей Михаил Викентьевич Зёрнов (впоследствии — архиепископ Киприан. 1911–1987)688 был близок к Патриархии, выполнял различные поручения патриарха. После возвращения из‑за границы, где он с перерывами провел около пятнадцати лет, протоиерей Михаил вновь назначается настоятелем (почетным) Скорбященского храма. На Ордынке о нем сохранилась хорошая память: «Добрый и щедрый. Всякому поможет. Когда видит человека в горе, утешит. Когда ему в его приходе <…> некоторые почитатели и почитательницы совали деньги, он всегда отвечал: “Я богаче тебя. Лучше купи на эти деньги то‑то и то‑то” (смотря по нуждам дарителя)»689. А. Б. Свенцицкий: «Владыка Киприан в проповедях как бы вел годовой цикл истории христианских праздников <…> часто объяснял смысл церковных песнопений, так что человек, слушавший проповеди в Скорбященском храме в течение года, вполне мог сдать экзамен в духовную семинарию»690.

Еще штрих к портрету архиепископа Киприана: «Владыка с улыбкой передавал мне слова протоиерея Всеволода Шпиллера, который был настоятелем соседнего храма — “Николы в Кузнецах”. Он мне сам говорил. Одна простая женщина подошла к нему и сказала: “Батюшка, вы такой культурный, такой ласковый, а вас не любят… А вот на Ордынке отец Михаил, он кричит на нас, как председатель колхоза, а его — любят…”»691.

Особенно славился хор Скорбященского храма, руководимый бессменным регентом Николаем Васильевичем Матвеевым (1909–1992)692. Под церковными сводами звучали произведения П. И. Чайковского, С. И. Рахманинова, П. Г. Чеснокова, А. Т. Гречанинова: «В ближайшее к дню воспоминания кончины П. Г. Чеснокова воскресенье — 9 марта 1969 года, в Неделю 2‑ю Великого поста, молитвенно была отмечена память композитора в Преображенском храме, что на Б. Ордынке, в Москве. Божественную литургию в этот день совершил архиепископ Киприан (Зёрнов) в сослужении местного причта. Хор под управлением Н. В. Матвеева пел литургию целиком (кроме Задостойника — Н. М. Данилина, регента Синодального хора) из сочинений П. Г. Чеснокова. <…> После литургии архиепископ Киприан сказал слово о “приснопамятном песнетворце Павле”. Затем была отслужена панихида — творение Павла Григорьевича»693. «Гурман» церковного пения А. Ч. Козаржевский, говоря об особенностях совершения литургии Преждеосвященных Даров в московских храмах, отмечал: «К сожалению, “Ныне силы небесные” (вместо “Херувимской”) предпочитают петь только на музыку Бортнянского. Пожалуй, только в Скорбященской церкви на Ордынке можно услышать музыкальное переложение Львовского»694. Интересная деталь: долгие годы, как следует из некролога, в хоре храма пела секретарь‑делопроизводитель Московской Патриархии Татьяна Алексеевна Митяева (1918–1985). Ее  отпевание «в Скорбященском (Преображенском) храме совершил Высокопреосвященнейший архиепископ Киприан, сказавший о ней проникновенное слово. Молитвенно пел хор под управлением Н. В. Матвеева, провожая в последний путь почившую, в течение 30 лет состоявшую в хоре. Многочисленных молящихся и среди них — сотрудников различных отделов Патриархии, собравшихся на отпевание Татьяны Алексеевны Митяевой, привели в храм любовь и большое уважение к почившей»695.

М. В. Ардов вспоминает также о регенте левого хора Дмитрии Ивановиче (фамилию установить не удалось): «В мое время — в конце шестидесятых годов — он трудился на Ордынке. <…> Несколько неврастеничный, в очках с толстыми стеклами, он мне очень напоминал Д. Д. Шостаковича, только изрядно опростившегося»696.

Среди прихожан храма в эти годы было много представителей интеллигенции. Надежда Борисовна Терещенко, дочь протоиерея Бориса Гузнякова: «Например, приходил, папа как его называл, Левушка Гумилёв, приходил Алексей Владимирович Баталов… Мама дяди Леши Баталова, Нина697… Внук Пржевальского, дядя Миша Пржевальский. То есть всяческий был народ. А в дни, когда пели “Литургию” Чайковского, “Всенощную” Рахманинова, сходилась, наверное, вся интеллигенция со всей Москвы698, потому что это была редкость»699.

В храме служили: с 1948 года (до 1953‑го — диаконом) протоиерей Иоанн Михайлович Сергеев (1904–1982)700; с 1952‑го — протоиерей Алексий Трофимович Лагуткин (1923–1984)701; с 1961‑го — протоиерей Борис Кузьмич Гузняков (1932–1996)702, после смерти владыки Киприана ставший настоятелем; с 1954‑го — протодиакон Константин Михайлович Егоров (1899–1981)703. «Отец Константин многие годы был оперным солистом, но всегда верующим человеком, с детства певшим в мос­ковских церковных хорах. Такого певческого диапазона не было ни у одного из упомянутых здесь знаменитых московских протодиаконов — от нижнего “фа” до верхнего! Пожалуй, лишь с Ф. И. Шаляпиным мог он соперничать в исполнении “Верую” Архангельского, “Ныне отпущаеши” Строкина, “Покаяния” Веделя. В 1952 году он оставляет театр, выходит на “творческую пенсию” и принимает сан диакона»704.

М. В. Ардов пишет и о подвизавшихся при храме женщинах: «Покойная монахиня Мария. В миру ее звали Анной, она была алтарницей в Скорбященском храме на Большой Ордынке. Родом она откуда‑то из‑под Костромы. В их селе, судя по ее рассказам, был замечательный священник, который, между прочим, не благословлял своих духовных чад вступать в колхоз. По этой самой причине Анна и уехала в Москву, долгие годы была домашней работницей, а потом получила комнату и стала трудиться в храме. Под конец у нее стали болеть ноги, ничего делать она уже не могла, но в церковь добрые люди ее еще приводили. Вот, помню, в Великую Субботу сидит она в пустом храме на табуреточке перед иконой Божией Матери и плачет горькими слезами. Я подхожу к ней: — Что ты плачешь? — Как же не плакать‑то?.. Ведь я в этот день всегда и в алтаре, и в храме прибиралась, а теперь вот не могу… Другие делают, а я не могу… <…> Из той же самой костромской деревни, что и эта монахиня, была еще одна замечательная женщина — просфорница Екатерина. Она тоже трудилась в храме на Ордынке. Так и вижу ее лицо — застенчивое, кроткое, благоговейное… Ей Господь благословил исполнять свое послушание едва ли не до последнего дня жизни»705.

Адрес храма остался прежним. Ближайшей станцией метро названа «Новокузнецкая», открытая в 1943 году. Станции «Третьяковская», которая находится к церкви еще ближе, пока нет, ее откроют в 1971‑м. 25‑й автобус шел по Пятницкой улице, имея конечными остановками площадь Ногина и Нагорную улицу. Троллейбус № 25 следовал в Лефортово через Красную площадь по Большой Ордынке. Оба маршрута упразднены.

Лист 13 (оборот)

Богоявленский Собор. Пост. в 1845 г. Спартаковская ул. /Елоховка/ Мет. Бауманская. Трам. 32, 37

Знакомому каждому москвичу Богоявленскому собору в Елохове (1837–1845) не раз на протяжении 1920–1930‑х годов угрожало закрытие и даже снос в связи с предполагаемой реконструкцией площади706; последняя такая угроза нависла над ним в июне 1941 года, но с началом войны антирелигиозная кампания по понятным причинам иссякла. О «рядовых» службах того периода: «Я ясно помню — я тогда была верной прихожанкой Елоховского собора, — в Елоховском идет литургия, народу мало, храм большой и очень хорошо подметенный и убранный, и вот, мы слышим наверху раскаты пушек, раскаты грома и стрельбу, и служба не прекращается. И помню я женщину, которая, взяв своего младенца‑ребенка, девочку, судорожно обняв ее, в это время подходит и прикладывается к иконам. Потом я знала и эту мать, и эту девочку, выросшую и ставшую супругою священника»707.

25 февраля 1945 года Богоявленский собор получил статус Патриаршего708.

В 1940–1990‑х годах собор являлся центром церковной жизни страны — начиная с исторической Пасхи 5 апреля 1942 года709, когда алтарь затемненного по причине осадного положения Москвы храма, к неудовольствию консервативно настроенных богомольцев, наводнили офицеры союзнических войск и фоторепортеры. «Помилуйте, на что же это похоже! — читаем возмущенный отзыв профессор‑хирурга Розена на страницах любопытного архивного документа под названием “Информация начальника УНКВД г. Москвы и Московской области М. И. Журавлева. № 1730. Не ранее 5 апреля 1942 г.”. — Это же ведь не театр. Этого никогда не допускалось, даже и для верующих фотографов. Теперь заведомые безбожники стоят у престола Божия со своими лейками. Возмутительно и даже, грубо говоря, нахально. Все это, конечно, делается для наших союзников, чтобы показать им полное благополучие нашей Церкви»710.

Настоятель Богоявленского собора711 в 1924–1961 годах — протопресвитер Николай Федорович Колчицкий (1890–1961)712, управляющий делами Московской Патриархии, в руках которого находились «все церковные дела»713. При нем происходят наиболее значительные события в новейшей истории собора — в частности, интронизация Патриарха Сергия (12 сентября 1943 года), его погребение (18 мая 1944‑го; надгробие сооружено по проекту А. В. Щусева в 1949‑м), интронизация Патриарха Алексия I (4 февраля 1945‑го)714.

Отзыв уполномоченного по делам Русской Православной Церкви по Москве и Мос­ковской области А. А. Трушина: «Настоятель Богоявленского собора о. Николай Колчицкий является управляющим делами Московской Патриархии. Человек он очень хитрый и имеет большое влияние не только на ряд работников церковного центра, но и на окружающее население. Перед посетителями собора часто выступает с проповедями и усиленно заботится об их религиозно‑нравственном просвещении. <…> Большое усилие Колчицкий проявил к созданию хорошего и мощного хора, который в настоящее время также немало привлекает к себе верующих и некоторых других лиц, объясняющих свое посещение собора желанием послушать хор певчих»715.

С 1943 года руководить хором Богоявленского собора был приглашен Виктор Степанович Комаров (1893–1974)716. Впервые хор под его управлением пел 3 сентября за Божественной литургией, которую возглавил вернувшийся из эвакуации тогда еще митрополит Сергий (Страгородский)717.

Протоиерей Александр Фомин718 вспоминал, что протопресвитер Николай «не раз спасал его от гнева уполномоченного по делам религии». «Он мне показывал доносы, присланные на меня в Патриархию, и тут же на моих глазах рвал их в клочья. При этом отец Николай приговаривал: “Я его (доносчика. — К.Т.) знаю, он — хороший священник”»719.

В мае‑октябре 1961 года обязанности настоятеля Богоявленского собора временно исполнял архиепископ Пимен (Извеков), в то время — управляющий делами Московской Патриархии720; до августа 1963‑го — архиепископ Можайский Леонид (Лев Львович Поляков. 1913–1990), затем переведенный на Ярославскую кафедру721.

Настоятель в 1965–1973 годах — протопресвитер Иоанн Иванович Соболев (1883–1976)722, до этого много лет служивший в Троицкой церкви в Удельной. О первых «смотринах» себя елоховскими прихожанами он вспоминал: «Мой малый рост сделал то, что в толпе я услышал голос: “Хуже‑то не нашли?” На это другие возражали: “А ты послушай, как он исповедь проводит общую”. На первой неделе поста я проводил первую исповедь, и очень успешно. Произнес еще две проповеди, и на этом дело обошлось»723.

С 1973 по 1978 год настоятель — протопресвитер Виталий Михайлович Боровой (1916–2008)724.

В 1957–1983 годах в Богоявленском соборе служил протоиерей Алексий Семенович Дёмин (1888–1983). К моменту своей смерти он являлся старейшим клириком Москвы. «Незадолго до кончины, в день памяти святого праведного Алексия, человека Божия, отец Алексий отметил свое девяностопятилетие. В тот день в патриаршем соборе юбиляр при стечении множества богомольцев и близких совершил Божественную литургию и праздничный молебен»725.

В 1957–2003 годах (с 1973 года — в должности ключаря) в соборе служил протоиерей Николай Петрович Воробьев (1928–2003)726. «Будучи священником в самые тяжелые для церкви годы безбожия властей, отец Николай в своих беседах часто вспоминал самоотверженных пастырей, пострадавших за церковную проповедь, которых он знал лично»727.

Своей благородной торжественностью богослужения в Елоховском соборе728 были во многом обязаны замечательным диаконам — архидиаконам Георгию Карповичу Антоненко (1879–1958)729, Владимиру Дмитриевичу Прокимнову (1890–1973)730, протодиаконам Петру Петровичу Байкову (1892–1975)731, Василию Ивановичу Смирнову (1918–1998)732. Примечательно, что к диаконам здесь традиционно обращались по имени‑отчеству, а не «отец такой‑то», и этот обычай сохранялся вплоть до самого недавнего времени733.

Другие клирики собора: протоиерей Петр Иванович Голубев (1869–1943)734; протоиерей Александр Сергеевич Покровский (1894–1956)735; в 1942–1943 годах — протоиерей Сергий Всеволодович Любимов (1888–1943)736; в 1946–1947‑м — архимандрит Иеремия (Владимир Алексеевич Лебедев. 1885–1953), с 1947 года и до кончины — настоятель Крестового храма во имя Владимирской иконы Божией Матери в патриаршей резиденции в Чистом переулке737. Об архимандрите Иеремии Патриарх Алексий I говорил как о человеке, «который не знал врагов»738. С 1951 по 1956 год ключарем собора являлся архимандрит Донат (Димитрий Федорович Щёголев. 1899–1979)739, впоследствии — архиепископ Калужский и Боровский. До войны он находился в заключении, позже воевал, был тяжело ранен740.

В 1952–1973 годах в Елохове служил протоиерей Александр Гаврилович Акимов (1925–1987)741, после этого до самой смерти настоятельствовавший в Воскресенском храме в Сокольниках; в 1960‑х — архимандрит Герасим (Григорий Григорьевич Прокофьев. 1901–1987)742; в 1972–1984‑м — протоиерей Герасим Петрович Иванов (1916–2012)743, профессиональный художник‑реставратор, трудившийся здесь в этом качестве с 1954 года744.

Архимандрит Зосима (Федор Иванович Иджилов; 1864–1961)745 «в 1930‑е годы служил в Богоявленском соборе псаломщиком до своего ареста в 1933‑м. После войны был духовником Патриарха Алексия I (Симанского) и продолжал служение в Елоховском соборе, но внештатным священником. О нем говорили, что это был старец, исключительный по своему дару рассуждения»746, — свидетельствует протоиерей Леонид Ролдугин, хорошо помнящий Елохово второй половины 1950‑х годов («Я прислуживал в московском Богоявленском соборе, что в Елохове, с 1955 года. Был иподиаконом, стоял с Патриаршим крестом на богослужениях»747).

Многолетняя казначея храма — схимонахиня Серафима (Татьяна Алексеевна Селиванова. 1898–1980)748.

Регенты левого («повседневного») хора в 1940–1960‑х годах — Иван Трифонович Островский и Иван Алексеевич Павлов749; с середины 1960‑х до 1971 года — церковный композитор Николай Иванович Озеров (1892–1972)750. Председатель ревизионной комиссии (1960–1970‑е) — педагог‑математик Сергей Иосифович Новоселов751. Ризничий (1971–1978) — Сергей Иванович Георгиевский (1906–1989)752.

Праздничные службы в Елоховском соборе проходили при огромном стечении богомольцев. «За поздней воскресной литургией и тем более в праздник народу набивалось столько, что буквально иголку не всунешь, — вспоминал филолог Евгений Михайлович Верещагин (род. 1939), посещавший Пат­риарший собор с детства. — Привел меня туда за руку мой духовный отец из мирян — приснопамятный Петр Павлович Недошивин (1904–1985), личность в церковной Москве известная»753.

В ночь Пасхи попасть на службу можно было или придя много заранее, днем в субботу, или по пригласительному билету. Билеты распространялись в том числе через светские учреждения («Получил билет в райкоме партии», — рассказывал о своем первом посещении Патриаршего собора на Пасху автору этих заметок ныне покойный алтарник храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках). В музее «Советский Союз: вера и люди» хранятся такие билеты — правда, относящиеся уже к 1980‑м годам. Когда именно посещение собора в пасхальную ночь упорядочили подобным образом, нам пока выяснить не удалось. Но Е. М. Верещагин вспоминает: «На Пасху из‑за ожидавшегося наплыва верующих вход всегда был по билетам. Я далеко не всегда получал билет, но на Пасху 1967 г. такое удалось. Хотя служба начиналась в половине двенадцатого ночи, мы с П. П. отправились уже в десять вечера, чтобы просто “занять место”. Подойдя к храму, увидели множество бесчинствовавших молодых людей: молодежь на улице раскачивала верующих, стоявших сплошной стеной (движение транспорта перекрывалось), выкрикивала нецензурную брань. Появились милиционеры на лошадях; кажется, они работали своими жезлами, особенно не разбирая, кто хулиган, кто верующий. Впрочем, для имевших билеты был организован защищенный коридор»754.

Еще ярче беснование «внешней» толпы в Святую ночь предстает в воспоминаниях регента Николая Сергеевича Георгиевского. Правда, он говорит о Пасхе 1961 года — это зенит хрущевского антирелигиозного разгула, в сравнении с которым ситуация 1967‑го выглядит почти умеренной. «Кругом свистели, пели похабные частушки, улюлюкали сидевшие на крышах домов и на деревьях молодые люди. Перед Светлой заутреней, когда полунощница уже началась, комсомольцы вошли в храм и, встав цепью, стали раскачивать богомольцев. Все происходящее представлялось страшноватым, особенно в свете покушения на Патриарха в Вербное воскресенье, когда неизвестный (которого объявили потом сумасшедшим) пробрался к 82‑летнему Предстоятелю и ударил его. Но Крестный ход все же вышел. За Святейшим Патриархом по традиции выходили мы с Остаповыми. Патриарху ставили кресло на ковре в притворе (на улицу по болезни ноги Святейший давно не выходил). Под улюлюканье толпы снаружи мы с иподиаконами окружили Святейшего. Потом мы узнали, что в епископа Пимена, возглавившего Крестный ход, и в духовенство полетели тухлые яйца, помидоры и небольшие камни. По традиции в соборе стояли представители некоторых посольств, которые тоже выходили на Крестный ход, и, кажется, сотруднику французского посольства довольно высокого ранга попали камнем по голове. Был заявлен официальный протест с требованием обеспечить безопасность церковных процессий»755.

В воспоминаниях Е. М. Верещагина содержится еще одна интересная деталь: «Елоховский собор был центром распространения религиозной литературы, в том числе и “сам- и тамиздата”. Знакомцы приносили книги, а чаще машинописные “кодексы” под полой и незаметно обменивались ими. Письма диссидентов, обращенные к патриархам Алексию I и Пимену, в которых бичевались очевидные и всем известные факты, отзвука у нас не находили, у Святейших зажаты рты, они связаны по рукам и ногам, и зачем прибавлять им горя?»756

Ближайшая к собору станция метро «Бауманская» открылась в 1944 году. Трамвай № 32 шел от Измайловского поселка через Бауманскую улицу до Каланчевской; ныне маршрут упразднен. Через Бауманскую до Каланчевской улицы следовал и 37‑й трамвай, но отправлялся он от проезда Энтузиастов. Маршрут в общих чертах сохранился, сделавшись длиннее (теперь он соединяет станцию МЦД «Каланчевская» и Новогиреево).

Примечательно, что составитель альбома, помимо нового — впрочем, существующего уже с 1919 года — названия улицы («Спартаковская») дает и старое («Елоховская», хотя и в просторечно‑усеченной форме — «Елоховка»), а номер дома указывать не считает необходимым: Богоявленский собор и так отовсюду видно. Современный адрес: Спартаковская улица, 15…

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 7 (391) Июль 2023 «Любить труд, искать его, в труде видеть высшую радость и счастье»
«Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» О московском фотографе Викторе Сергеевиче Молчанове (1910–2004)
Горловка Исторический очерк
«Прокурор», «губерния», «дивизия»… О некоторых новациях Петра I, отразившихся в русском языке
Поэты, однокурсники, друзья Александр Иосифович Немировский (1919–2007) и Николай Петрович Майоров (1919–1942)
Московский одиннадцатый трамвай Путешествие в прошлое
Три века служения Из семейных хроник
Очерки приходской жизни Действующие храмы Москвы советской