Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
01.09.2024
К читателям
Автор: Грушина Анна Филипповна
Г.В. Храпак. Столешников переулок. 1963 год
№ 9 (405) Сентябрь 2024 №9 (405) Сентябрь 2024 Подписаться

«Давняя пословица справедливо отметила: “В Москве каждый день праздник”. И действительно, много их знала старинная Москва: в честь и похвалу христианских <…> святых, в честь князей и царей, в ознаменование побед над врагом, в память светлых и радостных событий, в благодарность истинным сынам Отечества за их труды и подвиги в разных областях деятельности на благо народное. Но среди огромного числа московских праздников не было одного — посвященного самой древней столице», — так писал в нашем журнале известный москвовед Владимир Брониславович Муравьев (1997. №8–9).

Между тем обычай славить главные города русских княжеств бытовал издавна. В XVII веке при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче завершилось собирание раздробленных земель в единую обширную и могучую Россию. И вновь процитируем «патриарха москвоведения», как его называли в краеведческом сообществе, В.Б. Муравьева: «В стольном граде, когда к вечеру затихали шум и суета на улицах и торгах, стрельцы отборного государева полка поднимались на кремлевские стены и башни. Над вечерней и ночной Москвой начиналась перекличка бессонной стражи. Первый стрелец восклицал: “Славен город Москва!” Другой продолжал: “Пресвятая Богородица, спаси нас!” Третий завершал: “Святые московские чудотворцы, молите Бога о нас!” И затем по всей стене, от башни к башне, катилось волной: “Славен город Киев!”, “Славен город Суздаль!”, “Славен город Смоленск!» — и так далее, пока не переберут названия доброй полсотни городов. Много их в России, и каждый чем‑нибудь да славен».

 

Петр I перенес столицу в новопостроенный Петербург, и смолкла над ночной Москвой стрелецкая перекличка…

 

События Отечественной войны 1812 года — Бородинская битва, высокая трагедия московского пожара — утвердили в общественном сознании значение Первопрестольной как народной столицы России. На этой волне в 1840‑х годах в среде мос­ковских литераторов и ученых зародилась идея устроить грандиозный праздник в честь любимого города — с массовыми гуляниями, изданием книг о примечательных зданиях и так далее. Воодушевление царило необычайное. Торжества решили приурочить к 700‑летию первого летописного упоминания о Москве (1147). Однако празднество, прошедшее 1 января 1847 года, ограничилось лишь иллюминацией и молебнами в церквях. В Чудовом монастыре митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) огласил составленную им по случаю юбилея молитву: «Царствующий град сей не месяцы только и лета начало пред собою зрит, но, седмь протекших над ним веков помянув, судьбам Твоим чудится и в помышлении о судьбах осьмого своего века пред лицеем Твоим, Царю веков, благоговеет…» Также в зале Благородного собрания 21 февраля состоялся большой благотворительный вечер, по просьбе публики повторенный 7 марта.

 

Как видим, торжества тогда не отличались ни размахом, ни пышностью. Тем не менее они (а точнее, подготовка к ним) вызвали небывалый эмоциональный подъем в кругах художественной и научной общественности, послужили толчком к серьезному изучению прошлого и настоящего Первопрестольной. Именно с этого времени, как принято считать, началось москвоведение, получившее мощное развитие в конце XIX — начале XX сто­летия.

 

Главное же: празднество 1847 года побудило современников задуматься о феномене Москвы, о ее своеобразии и поистине сакральном значении для каждого неравнодушного к судьбе Отечества человека, о чем по сей день у нас не перестают говорить, размышлять, спорить… В качестве иллюстрации к сказанному в этом номере, выходящем в преддверии Дня города, мы публикуем очерки трех москвоведов, написанные в разное время и на разные темы, но объединенные одним чувством — чувством любви к столице «величайшего и славнейшего из царств земных» (К.А. Полевой).

«Покажите мне Москву…» Этюды о трех москвоведах
Пушкинские адреса Москвы Комментированный указатель
«В расспросе выяснилось…» Московские «воровские» истории XVII века
Cын и отец Непридуманное из врачебной практики
«Когда же все это началось?..» Вглядываясь в прошлое
«Для приобретения познаний о нашем земном шаре» О русских географических открытиях XVII — начала XX века
Сила подвига народного Вспоминая Смутное время*
lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн