Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 декабря 1933 года

Историк и археолог Игнатий Яковлевич Стеллецкий (1878–1949) начал раскопки под угловой и средней Арсенальными башнями Московского Кремля. Достичь цели изысканий  — обнаружить легендарную библиотеку Ивана Грозного  — не удалось. Однако в  ходе раскопок были получены ценные сведения о подземном Кремле.

12 (25) декабря 1905 года

На Валовой улице в ходе Декабрьского вооруженного восстания сгорела типография И.Д. Сытина. «Типография эта,  — писала на следующий день газета “Новое время”,  — представляет огромное роскошное по архитектуре здание, выходившее на три улицы. Со своими машинами она оценивалась в миллион рублей».

13 декабря 1957 года

Решением Моссовета участок Ленинградского шоссе от путепровода у Белорусского вокзала до развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе был переименован в Ленинградский проспект.

20 декабря 1900 года (1 января 1901 года)

Попечитель Московского учебного округа получил уведомление от душеприказчика скончавшегося купца Ивана Логгиновича Медведникова (1807–1889) о завещанной покойным городу крупной денежной сумме. На  полученные средства была основана гимназия, названная в честь благотворителя Медведниковской. Вначале занятия проходили в помещении на Поварской улице, потом учебное заведение переехало в новое здание в Староконюшенном переулке. В советское время гимназия действовала как школа №59 имени Н.В. Гоголя; позже вошла в состав школы №1529 имени А.С. Грибоедова.

30 декабря 1930 года

На пересечении улиц Петровка и Кузнецкий мост появился первый в Москве светофор

31 декабря 1964 года

Открылась станция Московского метрополитена «Водный стадион». Название дано по находящемуся рядом на Химкинском водохранилище водному стадиону «Динамо».

Московский журнал в соцсетях
01.10.2025
Живая старина
Автор: Зимина Анастасия Александровна
«Как окошечко» №10 (418) Октябрь 2025 Подписаться

 

Рогожская слобода, наряду с Преображенским кладбищем, — главные старообрядческие центры Москвы. Связи этих центров простирались на многие километры, но ближайшим их «соседом» являлись знаменитые когда‑то подмосковные Гуслицы — историческая местность на востоке Подмосковья. В разное время частью гуслицких селений владели государственный деятель и сподвижник Петра I Александр Данилович Меншиков (1673–1729), генерал‑лейтенант Степан Васильевич Лопухин (около 1685–1748), аристократка периода правления двух императоров — Екатерины II и Павла I — Ольга Александровна Жеребцова (1765–1849).

В Центральном государственном архиве Москвы хранится дело, начатое 16 июня 1840 года (Ф. 17. Оп. 5. Д. 1577):

«По предложению Г. Военного Генерал Губернатора

О учинении распоряжения, чтобы старообрядец крестьянин Г. Жеребцовой Кирила Федоров Капустин, делавший угрозы крестьянину Иванову, перешедшему из раскола в православие, — из вотчины в Москву отпускаем не был.

Г. Московский Обер Полицмейстер сего числа донес мне, что крестьянин Московской Губернии Богородского Уезда Г. Мусина-Пушкина Андрей Иванов объявил полиции, что он изъявил желание на переход из раскола в православие, на что получил соизволение Московскаго Митрополита Филарета, а 10‑го сего месяца крестьянин Богородского уезда Г-жи Жеребцовой Кирила Федоров Капустин, 74 лет, старообрядец, встретив его в Москве и узнав о его намерении, начал ему делать разные угрозы, о чем он счел долгом объявить. Предписав Г. Обер Полицмейстеру Капустина немедленно выслать из Москвы через Земскую полицию в вотчину и впредь сюда не впускать, я прошу Ваше Превосходительство сделать зависящее от Вас распоряжение, чтобы Капустин из вотчины отнюдь сюда отпускаем не был.

Московский Военный Генерал Губернатор кн. Голицын».

В документе упомянут один из самых больших уездов Московской губернии — Богородский. Немногие знают, что юг Богородского уезда составлял уникальную историко‑культурную область, называемую Гуслицами, — обширный старообрядческий регион Центральной России, включающий в себя несколько десятков селений. Крупнейшие из них — сёла Ильинский Погост, Слободищи, Шувое, деревня Куровская. Прежде всего Гуслицы славились своей книжной традицией — именно здесь изготавливали широко бытовавшие в среде приверженцев протопопа Аввакума богослужебные книги — Минеи, Октоихи, Триоди и другие. Гуслицкая книга имела собственный уникальный стиль, который легко узнать по растительному орнаменту заставок и буквиц с ярким сочетанием цветов — желтым, синим, красным. В Гуслицах получили распространение и другие церковные ремесла — выделка предметов меднолитой пластики (кресты, иконы, складни и прочее), в ряде селений (деревни Анциферово, Костино) — местная иконопись. Гуслицкие легенды гласят, что якобы именно сюда при Петре I бежали опальные стрельцы, а густые леса давали приют различным преступникам и беглому духовенству из разных уголков России. Есть и свои локальные традиции: так, гусляки кладут на могилки умерших родственников камешки. В соседних с Гуслицами регионах, где тоже проживали старообрядцы, — Гжели и Вохне, подобного массового обычая не зафиксировано. Изучением и сбором полевого материала о традиции намогильных камней в Гуслицах и Центральной России занимается в настоящий момент этнолог, доктор исторических наук Дмитрий Вячеславович Громов.

23 апреля 2023 года автор статьи посетила кладбище в гуслицкой деревне Смолёво, чтобы подробно изучить традицию класть камень на захоронение.

Смолёво — поселение старообрядческое, с ярко выраженной старообрядческой культурой. Само основание деревни, по легенде, связывают с пятью братьями Соколовыми, пришедшими «из Литвы». Приход братьев из соседнего государства можно связать с «выгонкой» (высылкой) старообрядцев из пределов Речи Посполитой в XVIII веке. Часть их тогда оказалась в цент­ральной части России, в том числе в Гуслицах, но само селение было известно еще в XVI столетии. В деревне сохранились старинные дома, богато украшенные резьбой, а также выстроена старообрядческая часовня во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Красная горка 2023 года выдалась солнечной. На кладбище пришло довольно много народу: несмотря на то, что укоренившаяся в советское время традиция посещать кладбище на Пасху еще крепка, значительная часть местных жителей навещает могилы именно в этот день.

На Фомино воскресенье, получившее в народе название Красная горка, крестьяне ходили на кладбища и «угощали» почивших гостинцами, поминая их. Писатель и автор работ о русском фольклоре А. А. Коринфский (1868–1937) отмечал: «А в то время, как по Красным горкам за деревенскими околицами происходит все это (веселье. — А. З.), на погостах‑кладбищах отводится место совсем иному. Там начинается с этого дня “радованье” покойников. Туда, под сень безымянных крестов, сходятся потерявшие детей матери, вдовы и сироты — плакать‑причитать о своих дорогих, обездоливших их на этом свете покойниках. По могилкам расставляются оставшиеся от пасхальных столований снеди‑пития, раскладываются крашеные яйца. С этого дня чуть ли не всю неделю, с утра белого до темной ноченьки, кишмя кишат кладбища народом, угощающимся в честь‑память своих покойничков».

Первой среди тех, с кем автору статьи довелось пообщаться на кладбище, была пожилая (около 75 лет) женщина. Я старалась задавать вполне конкретные вопросы: почему клали камешек на могилку, что связывают с этим обычаем и как широко он бытовал.

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 10 (418) Октябрь 2025

Наследники боевого духа предков

Москвичи — герои Великой Отечественной войны

Краткие биографии, подвиги, память*

«Мы делали четверть ввода жилья по Москве»

Владимир Ефимович Копелев рассказывает…

Сделать столицу невидимой для врага

Из воспоминаний участников работ по маскировке важнейших зданий и сооружений Москвы в начале Великой Отечественной войны

Творец «Аскольдовой могилы»

О композиторе и театральном деятеле Алексее Николаевиче Верстовском (1799–1862)

По ту сторону холста

О прототипах персонажей картины И. Е. Репина

Лефортово, Измайлово, Черемушки…

Из истории одной московской семьи

«Как окошечко»

Намогильные камни гуслицкой деревни Смолёво

"Чувствовать в полете всю глубину неба"

О летчике-асе, участнике Великой Отечественной войны, дважды Герое Советского Союза генерал-лейтенанте авиации, Почетном гражданине города Москвы Виталии Ивановиче Попкове (1922-2010)