Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
29.05.2020
Далекое и близкое
Автор: Елена Максимовна Шухова
Село Нерль. Фотографии конца 1930-х годов
Руины на ковре из сорных трав... №6 (354) Июнь 2020 Подписаться

Село Нерль. Фотографии конца 1930-х годов

Мария Николаевна Ермолова… Это имя не нуждается в представлении, оно — символ колоссального таланта и высокой духовности. Сегодня нам уже не дано видеть актрису на сцене. Хотя бы отчасти прикоснуться к ее личности позволяет экспозиция дома-музея в Москве на Тверском бульваре. Мог бы существовать и еще один музей М. Н. Ермоловой. Мог бы, но пока, увы…

Трасса, ведущая из Сергиева Посада в город Калязин (где прямо из воды возносится к небу колокольня затопленного в 1930-х годах Никольского собора) и дальше на север — в Рыбинск и Череповец, пролегает мимо села Нерль. Через село проходит еще одна дорога — неказистая, хотя и асфальтированная — на Старобислово. Проследовав по ней, мы километра через полтора встретим местами покосившийся, а местами рухнувший деревянный забор. За забором в зарослях иван-чая, золотарника и крапивы виднеются руины каких-то построек из силикатного кирпича. Это бывший филиал калязинской сапоговаляльной фабрики «Красный Октябрь», окончательно закрывшийся несколько лет назад. А в глубине участка находится то, что неблагодарные потомки оставили от усадьбы Калабриево, в которой «обычно часть лета проводила» М. Н. Ермолова.

Здесь «жила Маргарита Николаевна (Зеленина, дочь М. Н. Ермоловой. — Е.Ш.) с сыном и гостили родные, друзья и мы с мужем», рассказывает в своих мемуарах Т. Л. Щепкина-Куперник. «Калабриево было бы идеальной декорацией для тургеневского “Фауста”: именно тургеневский уголок. <…> Небольшой белый дом, <…> утопавший в сирени, стоял на самом берегу реки, к которой прямо с балкона вела дорожка шагов в пятьдесят и спуск с лесенкой к купальне. <…> Дом был невелик, но просторен и удобен. С антресолями, с комнатами, еще по старине носившими разные названия: угловая, токарная, красная, девичья… В окнах столовой, выходивших на террасу, вставлены были пестрые стекла: малиновые, лиловые, желтые, синие. Во время заката солнечные лучи падали как раз сквозь них и раскрашивали стоявшие на столе огромные букеты — в мае белой сирени и ландышей, в июне ночных фиалок, в июле белых роз и табаков, делая их фантастически пестрыми. Обстановка была старинная. В полосатой гостиной висели потемневшие картины, изображавшие бури и кораблекрушения, так не вязавшиеся с мирной атмосферой всего дома, словно их повесили нарочно как напоминание о житейских треволнениях… Алебастровые вазы стояли на колонках у стен. <…> В шкафах попадались книги XVIII века с засушенными среди страниц розами. В горках — фарфоровые пастушки, веера, флакончики для духов, порт-букеты, давно вышедшие из употребления. Наверху были удобные светлые комнаты с пестрыми фарфоровыми ручками у дверей. Перед девичьей — между двух крылец — был палисадник, полный жасмина и малины, а перед его забором — лавка и большой стол для чаепитий на вольном воздухе»1.

Сейчас от главного усадебного дома, построенного в середине XIX века в стиле позднего классицизма, остались лишь наружные стены с местами сохранившимися фрагментами прежнего декоративного убранства — сухариками белокаменного карниза и профилированными штукатурными наличниками нескольких окон, давно уже лишенных рам. Если заглянуть через пустой оконный проем внутрь, можно увидеть, что крыши тоже давно нет, а вместо пола — ковер сорных трав и молодые древесные побеги. Уцелела часть печи с высокой дымовой трубой. По краям восточной стены еще читаются бревенчатые тамбуры, но террасы на западном фасаде и след простыл; под стеной — склад досок, бочек и другого хлама… Только несколько деревьев осталось от прекрасного усадебного парка.

А ведь 30 августа 1960 года Совет министров РСФСР принял постановление № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры». В разделе «Список исторических памятников, подлежащих охране как памятники государственного значения», по Калязинскому району Калининской (ныне Тверской) области значится «бывшее имение Ермоловой Марии Николаевны Калабриево». Но хотя на бумаге мемориальное значение усадьбы признавалось всегда, на деле о ее сохранности никто не заботился.

Свидетельство тому — «Паспорт памятника истории и культуры “Дом усадьбы Шубинского (Ермоловой)”», датированный 1981 годом: «Главный дом представляет собой одноэтажное кирпичное здание с антресолями над восточной половиной. Стены покрыты толстым слоем штукатурки и побелены. Размер кирпича: 23,5/24,5 × 12/13 × 6,5/7 см, система кладки верстовая. Цоколь, подоконные плиты и частично венчающий карниз выполнены из белого камня. <…> Вытянутый с севера на юг, покрытый четырехскатной железной кровлей объем представляет собой в плане прямоугольник с выступами деревянных холодных тамбуров с востока. <…> До приспособления дома под многочисленные отдельные квартиры внутренняя планировка имела более простой и цельный характер. Благодаря сохранившимся потолочным карнизам, следам от первоначальных дверей и наличию старых печей понятно, что планировка была анфиладно-круговой.

Все помещения парадной анфилады имели более высокие потолки и группировались вокруг главного зала. <…> Основной вход в дом располагался в тамбуре с восточной стороны. Другой тамбур вел в небольшое помещение с лестницей на антресоли. <…> Бревенчатые тамбуры входов были декорированы деревянными портиками со спаренными колоннами со стороны входных проемов. Старые двустворчатые двери тамбуров украшены филенками.

Жилой флигель и хозяйственные постройки разрушены. В главном доме утрачена застекленная веранда на западном фасаде. Заложена часть оконных и внутренних дверных проемов. Поставлены дополнительные перегородки. Утрачена первоначальная взаимосвязь помещений. Сломаны портики входных тамбуров.

Внутри дома сохранились стянутые штукатуркой карнизы, а на потолке центральной гостиной — декоративная розетка. Стены, судя по фотографии конца ХIX в., были оклеены обоями. В некоторых комнатах уцелели двустворчатые филенчатые двери и угловые кафельные печи (под побелкой видны плитки изумрудно-зеленого цвета размером 18,5 × 31,5 см)».

Несмотря на констатацию специалистами неуклонно идущего процесса разрушения дома, никаких мер по его реставрации принято так и не было. Утраты продолжались.

«Дом <…> находится в руинированном состоянии, — говорится в “Акте технического состояния усадьбы”, размещенном на сайте Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области. — От парка уцелели отдельные фрагменты». Тем не менее практически не существующие главный дом и парк усадьбы Калабриево до сих пор состоят на государственной охране как памятники федерального значения. Ныне лишь несколько сохранившихся старинных фотографий и воспоминания современников позволяют нам мысленно реконструировать усадьбу и представить, как протекала здесь жизнь при Марии Николаевне Ермоловой.

* * *

Относительно «итальянского» названия имения до сих пор бытует легенда, которую приводит в своих воспоминаниях и Т. Л. Щепкина-Куперник: «В столовой была копия “Мадонны” Рафаэля, писанная когда-то домашним живописцем, а в токарной — портрет красивого человека в белом мундире екатерининских времен, это был Новосильцев, когда-то посол в Италии. Существовал рассказ, что когда ему туда прислали план этого имения, он обратил внимание, что его очертания точно совпадают с очертаниями Калабрии, и послал распоряжение, чтобы имение называлось Калабриево»...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 6 (354) Июнь 2020 В этом выпуске :
«Консерватория имела бы превосходнейшего директора…» Московский городской голова Николай Александрович Алексеев (1852–1893) и музыкальная жизнь Москвы последней трети XIX века
Усадебный дом, клуб, театр… О метаморфозах одного московского здания
«Необъятная бездна звездного океана» Астрономические увлечения художника Аполлинария Михайловича Васнецова (1856–1933)
Потери и обретения О советской реконструкции улицы Большая Полянка
Руины на ковре из сорных трав... Усадьба великой русской актрисы Марии Николаевны Ермоловой Калабриево
Воспитатели воинов Начальники 3-й и 4-й Московских школ подготовки прапорщиков пехоты (1915–1917)
Первый директор Московского библиотечного института О видном советском библиотечном деятеле Генриетте Карловне Дерман (1882–1954) и причинах ее ареста
Память сердца Воспоминания
Московские художники-анималисты XX — начала XXI века Биографические заметки. Часть вторая*