Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
31.03.2023
Из дальних лет
Автор: Светлана Ивановна Ярославцева
Генеалогическое древо графов Кассини
Портреты и люди №4 (388) Апрель 2023 Подписаться

Усадебный дом Бекетовых в Зюзине. Реконструкция автора по архивной описи 1831 года

«Зюзинский след» в русской коллекции Палаццо Коронини Кронберг.

Портрет Ирины Ивановны Бекетовой (урожденной Мясниковой. 1743–1823) — владелицы подмосковного села Зюзино — я безуспешно искала несколько лет. И вдруг в прошлом году обнаружила его в интернете, причем в двух вариантах, один из которых на ряде сайтов подписан: «Мария Ивановна Римская-Корсакова». Автор же указан один — Фридрих (Федор Федорович) Кюнель (Кинель). И тут вдруг коллега прислала мне ссылку на статью в итальянском журнале с сообщением, что портрет Ирины Ивановны представлен на выставке «“Женщины в зеркале. Женские персонажи в портретах семьи Коронини”. 8 апреля — 29 октября 2017 года», состоявшейся в художественном музее Палаццо Коронини Кронберг в старинном итальянском городке Гориции на границе со Словенией1. Приведу выдержку из статьи (слегка правленный мной компьютерный перевод с итальянского): «Помимо мебели и зеленой шелковой обивки стен, выделяются портреты Ирины Ивановны Бекетовой и Софи де Фаган. Ирина была дочерью миллионера и известного промышленника Ивана Семеновича Мясникова, вышла замуж за полковника Петра Афанасьевича Бекетова, а овдовев, открыла фабрику ткани в деревне Zyuzin (Московского уезда), давая работу многим местным женщинам».

Упоминание деревни Зюзино Московского уезда и фабрики, которая в усадьбе называлась полотняной, сразу приблизило итальянский портрет к нашей усадьбе. Я была уверена: это именно тот искомый портрет. Чтобы разобраться, как он оказался в итальянском музее, я попросила мою давнюю приятельницу Галю Кариелло, живущую в замужестве в Италии, связаться с автором статьи и помочь выяснить все интересующие меня вопросы. Галя с помощью мужа — литератора Никола Кариелло — списалась с музеем Палаццо Коронини Кронберг, и через несколько дней я получила ответ (в переводе Никола на русский) от Кристины Брагалья, несколько лет занимающейся систематизацией и описанием коллекции:

«Уважаемый господин Кариелло,

просьба доктора Ярославцевой меня очень радует, потому что, когда несколько лет назад я исследовала Ирину Ивановну Бекетову в Интернете, я нашла несколько ее публикаций об истории села Зюзина и о роли Ирины в развитии местной текстильной промышленности, из которой я почерпнула много интересных новостей.

Что касается истории картины, я прилагаю к ней карточку, опубликованную в одном из наших каталогов в 2017 году, и генеалогическое древо, объясняющее родственную связь между Ириной и графами Коронини, которая оправдывает нынешнее наличие картины в наших коллекциях.

Подводим итог: в 1913 году, после смерти графа Эдуарда (Михаила) Кассини, работа была унаследована от его племянницы Ольги Вестфален Фюрстенберг, жены графа Карла Коронини Кронберг. Эдуард Кассини, в свою очередь, унаследовал ее от своей жены Зои Дмитриевны Бибиковой, прабабушкой которой Ирина была по линии матери.

Мы будем рады предоставить изображение картины с высоким разрешением. <…>».

Что ж, обратимся к портретам и изображенным на них лицам.

* * *

Неожиданное решение показать на портрете И. И. Бекетову, владелицу фабрик и заводов, золотошвейкой в кружевном чепчике2, сидящей перед шкатулкой с золотыми и серебряными нитями, принял, вероятно, пасынок Ирины Ивановны Платон Петрович Бекетов, пригласивший в 1811 году в Зюзино художника Федора Федоровича Кинеля, который написал там несколько портретов, позже гравированных крепостными граверами.

П. П. Бекетов (1761–1836) — сын симбирского дворянина полковника Петра Афанасьевича Бекетова от первого брака с девицей Репьевой, умершей вскоре после родов. Овдовев, полковник уже в 1765 году женился вторым браком на 22‑летней Ирине Ивановне Мясниковой. Невеста была купеческого сословия, но получила большое приданое, а позже и огромное наследство, благодаря чему семья поселилась в Москве, где Петр Афанасьевич вел роскошную хлебосольную жизнь.

Между пятилетним Платоном и новой мамой установилось дружеское расположение. Когда же у нее на следующий год после свадьбы родился сын Иван (1766), родственная близость возникла и между единокровными братьями. Пятилетняя разница в возрасте не помешала им дружить всю жизнь.

Платон Петрович с 1776 года служил в Семеновском полку (начинал сержантом, в 1778 году произведен в поручики, через 10 лет вышел в отставку в чине премьер-майора), до 1798 года присутствовал в Герольдмейстерской конторе, а затем поселился в Москве, сделавшись крупным коллекционером и издателем редких рукописей и манускриптов3. О нем мы еще не раз скажем ниже…

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
Очерки приходской жизни Действующие храмы Москвы советской
№ 4 (388) Апрель 2023 «Наша история — это мы»
Очерки приходской жизни Действующие храмы Москвы советской.
Луганск Исторический очерк
«Тригор» О московском Трехгорном пивоваренном заводе имени А. Е. Бадаева
Портреты и люди «Зюзинский след» в русской коллекции Палаццо Коронини Кронберг.
«Страсть к книгам и их приобретению вспыхнула неудержимо…» Ульянинский о букинистах и они о нем
О родных и близких Записки московского старожила.
«Чистыми руками и самоотверженным трудом» О математике Иване Матвеевиче Виноградове (1891–1983).