Ф.Я. Алексеев, ученики. Вид в Замоскворечье на Кадашевский Хамовный двор и колокольню церкви Козьмы и Дамиана. Бумага, акварель, тушь, графитный карандаш, чернила, кисть, перо. 1800-е годы. Государственный исторический музей
Советская эпоха принесла Большой Полянке немало разрушений и утрат. Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы (1935), в Замоскворечье намеревались замкнуть Бульварное кольцо, поскольку наличие у него двух концов вызывало серьезные транспортные проблемы. Новую магистраль планировали проложить от Устьинского моста до Малой площади Дворца Советов1, пересекая Большую Полянку. Бульварное кольцо в Замоскворечье так и не пришло, однако признаки реконструкции видны на Большой Полянке и сегодня. Ширина начального участка улицы увеличилась с 20 до 50 метров, вместо исторической застройки появились многоэтажные здания. В № 11 «Московского журнала» за 2018 год мы уже рассказывали об утрате трех дворянских усадеб и возведении жилого дома по проекту архитектора А. Г. Мордвинова (Большая Полянка, 1). В данном очерке речь пойдет о других советских зданиях, выросших в начале улицы, и о потерях, предшествовавших реконструкции.
* * *
Ныне по адресу Большая Полянка, 4, расположен шестиэтажный жилой дом, построенный в 1939 году по проекту архитекторов А. К. Бурова и Б. Н. Блохина на месте храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Кадашах. Автостоянка позади многоэтажки занимает территорию бывшего приходского кладбища.
Об огромном значении этого храма говорит хотя бы тот факт, что до начала XIX века улица Большая Полянка называлась Космодамианской, а Малый Каменный мост именовался прежде Космодамианским; то же название носил переулок, существовавший до революции между Большой Полянкой и Старомонетным переулком.
Традиция связывает возникновение храма с именем царя Ивана Грозного. Космодамианский храм впервые упоминается в жалованной грамоте Михаила Федоровича Романова (1614). В XVII столетии местными прихожанами были ткачи (хамовники) — жители Кадашевской слободы. Память о ней до сих пор хранят 1-й, 2-й, 3-й Кадашевские переулки, одноименные набережная и тупик, а также храм Воскресения Христова в Кадашах. В древности здесь стояло подмосковное село Кадашево, фигурирующее в духовной грамоте великого князя Ивана III 1504 года, но существовавшее на правом берегу Москвы-реки раньше и изначально связанное с великокняжеским двором.
Храм Космы и Дамиана возводился в 1655–1656 годах на деньги прихожан. Самый большой вклад сделал староста Филипп Савельев. Архитектура соответствовала времени: главный объем представлял собой вытянутый с севера на юг и расчлененный снаружи парными полуколонками четверик с боковыми апсидами, которые сильно выступали за линию стен. Верхнюю часть четверика украсили сложным карнизом и поясом кокошников. Венчалось здание традиционным для XVII столетия пятиглавием — тесно поставленными на глухие барабаны маковицами, покрытыми зеленой поливной черепицей. Со временем ансамбль дополнился небольшой двустолпной трапезной, лишенной богатого декора, и отдельно стоящей колокольней. Чтобы получить примерное представление о том, какой вид имел Космодамианский храм, достаточно изучить похожий на него Никольский в подмосковном городе Пушкино.
Главный престол освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В северной апсиде расположился Космодамианский придел, по которому храм был известен большинству москвичей. Работая на царский двор, кадашевские хамовники имели тесные связи с Оружейной палатой и могли приглашать лучших придворных мастеров-благоукрасителей. Внутреннее убранство Космодамианского храма производило яркое впечатление. В конце XVII столетия тщанием жителя Кадашевской слободы, богатого купца Кондрата Добрынина главный престол получил резной золоченый пятиярусный иконостас тонкой работы. Иконы создавали царские изографы. Доподлинно известно, что образ Иоанна Крестителя в пустыне со сценами жития (1689) принадлежал кисти Тихона Филатьева — ученика знаменитого иконописца Симона Ушакова. Москвичи и жители других городов приезжали в слободу полюбоваться роскошным иконостасом. В 1692 году здесь побывал патриарх Московский и всея Руси Адриан.
С храмом связано старинное литературное произведение, действие которого происходит в Замоскворечье, — сатирическая повесть «Сказание о попе Саве и о великой его славе»:
Послушайте, миряне и все православные християне,
Што ныня зделалася, великое чудо учинилася
Над долгим попом, над премым дураком,
От Козмы и Домияна из-за реки, а в приходе у нево богатые мужики.
А зовут ево, попа, Савою, да не мелак он славою.
Аще живет и за рекою, а в церкву не нагою.
Люди встают — молятся, а он по приказам волочитца,
Ищет, с кем бы ему потегатца и впред бы ему с ним не видатца.
Да он же по площеди рыщет, ставленников ищет
И много с ними говорит, за реку к себе монит…
В 1730–1740-х годах на красной линии улицы вместо старой возвели новую пятиярусную колокольню. Краевед К. П. Михайлов пишет: «Завершенная короной (иначе и назвать нельзя неповторимый симбиоз луковицы со шпилем), колокольня храма Космы и Дамиана производила неизгладимое впечатление. Это была редкость для Москвы — колокольня в стиле барокко, практически не искаженная позднейшими переделками. Главным ее архитектурным мотивом была арка, помещенная между парами пилястр, что соблюдалось на всех ярусах, независимо от их назначения и конфигурации. Превосходен был второй ярус, снабженный обходной галереей, кровлю которой поддерживали колонны. Особо эффектно выглядел восьмигранный четвертый ярус с гармоничным сочетанием арок звона и как бы изломанных (за счет граненой формы яруса) пар пилястр. Колокольня эта великолепно смотрелась и из ближних улиц и переулков, и с другого берега Москвы-реки»2.
Напомним, что до революции на Большую Полянку выходил Космодамианский переулок. Колокольня, поставленная на красной линии улицы, как раз замыкала его перспективу. В середине XVIII века здесь сложился неповторимый архитектурный ансамбль. Его южную сторону составлял увенчанный шатром главный фасад бывшего Хамовного двора с проездными воротами. К тому времени ткачи здесь уже не жили, и их промышленный комплекс использовали как монетный двор (отсюда и название Старомонетного переулка). С запада ансамбль дополнялся затейливым и сложным силуэтом стройной воздушной колокольни — важной доминанты района. Как это выглядело, можно увидеть на картине художника Ф. Я. Алексеева (1753–1824) «Вид в Замоскворечье на Кадашевский Хамовный двор и колокольню церкви Козьмы и Дамиана».
Во второй половине XVIII столетия трапезная Космодамианского храма была перестроена и получила новые украшения в виде двойных лопаток и причудливо изогнутых оконных наличников. Сюда перенесли придел Космы и Дамиана, помимо которого там находились еще два придела — Никольский и Сергиевский. Примерно тогда же появилась невысокая металлическая ограда с тонкими каменными столпами (похожая ограда сегодня окружает двор барочной церкви Иоанна Воина на Якиманке). 28 декабря 1801 года в Космодамианском храме крестили П. В. Нащокина — близкого друга А. С. Пушкина...
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru