Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
29.05.2020
Записки москвоведа
Автор: Денис Петрович Дроздов
Ф.В. Токарев cо своим оружием
Потери и обретения №6 (354) Июнь 2020 Подписаться

Ф.Я. Алексеев, ученики. Вид в Замоскворечье на Кадашевский Хамовный двор и колокольню церкви Козьмы и Дамиана. Бумага, акварель, тушь, графитный карандаш, чернила, кисть, перо. 1800-е годы. Государственный исторический музей

Советская эпоха принесла Большой Полянке немало разрушений и утрат. Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы (1935), в Замоскворечье намеревались замкнуть Бульварное кольцо, поскольку наличие у него двух концов вызывало серьезные транспортные проблемы. Новую магистраль планировали проложить от Устьинского моста до Малой площади Дворца Советов1, пересекая Большую Полянку. Бульварное кольцо в Замоскворечье так и не пришло, однако признаки реконструкции видны на Большой Полянке и сегодня. Ширина начального участка улицы увеличилась с 20 до 50 метров, вместо исторической застройки появились многоэтажные здания. В № 11 «Московского журнала» за 2018 год мы уже рассказывали об утрате трех дворянских усадеб и возведении жилого дома по проекту архитектора А. Г. Мордвинова (Большая Полянка, 1). В данном очерке речь пойдет о других советских зданиях, выросших в начале улицы, и о потерях, предшествовавших реконструкции.

* * *

Ныне по адресу Большая Полянка, 4, расположен шестиэтажный жилой дом, построенный в 1939 году по проекту архитекторов А. К. Бурова и Б. Н. Блохина на месте храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Кадашах. Автостоянка позади многоэтажки занимает территорию бывшего приходского кладбища.

Об огромном значении этого храма говорит хотя бы тот факт, что до начала XIX века улица Большая Полянка называлась Космодамианской, а Малый Каменный мост именовался прежде Космодамианским; то же название носил переулок, существовавший до революции между Большой Полянкой и Старомонетным переулком.

Традиция связывает возникновение храма с именем царя Ивана Грозного. Космодамианский храм впервые упоминается в жалованной грамоте Михаила Федоровича Романова (1614). В XVII столетии местными прихожанами были ткачи (хамовники) — жители Кадашевской слободы. Память о ней до сих пор хранят 1-й, 2-й, 3-й Кадашевские переулки, одноименные набережная и тупик, а также храм Воскресения Христова в Кадашах. В древности здесь стояло подмосковное село Кадашево, фигурирующее в духовной грамоте великого князя Ивана III 1504 года, но существовавшее на правом берегу Москвы-реки раньше и изначально связанное с великокняжеским двором.

Храм Космы и Дамиана возводился в 1655–1656 годах на деньги прихожан. Самый большой вклад сделал староста Филипп Савельев. Архитектура соответствовала времени: главный объем представлял собой вытянутый с севера на юг и расчлененный снаружи парными полуколонками четверик с боковыми апсидами, которые сильно выступали за линию стен. Верхнюю часть четверика украсили сложным карнизом и поясом кокошников. Венчалось здание традиционным для XVII столетия пятиглавием — тесно поставленными на глухие барабаны маковицами, покрытыми зеленой поливной черепицей. Со временем ансамбль дополнился небольшой двустолпной трапезной, лишенной богатого декора, и отдельно стоящей колокольней. Чтобы получить примерное представление о том, какой вид имел Космодамианский храм, достаточно изучить похожий на него Никольский в подмосковном городе Пушкино.

Главный престол освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В северной апсиде расположился Космодамианский придел, по которому храм был известен большинству москвичей. Работая на царский двор, кадашевские хамовники имели тесные связи с Оружейной палатой и могли приглашать лучших придворных мастеров-благоукрасителей. Внутреннее убранство Космодамианского храма производило яркое впечатление. В конце XVII столетия тщанием жителя Кадашевской слободы, богатого купца Кондрата Добрынина главный престол получил резной золоченый пятиярусный иконостас тонкой работы. Иконы создавали царские изографы. Доподлинно известно, что образ Иоанна Крестителя в пустыне со сценами жития (1689) принадлежал кисти Тихона Филатьева — ученика знаменитого иконописца Симона Ушакова. Москвичи и жители других городов приезжали в слободу полюбоваться роскошным иконостасом. В 1692 году здесь побывал патриарх Московский и всея Руси Адриан.

С храмом связано старинное литературное произведение, действие которого происходит в Замоскворечье, — сатирическая повесть «Сказание о попе Саве и о великой его славе»:

Послушайте, миряне и все православные християне,

Што ныня зделалася, великое чудо учинилася

Над долгим попом, над премым дураком,

От Козмы и Домияна из-за реки, а в приходе у нево богатые мужики.

А зовут ево, попа, Савою, да не мелак он славою.

Аще живет и за рекою, а в церкву не нагою.

Люди встают — молятся, а он по приказам волочитца,

Ищет, с кем бы ему потегатца и впред бы ему с ним не видатца.

Да он же по площеди рыщет, ставленников ищет

И много с ними говорит, за реку к себе монит…

В 1730–1740-х годах на красной линии улицы вместо старой возвели новую пятиярусную колокольню. Краевед К. П. Михайлов пишет: «Завершенная короной (иначе и назвать нельзя неповторимый симбиоз луковицы со шпилем), колокольня храма Космы и Дамиана производила неизгладимое впечатление. Это была редкость для Москвы — колокольня в стиле барокко, практически не искаженная позднейшими переделками. Главным ее архитектурным мотивом была арка, помещенная между парами пилястр, что соблюдалось на всех ярусах, независимо от их назначения и конфигурации. Превосходен был второй ярус, снабженный обходной галереей, кровлю которой поддерживали колонны. Особо эффектно выглядел восьмигранный четвертый ярус с гармоничным сочетанием арок звона и как бы изломанных (за счет граненой формы яруса) пар пилястр. Колокольня эта великолепно смотрелась и из ближних улиц и переулков, и с другого берега Москвы-реки»2.

Напомним, что до революции на Большую Полянку выходил Космодамианский переулок. Колокольня, поставленная на красной линии улицы, как раз замыкала его перспективу. В середине XVIII века здесь сложился неповторимый архитектурный ансамбль. Его южную сторону составлял увенчанный шатром главный фасад бывшего Хамовного двора с проездными воротами. К тому времени ткачи здесь уже не жили, и их промышленный комплекс использовали как монетный двор (отсюда и название Старомонетного переулка). С запада ансамбль дополнялся затейливым и сложным силуэтом стройной воздушной колокольни — важной доминанты района. Как это выглядело, можно увидеть на картине художника Ф. Я. Алексеева (1753–1824) «Вид в Замоскворечье на Кадашевский Хамовный двор и колокольню церкви Козьмы и Дамиана».

Во второй половине XVIII столетия трапезная Космодамианского храма была перестроена и получила новые украшения в виде двойных лопаток и причудливо изогнутых оконных наличников. Сюда перенесли придел Космы и Дамиана, помимо которого там находились еще два придела — Никольский и Сергиевский. Примерно тогда же появилась невысокая металлическая ограда с тонкими каменными столпами (похожая ограда сегодня окружает двор барочной церкви Иоанна Воина на Якиманке). 28 декабря 1801 года в Космодамианском храме крестили П. В. Нащокина — близкого друга А. С. Пушкина...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 6 (354) Июнь 2020 В этом выпуске :
«Консерватория имела бы превосходнейшего директора…» Московский городской голова Николай Александрович Алексеев (1852–1893) и музыкальная жизнь Москвы последней трети XIX века
Усадебный дом, клуб, театр… О метаморфозах одного московского здания
«Необъятная бездна звездного океана» Астрономические увлечения художника Аполлинария Михайловича Васнецова (1856–1933)
Потери и обретения О советской реконструкции улицы Большая Полянка
Руины на ковре из сорных трав... Усадьба великой русской актрисы Марии Николаевны Ермоловой Калабриево
Воспитатели воинов Начальники 3-й и 4-й Московских школ подготовки прапорщиков пехоты (1915–1917)
Первый директор Московского библиотечного института О видном советском библиотечном деятеле Генриетте Карловне Дерман (1882–1954) и причинах ее ареста
Память сердца Воспоминания
Московские художники-анималисты XX — начала XXI века Биографические заметки. Часть вторая*