Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
31.03.2023
Новороссия Автор: Сергей Иванович Каменев
Луганск. Фотография Б. Мавлютова
Луганск №4 (388) Апрель 2023 Подписаться

Церковь Успения Пресвятой Богородицы. 1900–1917 годы

Исторический очерк

Луганск был основан по указу Екатерины II в 1795 году как поселок при литейном заводе, строящемся в месте слияния рек Лугани и Ольховки. Рудознатцы, как называли в старину геологов, начали разведывать территорию современного Донбасса в первой четверти XVIII столетия. Найденные ими образцы донецкого каменного угля высоко оценил Петр I, сказавший: «Сей минерал если не нам, то нашим потомкам будет весьма полезен». Однако разработка здешних недр остановилась из-за внезапной смерти царя-реформатора (1725).

Промышленное освоение этих земель замерло на десятки лет, до второй половины XVIII столетия, когда Россия одержала победу над Турцией в двух кровопролитных войнах, присоединила обширные просторы Причерноморья, Крым и создала Черноморский флот. «Крестным отцом» луганского завода явился видный государственный деятель и экономист адмирал Николай Семенович Мордвинов (1755–1845), уговоривший власти в Петербурге выделить на строительство предприятия деньги: по его мнению, ядра и пушки для флота на Черном море было выгоднее отливать здесь, чем везти с далекого Урала. Он предложил вооружить Черноморский флот чугунными «карронадами» — артиллерийскими орудиями, конструкцию которых разработал шотландец на русской службе, механик-оружейник Карл Карлович Гаскойн (1737–1806). А при производстве чугуна используется именно каменноугольный, а не древесный кокс.

Н. С. Мордвинов был знаком с трудами предпринимателя XVIII века, одного из пионеров металлургии на юге России Ивана Ивановича Морозова (?–?), который в 1741 году называл село Каменный Брод (будущий район Луганска) на Лугани как подходящее место для основания литейного завода. На разведку туда отправили К. К. Гаскойна. По результатам изысканий тот рапортовал начальству: «Найденные прииски железной руды и каменного угля по освидетельствованию обещают богатейшее количество сих минералов в наилучшем качестве». Также Карл Карлович рекомендовал конкретное место для строительства, сделал подсчет затрат. Смета подтвердила выгодность предложения Мордвинова.

На строительстве, продолжавшемся 10 лет, трудились в основном приписные крестьяне. Необходимый материал доставлялся из окрестных поселений: алебастр — из Бахмута, белый камень и песок — из Каменного Брода, древесина — из Старого Айдара и Трехизбенки, мел и известь — из села Белого. Близ деревни Егорьевка на землях, принадлежащих помещику и суворовскому генералу Г. И. Шевичу, шла добыча дикого камня. Георгий Иванович разрешил брать сырье бесплатно, за что удостоился в 1803 году от Александра I бриллиантовой табакерки.

После смерти Екатерины II (1796) строительство едва не прекратилось по велению сына покойной императрицы Павла I, не одобрявшего многие начинания матушки. Проект сумела отстоять Берг-коллегия и ее президент — сенатор Михаил Федорович Соймонов (1730–1804). В 1797 году поселок получил название Луганский завод, а в 1800-м первая домна выдала чугун. Руду брали из села Городище, уголь — из местечка Лисичий буерак (будущий Лисичанск). Работами руководили шотландцы, жившие в поселке на улице, получившей название Английская. Кстати, лекарем при заводе состоял датчанин И. М. Даль, отец знаменитого лингвиста и литератора Владимира Ивановича Даля (1801–1872), который родился в Луганске и потому избрал себе псевдоним «Казак Луганский» (в 1976 году Английскую улицу переименовали в улицу Даля). 16 (28) октября 1800 года на заводе были «первые посредством кокса в сей империи отлиты» ядро, бомба и граната. Этот день можно считать началом металлургической промышленности Донбасса.

* * *

Завод работал по выдаваемым Адмиралтейством и Департаментом горных дел заданиям, изготавливая орудия и различные типы снарядов — в том числе для крепостей на Черном море. Одновременно приходилось производить плавильные печи, строить гидротехнические сооружения, прокладывать дороги, открывать рудники. Горные партии, приписанные к заводу, одно за другим обнаруживали угольные, солевые и рудные месторождения в Славяносербском и Бахмутском уездах Екатеринославской губернии.

Обитатели заводского поселка всецело подчинялись Горному начальнику (управляющему); покидать территорию предприятия им запрещалось. Приезжим дозволялось строить для себя частные дома. К 1830-м годам вокруг завода в числе прочего появились 204 жилых каменных здания, 74 казармы для рабочих, молитвенный дом, горнозаводская школа и «пристойный острог». Застройка должна была вестись по специальной инструкции, предписывавшей размещать дома по красным линиям, делать их одной высоты, соблюдать принцип симметрии. В 1837 году по запросу руководителя Луганского литейного завода А. Ф. Мевиуса из Петербурга пришел план, но поселок все равно разрастался хаотически. При этом всемерно поощрялось каменное строительство (желающим даже выделялись для этого ссуды, необходимые материалы), а в 1870 году возведение строений из дерева и вовсе запретили.

Выпущенными на заводе пушками вооружались крепости Азов, Керчь, Еникале, Кинбурн, Херсон, Очаков, Севастополь. В 1805–1806 годах завод должен был доукомплектовать артиллерией все азовские и черноморские цитадели. В это время Россия примкнула к Третьей антифранцузской коалиции, чтобы вместе с союзниками противостоять Наполеону. Далее потребность в орудиях и боеприпасах диктовали Русско-турецкая (1806–1812), а затем Отечественная война 1812 года. Для армии Кутузова на заводе отливали ядра, гранаты и пушки «Единорог». В дальнейшем луганские орудия станут украшениями памятных мест Бородинского поля, Мамаева кургана в Севастополе; местные литейщики изготовят установленный в Полоцке памятник героям Отечественной войны 1812 года (не сохранился) и монумент Славы, посвященный победе армии Петра Великого над Карлом XII под Полтавой.

* * *

Почти одновременно с основанием завода было образовано Горное управление Юга России, способствовавшее появлению в 1830-х годах в Луганском заводе двух начальных школ — на 200 и на 100 учеников. Затем в поселке появилось горнозаводское училище, а во второй половине XIX века начали действовать средние учебные заведения. В Лисичанске открылось штейгерское училище (штейгер — горный мастер), где дважды читал лекции Д. И. Менделеев.

В 1837 году в Луганском заводе создается первая в Донбассе метеорологическая станция, в 1840-м — Ученое общество горных инженеров, открывшее на территории Донбасса около 300 каменноугольных и рудных месторождений. Промышленность Луганска развивалось полным ходом, и не только благодаря литейному делу. Во второй половине XIX века здесь работало множество мелких предприятий — салотопных и воскотопных, кирпично-черепичных, кожевенных, мыловаренных… К концу столетия уже действовали новые заводы — трубопрокатный Залевского и Григорьева, проволочно-гводильный «Урденен и Дюшессан», горного оборудования, «Товарищества Луганской мануфактуры» и другие. Росло число жителей, достигшее в этот период 20 тысяч человек. Назревала потребность в развитии современной транспортной сети, поэтому в 1870-х годах открылась железная дорога Луганск — Дебальцево, а в 1897 году — ветка на Миллерово Донецкого округа. Наконец, в 1882-м поселок Луганский завод, объединившись с Каменным Бродом, обрел статус города, став центром Славяносербского уезда Екатеринославской губернии.

* * *

После поражения в Крымской войне (1853–1856) Россия временно потеряла право иметь флот на Черном море. Надобность в Луганском литейном заводе постепенно исчезала, он становился нерентабельным. Дела ненадолго оживились в период Русско-турецкой войны 1877–1878 годов, но уже в 1887 году на предприятии прозвучал последний гудок. Если бы не упорство первого городского головы Луганска — предпринимателя и государственного деятеля Николая Петровича Холодилина (1843–1929), неизвестно, как сложилась бы судьба города. Холодилин смог выхлопотать аудиенцию у императора Александра III и добиться передачи завода военному министерству. В 1895 году на базе бывшего литейного предприятия открылся казенный патронный завод, который значительно улучшил экономическое положение Луганска. (В 1996 году в центре города был открыт памятник Н. П. Холодилину. В августе 2018-го почта Луганской Народной Республики выпустила почтовые марки «Холодилин Н. П.» и «Памятник Холодилину Н. П.».)

В том же 1895 году выходец из Германии Густав Гартман основал в Луганске паровозостроительное производство (ныне — ПАО «Лугансктепловоз»). К 1914-му здесь выпускалось до полутора тысяч паровозов ежегодно. Предприятие стало самым мощным в империи, обогнав такие машиностроительные гиганты, как Путиловский и Брянский заводы.

Развитие промышленности обеспечило дальнейший прирост населения. В 1905 году число домовладений в Луганске достигло 4367, в 1912-м — 7993. К 1914 году в городе насчитывалась 198 улиц и переулков общей протяженностью 31 километр (впрочем, из них твердое покрытие имели только 14). Керосиновые фонари постепенно вытеснялись электрическим освещением. Вместо извозчиков с пролетками на мощеных улицах появлялись автомобили.

В 1903 году уездный город Луганск Екатеринославской губернии удостоился герба: «В золотом щите черная с золотыми швами доменная печь с червленым пламенем, сопровождаемая по бокам двумя черными молотами. В вольной части щита герб Екатеринославской губернии. Щит увенчан серебряною с черными швами, башенною короною о трех зубцах. За щитом две накрест положенные стального цвета кирки, соединенные Александровскою лентою»…

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
Очерки приходской жизни Действующие храмы Москвы советской
№ 4 (388) Апрель 2023 «Наша история — это мы»
Очерки приходской жизни Действующие храмы Москвы советской.
Луганск Исторический очерк
«Тригор» О московском Трехгорном пивоваренном заводе имени А. Е. Бадаева
Портреты и люди «Зюзинский след» в русской коллекции Палаццо Коронини Кронберг.
«Страсть к книгам и их приобретению вспыхнула неудержимо…» Ульянинский о букинистах и они о нем
О родных и близких Записки московского старожила.
«Чистыми руками и самоотверженным трудом» О математике Иване Матвеевиче Виноградове (1891–1983).