Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
30.06.2023
Новороссия
Автор: Вячеслав Николаевич Олендаренко
Горловка — крупный промышленный город на Донбассе
Горловка №7 (391) Июль 2023 Подписаться

Станция Горловка Екатеринославской железной дороги. 1905 год

Станция Горловка Екатеринославской железной дороги. 1905 год

 

Исторический очерк

Горловка — крупный промышленный город на Донбассе. Ее история тесно связана с развитием угольной промышленности России. Археологические находки доказывают, что еще в каменном веке древние люди добывали здесь киноварь (ртутный минерал), используемую ими как красящее и дезинфицирующее вещество. Десятки курганов в этих местах свидетельствуют о проживавших здесь позже представителях разных культур, начиная от срубной и скифской и заканчивая половецкой.

В XVII веке по территории современного города пролегали пути, по которым Крымское ханство совершало набеги на русские земли. Русское государство устраивало на этих путях сторожки и пикеты, со временем трансформировавшиеся в казацкие зимовники, а затем в поселения и хутора. Основными жителями таких поселений являлись отставные казаки и беглые крестьяне. Они начали добывать в небольших копанках уголь для обогрева жилищ, для кузниц.

* * *

После строительства Луганского литейно‑пушечного завода (1795) появилась острая потребность в каменном угле. На поиски месторождений в степь направилась экспедиция, в 1799 году обнаружившая уголь возле Никитовки и урочища Сухой Яр. Однако из‑за устаревших методов добычи его едва хватало для нужд завода и местных жителей.

Мощным толчком к возникновению города стала постройка Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, призванной соединить между собой Харьков и Ростов‑на-Дону, а также обеспечить более быструю и эффективную доставку грузов из южных регионов России на север. Это позволяло преодолеть одну из серьезных проблем в деле развития тяжелой промышленности Российской империи — проблему бесперебойного ее снабжения донбасским углем, что, в свою очередь, дало возможность начать на Донбассе масштабную угледобычу.

В 1868 году концессию на сооружение дороги получил крупный предприниматель Самуил Соломонович Поляков (1837–1888). Ему же, согласно лицензии, предстояло построить возле станций Корсунь и Никитовка шахты по добыче каменного угля и рельсовый завод. Весной 1869 года начались работы. В рекордно короткие сроки — за 20 месяцев — дорогу ввели в эксплуатацию. Сооружение шахты было доверено молодому горному инженеру Петру Николаевичу Горлову (1839–1916), который полностью реконструировал две крестьянские копанки, превратив их в флагман шахтного дела — Корсунскую копь № 1. Вокруг шахты быстро разрасталось новое поселение, названное в честь своего основателя Горловкой.

* * *

Продолжая рассказ о возникновении города, невозможно не упомянуть Общество Южно-Русской каменноугольной промышленности (ОЮРКП), организованное С. С. Поляковым. Целью образования Общества являлась разработка залежей каменного угля и антрацита, а также развитие горнозаводской промышленности на юге России. Деятельность ОЮРКП началась со строительства Корсунской копи № 1. Затем в Горловке соорудили две новые капитальные шахты — «Альберт» (ныне — шахта № 5 имени В. И. Ленина) и рудник «Альфред» (ныне — шахта имени А. И. Гаевого). К 1890 году добыча угля выросла достаточно для того, чтобы полностью покрыть потребности железной дороги. Избыток поставлялся на южные металлургические заводы и на сахарные заводы в Москве. С середины 1890‑х годов на горловских рудниках приступили к выжигу кокса.

Не только шахтами была представлена промышленность города XIX века. В это время на территории будущей Горловки появлялись предприятия и других отраслей. В 1879 году горный инженер Аркадий Василье­вич Миненков (1849–1910) открыл вблизи станции Никитовка богатейшее месторождение ртутных руд. Разработкой и эксплуатацией месторождения занялся промышленник Александр Андреевич Ауэр­бах (1844–1916). С организацией ртутного дела в Горловке Россия прекратила закупку этого ценного металла за рубежом, более того — сама стала его экспортером. В конце XIX века на арендованной у ОЮРКП земле бельгийское акционерное общество построило машиностроительный завод. Неподалеку от Никитовки начали добывать доломит, на каменоломнях А. М. Французова — гипс. Горловка становится центром промышленного района. Здесь находилось Управление Горловского горного округа, к которому относились многочисленные рудники, шахты, заводы и карьеры в Енакиево, Дебальцево, Щербиновке.

* * *

На рубеже XIX–XX веков разразился мировой экономический кризис, затронувший все отрасли промышленности. Спрос на уголь резко упал, что привело к массовым увольнениям рабочих, ответивших на это забастовками. Наиболее крупной была забастовка шахтеров рудника № 5 «Альберт» в апреле 1895 года. Более полутора тысяч человек приняли участие в майской забастовке 1896 года на Корсунском руднике № 1. Через год она повторилась. Бастующие вручили администрации письменные требования: увеличить жалованье и улучшить условия труда. Однако ответ оказался жестким — наиболее активных участников забастовки арестовали и предали суду, требования рабочих проигнорировали.

С течением времени стихийное забастовочное движение набирало обороты, охватывая все больше предприятий Горловки. Пиком стало Горловское вооруженное восстание 1905 года. Началось оно с присоединения Горловки к всероссийской забастовке железнодорожников, в которой, кроме трудящихся данной отрасли, приняли участие работники рудника № 1, машиностроительного завода и даже крестьяне из окрестных сел. В дальнейшем главным организатором «беспорядков» в Горловке судебные органы назовут профессионального революционера‑большевика Кузнецова-Зубарева (имя в разных источниках указывается по‑разному). Появился он в городе в ноябре 1905 года и за короткий срок сумел убедить рабочих машиностроительного завода объявить забастовку. Во время переговоров с бастующими власти потребовали его выдачи. Рабочие отказались. Попытка силового захвата закончилась ранением Кузнецова-Зубарева, что явилось «спусковым крючком» грянувшего восстания. На призыв горловчан 16 декабря в город начали прибывать боевые дружины из Енакиево, Харцызска, Авдеевки, Гришина, Алчевска, Ясиноватой, которые 17 декабря напали на военные казармы государственных войск. Однако малоопытные и плохо обученные дружинники потерпели поражение. В 1908 году временный военный суд слушал дело «О захвате революционерами линии Екатеринославской железной дороги в декабре 1905 года». На скамье подсудимых оказалось более 130 человек. Часть их оправдали, часть приговорили к каторжным работам, а 44 человека — к смертной казни.

* * *

1 августа 1914 года Германия объявила войну России. Началась мобилизация. Из поселков и хуторов Никитовского, Горловского, Железнянского и других районов на фронт отправились забойщики, проходчики, крепильщики, машинисты, оставляя предприятия без специалистов. Около половины опытных шахтеров надели солдатские шинели. Им на смену приходили люди, впервые взявшие в руки топоры и обушки. Углепромышленники края стали использовать в шахтах труд прибывающих военнопленных, а также «гаст­арбайтеров» из Китая и Персии. По позднейшим данным, численность рабочих на угольных предприятиях Горловско-Щербиновского района с 1913 по 1916 год увеличилось с 35 до 50 тысяч человек. Однако количество — не значит качество: добыча угля неуклонно падала. Правительство приостановило действие законов об ограничении продолжительности рабочих смен одиннадцатью с половиной часами и о запрещении ночного труда подростков, а 9 марта 1915 года сняло запрет на подземные работы для женщин и детей. Обеспокоенные ухудшающимся положением дел в отрасли предприниматели засыпали военное министерство прошениями о прекращении призыва горняков. Вопрос о бронировании решился лишь во второй половине 1915 года. При этом оставленные на рудниках военнообязанные впадали в полную зависимость от администрации. Они не имели права самовольно переходить на другие предприятия, должны были неукоснительно выполнять установленные повышенные нормы выработки. Предъявлять какие‑либо претензии по поводу условий труда категорически возбранялось; строптивых ждала немедленная отправка в маршевые роты.

Горловский машиностроительный
за­вод еще накануне войны начал производить боеприпасы. Теперь военное ведомство поставило задачу увеличить выпуск снарядов, гранат и мин в 3–5 раз. Дополнительно к имеющемуся поступало станочное
и прессовое оборудование. Хотя и с трудом, но решалась проблема кадров — министерство мобилизовало для завода инженеров, техников, токарей, слесарей‑наладчиков, ремонтников и других специалистов.

Ртутный рудник тоже не остался в стороне. Для воспламенения пороха в патронах, приведения в действие взрывателей бомб и снарядов требовалось все больше гремучей ртути. В течение нескольких месяцев на старом заводе возвели две печи для обжига крупной и мелкой руды…

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 7 (391) Июль 2023 «Любить труд, искать его, в труде видеть высшую радость и счастье»
«Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» О московском фотографе Викторе Сергеевиче Молчанове (1910–2004)
Горловка Исторический очерк
«Прокурор», «губерния», «дивизия»… О некоторых новациях Петра I, отразившихся в русском языке
Поэты, однокурсники, друзья Александр Иосифович Немировский (1919–2007) и Николай Петрович Майоров (1919–1942)
Московский одиннадцатый трамвай Путешествие в прошлое
Три века служения Из семейных хроник
Очерки приходской жизни Действующие храмы Москвы советской