Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
28.04.2023
К читателям Автор: Анна Филипповна Грушина
№ 5 (389) Май 2023 №5 (389) Май 2023 Подписаться

Май для нас овеян дыханием полнокров‑ ной весны и торжеством Великой По‑ беды. Традиционно №5 мы открываем подборкой материалов, посвященных этой уже вошедшей в вечность теме. Стараемся не повторяться, находить неизданное, напоминать о забытом. Вот и на этот раз все — впервые. Открывает номер статья В.Л. Кошелевой «Огнен‑ ная летопись великого гнева»  —  история создания документального фильма А.П.  Довженко «Битва за нашу Советскую Украину» (1943). Самобытный и  яркий художник, пламенный патриот, Довженко был убежден, что правдиво снимать и писать о во‑ йне может только очевидец, а  потому настойчи‑ во добивался своей отправки на фронт. В  феврале 1942  года он становится корреспондентом газеты «Красная Армия». Позже в его дневнике появляется запись: «Книги и фильмы о нашей правде, о нашем народе должны трещать от ужаса, страданий, гнева и  неслыханной силы человеческого духа». Съем‑ ки названной выше киноленты велись десятками операторов на передовой, в  партизанских отрядах, в  тылу. В  результате родилась «повесть о  непре‑ клонном духе народа, который никакие страдания и казни не смогли сломить». Фильм совершил три‑ умфальное шествие по экранам всего мира. Автор статьи особо отмечает его актуальность для нашего времени, когда потомки освободителей с  немень‑ шим героизмом сражаются на той же Украине про‑ тив вновь поднявшего голову фашизма. Повторим вслед за великим режиссером: нет ни‑ чего более ценного, чем свидетельства очевидцев, которые по своей достоверности превосходят са‑ мый гениальный художественный вымысел. Пись‑ ма фронтовиков, их воспоминания сегодня стали документами эпохи, правдиво повествующими и о бытии отдельного человека, и о духе прожива‑ емого им времени. К таким документам относится дневник военного врача 2‑го ранга А.Т.  Рожкова (1914–1974). Следует заметить, что в  сонме ста‑ тей и  очерков о  Великой Отечественной не часто встречается такой сюжет  — фронтовые будни во‑ енных медиков. Да еще из первых уст… Описываемые в  дневнике события происходили в  период Ржевско-Вяземского наступления Крас‑ ной армии (январь  —  апрель 1942  года). Тяжелые бои. Полевые госпитали. «Вповалку лежат люди‑ге‑ рои». Страшные раны, «немые просящие глаза», устремленные на врача, — и бесконечные, зачастую под бомбежками, операции, операции, операции… И еще одна маленькая, но важная деталь. Публика‑ цию подготовил сын военврача москвич И.А. Рож‑ ков, в  послесловии рассказавший и  о  предках ав‑ тора дневника, и  о  дальнейшем его жизненном пути. В итоге нам открывается неповторимая судьба неординарного человека и его семейная история. О том, насколько неотделима тема минувшей войны от событий сегодняшних, свидетельству‑ ет подборка стихотворений поэтов приграничных и  воюющих территорий, Петербурга и  Москвы, посвященная солдатам СВО. Каждая поэтическая строка дышит стремлением ободрить, поддержать бойцов, что так созвучно произведениям «фронто‑ вой» поэзии 1941–1945  годов! Стихи эти вошли в  сборник гражданской лирики «Сияй, Россия», изданный Брянской писательской организацией. Недавно на Белгородщине мы с  солдатами и  офи‑ церами вместе переживали обращенные к ним сло‑ ва любви и верности: «Возьми меня, мой милый, на войну…», «Никогда не предам и  не брошу ни тебя, ни родные края…» За стенами холодной палатки мо‑ росил дождь, где‑то неподалеку характерно просви‑ стел‑прогрохотал очередной «прилет», а они ловили каждое слово — и теплели глаза, и светлели лица… Этот номер богат на продолжения статей, ко‑ торые мы начали публиковать в  предыдущем. Неутомимый зюзинский краевед С.И.  Ярослав‑ цева провела целое расследование, несколько лет безуспешно пытаясь найти портрет И.И.  Беке‑ товой  — владелицы подмосковного села Зюзино. Как оказалось, искать надо было в Италии, в рус‑ ской коллекции Палаццо Коронини Кронберг… Безусловного внимания заслуживает очерк К.В.  Свешникова о  московском Трехгорном пи‑ воваренном заводе имени А.Е.  Бадаева, исто‑ рия которого насчитывает 130 лет. Завод давно не выпускает свою продукцию, но именно он оста‑ ется символом «пивного», если так можно выра‑ зиться, прошлого столицы.

«Огненная летопись великого гнева» О документальном фильме А.П. Довженко \r\n«Битва за нашу Советскую Украину» (1943)
Очерки приходской жизни Действующие храмы Москвы советской
«Тригор» О московском Трехгорном пивоваренном заводе имени А.Е. Бадаева
Портреты и люди «Зюзинский след» в русской коллекции Палаццо Коронини Кронберг
Донецк Краткий исторический очерк
«Пусть навсегда уйдет с земли война» Стихи из сборника гражданской лирики \r\n«Сияй, Россия!»\r\n
Ржевское направление, 1942 год Из дневника военного врача
lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн