Поиск

Хотим вам рассказать…

В центре — Светлана Егорова. Cлева — Марина Николаевна Мосейкина, профессор, доктор исторических наук, заведующая кафедрой истории России РУДН. Cправа — Елена Валерьевна Кряжева-Карцева, профессор кафедры истории России РУДН, кандидат исторических наук, член редколлегии «Московского журнала»

По страницам эссе школьников о Москве.

От редакции

В октябре-ноябре 2021 года «Московский журнал» вместе с факультетом гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов (РУДН) провели конкурс школьных эссе «Роль Москвы в истории моей семьи». Принять участие в нем могли ученики 6–11 классов московских и подмосковных школ. Одной из главных целей конкурса являлось пробуждение в ребятах заинтересованности прошлым столицы, причем прошлым не отдаленным, о котором говорится в книгах, а совсем недавним, отложившимся в памяти мам, пап, дедушек, бабушек, — в основном по их воспоминаниям, а не по краеведческой литературе и должны были писаться эссе. Таким образом, согласно замыслу организаторов, конкурсу предстояло внести существенный вклад в дело пополнения семейных преданий, обогащения исторической летописи Москвы и в итоге — укрепления связи времен и поколений.

Сочинения принимались по темам: «Старая Москва глазами моих дедушек и бабушек», «Трудовой путь дедушек, бабушек, родителей на предприятии Москвы», «Улица Москвы, на которой жила и живет моя семья», «Мои родные защищали Москву в годы Великой Отечественной войны», «Подмосковные дачи от предприятий Москвы: повседневная история», «Культурная жизнь Москвы в XX веке глазами моих родителей», «Современная Москва глазами молодежи». Всего на конкурс поступило 78 работ. Были присуждены одно первое, два вторых и два третьих места, а также четыре почетные грамоты. Награждение победителей состоялось 22 ноября на факультете гуманитарных и социальных наук РУДН. Эссе лауреатов, полные любопытных и трогательных подробностей быта москвичей второй половины XX века, публикуются ниже с небольшими сокращениями и с незначительной редакторской правкой.

СВЕТЛАНА ЕГОРОВА

Реутов. Школа № 6 с УИОП, 10 «А» класс

(1-е место)

«Основа всякой культуры прежде всего — в самом человеке».

Антуан де Сент-Экзюпери

В качестве эпиграфа я выбрала эту цитату, потому что человек является неотъемлемой частью культуры. Каждый из нас должен развиваться, совершенствоваться, проявлять интерес к различным отраслям современной жизни, тем самым он будет развивать культуру своей семьи, друзей, родного города, страны.

Наша семья часто посещает музеи, ходит в театры, на концерты. Мои папа и мама поют вместе под гитару и аккордеон разные песни. Создается своеобразное волшебство, оно завораживает меня. Родители смеются, они говорят, что «спелись» настолько, что это помогло им создать крепкую семью.

Мама еще со школьной поры любила авторскую музыку. Многие учителя и ученики школы, в которой она училась, писали песни и исполняли их у костра в походах. Родители мамы часто слушали песни Владимира Высоцкого, Юрия Визбора. Многие школьники вели свои тетради-песенники, в которых, кроме слов, были записаны мысли и чувства, вызванные песнями. Мама жила в подмосковном поселке, семья жила небогато. Когда у соседей появился первый магнитофон, его выносили на лавочку в выходной день: молодежь танцевала, старики сидели и смотрели на них, тихонечко переговариваясь. Из динамиков звучали песни в исполнении Иосифа Кобзона, Валентины Толкуновой, Аллы Пугачевой, Софии Ротару.

В семье была заведена традиция: каждый год в начале декабря покупались билеты на съемки программы «Песня года» в Москве. Живое исполнение песен, которые слышишь изо дня в день по радио и телевизору, великолепная игра оркестра, костюмы артистов — это был сказочный мир звуков, запахов, впечатлений! Вторая традиция — тридцать первого декабря семья ездила на дневной сеанс в Московский академический театр оперетты. В 1990-х годах моя мама видела на сцене Татьяну Ивановну Шмыгу в спектаклях «Джулия Ламберт», «Катрин». Эту артистку боготворили мамины родители. В ее исполнении они отмечали искренность, глубокую душевность, проникновенный лиризм в сочетании с энергией и обаянием. Поступив в РУДН, мама вместе с сокурсниками хотя бы раз в месяц ходила на спектакли и концерты. Молодым людям очень нравились песни в исполнении Олега Митяева, Сергея Никитина, Лидии Чебоксаровой.

В 1998 году был создан проект «Песни нашего века» — ансамбль, собиравший в разные годы известных исполнителей, поющих в жанре авторской (бардовской) песни. Умные и лиричные песни российской интеллигенции — важная часть нашей культуры, в них есть смысл, душа. В концертном зале Московского дворца молодежи мама услышала хоровое исполнение со сцены песен Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы. Ее очень впечатлило, что зрительный зал был полон, люди сидели, раскачивались в такт и подпевали артистам. Мой папа именно от мамы узнал, как много в нашей стране авторов-исполнителей, узнал их имена и познакомился с их творчеством, разучив с мамой некоторые песни.

Мой отец со студенческой поры полюбил творчество Александра Розенбаума. По самоучителю он научился играть на шестиструнной гитаре, исполнял песни из репертуара Розенбаума, в 1998 и 1999 годах с большим трудом смог достать билеты на его концерты в ГКЦЗ «Россия». У папы есть обширная фонотека этого исполнителя, состоящая из кассет и дисков. Когда родители стали встречаться, мама разучила несколько песен Александра Розенбаума и дуэтом с папой исполняла их на праздниках в кругу друзей.

У мамы была подруга, которая работала помощником осветителя сцены в Московском академическом театре имени Владимира Маяковского. Сидя на откидных стульчиках, мама могла видеть несравненную Наталью Гундареву в постановках «Жертва века», «Любовный напиток». Поражала естественная и душевная игра этой артистки, всенародной любимицы и по ролям в кино.

Мои родители познакомились в Москве. Мама подрабатывала курьером, она привезла документы на подпись в компанию, в которой работал мой папа. По рассказам папы, он влюбился в маму с первого взгляда, а мама прониклась симпатией к папе во время первого свидания на Старом Арбате. Прогуливаясь по мощеной мостовой, любуясь фонарями в стиле ретро, молодые люди стали останавливаться и слушать игру и пение уличных музыкантов. Обсуждая услышанное, родители поняли, что у них схожие музыкальные предпочтения. Недалеко от фонтана «Принцесса Турандот» папа запел песню, которая ему нравилась, и мама с удивлением заметила, что тихонечко подпевает ему. Папа стал спрашивать у мамы, была ли она в театре Вахтангова. Оказалось, что оба были на спектаклях «Милый лжец» в постановке Адольфа Шапиро, «Без вины виноватые» в постановке Петра Фоменко. Через год молодые люди уже вместе пошли смотреть спектакль «Посвящение Еве» в постановке Сергея Яшина. Родителей поразила игра Василия Ланового. В его исполнении на сцене люди видели благородство, стать, мастерство. В дуэте Ланового с Евгением Князевым рождалось настоящее волшебство. Родители до сих пор помнят, как оба плакали и аплодировали до боли в ладонях, обсуждали сюжет пьесы несколько дней подряд.

Мои друзья считают, что театр изжил себя, что постановки десять-двадцать лет назад были лучше, чем сейчас, что в театре скучно. Молодежь сидит по домам, ребята играют в компьютерные игры, смотрят и снимают ролики в Тик Ток, изредка ходят в кино, чтобы потом оценить спецэффекты. У меня другое мнение. Любой человек, любящий музыку, танцы, литературу, знает, что театр вызывал, вызывает и будет вызывать восхищение. Я вижу, как, вернувшись из театра, мои родители бурно и эмоционально обсуждают игру актеров, декорации, музыку. Иногда папа и мама ходят на спектакли, которые видели несколько лет назад. Родители сравнивают впечатления, которые были тогда и сейчас. Мне нравятся эти беседы. Папа с мамой как будто опять становятся молодыми!

Мир вокруг нас меняется, и это понимают режиссеры, композиторы, музыканты, актеры. Создаются новые постановки, интересные всем поколениям, появляется современная музыка, идет переосмысление прежних театральных постановок. Я считаю, что это правильно, ведь изменения — признак развития. Культурная жизнь каждого города, особенно столицы нашей Родины, должна развиваться, а не стоять на месте, ведь она влияет на познание человеком окружающего мира, на формирование личности.

Когда я стану постарше, мне хочется встретить человека, с которым я буду иметь общие интересы, совместно получать и обсуждать различные впечатления. Эти чувства будут обогащать наши отношения, объединять наши взгляды, помогут быть всегда интересными друг для друга.

МАРК ЕРЕМИН

Москва. Марьинская школа № 1566 памяти Героев Сталинградской битвы, 6 «Ф» класс

(2-е место)

Каждый человек в жизни проходит свой трудовой путь. У каждого он разный. Хочу рассказать вам историю трудового пути моей семьи на предприятии Москвы.

У меня был прадедушка. Его звали Сухарев Сергей Александрович. Всю свою жизнь он проработал на Московском инструментальном заводе «Калибр». Мой прадедушка прошел путь от простого рабочего до бригадира.

К сожалению, этого завода уже нет. Сегодня ПАО «Калибр» — это платформа для развития инновационных технологий и решений, объединяющая на одной территории высокотехнологичные компании и уникальные объекты инфраструктуры. Заглянем в историю. Завод «Калибр» был основан в 1932 году и располагался в Москве по улице Годовикова, дом № 9. Там выпускали измерительные приборы. Кроме этого, завод оказывал производственные услуги: заточку, токарную, фрезерную и термическую обработку деталей. Продукция завода получила многочисленные награды как на всесоюзных, так и зарубежных выставках. В 1971 году завод «Калибр» был награжден орденом Октябрьской Революции.

После окончания Второй мировой войны прадедушка идет учиться в ремесленное училище при заводе «Калибр» и получает специальность слесаря-сборщика. Окончив училище, он остается работать на заводе в цехе «Приборы 1». Прадедушка не только работал, но и повышал свою квалификацию, обучаясь на производственных технических курсах при заводе.

Рабочий день начинался в 7 утра. Люди весь день стояли у станка. И прадедушка трудился, стараясь сделать свою работу лучше. В 1961 году ему присваивают звание «Ударник коммунистического труда». А в 1977-м его наградили серебряной медалью «За успехи в народном хозяйстве». В сентябре 1982 года прадедушку пригласили в Кремль и вручили орден «Знак Почета». У него есть много других медалей и почетных грамот. Все их он получил за свой труд!

По воспоминаниям моей бабушки (она тоже работала на этом заводе), «Калибр» был для работников родным домом. Вместе готовились к важным событиям, занимались спортом, участвовали в субботниках, помогали друг другу. Одним из главнейших событий была праздничная демонстрация. Рабочие всем цехом, привлекая семьи, рисовали плакаты и делали цветы из бумаги, а утром шли на демонстрацию. Как рассказывала бабушка, это был праздник для всех: для детей и для взрослых. 23 февраля, например, все рабочие цеха вместе с домочадцами ездили кататься на лыжах. Это была настоящая семья. Они поддерживали связь друг с другом даже после ухода на пенсию.

Руководство заботилось о своих сотрудниках. Была создана амбулатория, где лечились работники завода. А также был клуб, где проходили танцевальные вечера. На одном из таких вечеров мой прадедушка познакомился с моей прабабушкой.

Трудовой путь прабабушки, Тамары Ивановны, тоже начался на «Калибре». Она окончила ремесленное училище при заводе и стала шлифовщицей. Прабабушка проработала до 1970 года и ушла на другое предприятие.

Во времена СССР театры брали шефство над рабочими цеха. Центральный театр Советской армии шефствовал над цехом, где работал прадедушка. Его дочь, моя бабушка Елена Сергеевна, с радостью вспоминает те времена, когда она, еще маленькая девочка, ходила в театр и общалась с народной артисткой Людмилой Ивановной Касаткиной. После окончания школы Елена Сергеевна поступила в инструментальный техникум при заводе «Калибр» и работала в вычислительном центре завода — правда, недолго, но свой трудовой путь она тоже начала на «Калибре».

Прадедушка любил свою работу и трудился на благо Родины. Он всегда считал, что самое главное в жизни человека — это работа. Даже перед смертью в последнем разговоре с моими родителями он сказал, что нужно жить ради своей Родины, семьи и работы! Он получал ордена и медали за свой труд. О нем написали в газете. Моя мама тогда была еще совсем маленькой девочкой, но она помнит, как прадедушка гордился этой статьей. Он ушел на заслуженный отдых, когда ему исполнилось 70 лет. Проработал бы и дольше, но предприятия начали закрываться. Такой огромный завод, как «Калибр», тоже закрылся. Для прадедушки это было тяжело осознать. После закрытия заводские помещения стали сдавать.

Кстати, трудовой путь моей тети тоже начался в здании этого завода — правда, уже бывшего. Она проработала там около пяти лет.

Сейчас завода «Калибр», как я писал, уже нет. Но для моих родных он останется частью истории нашей семьи, историей трудового пути.

ВСЕВОЛОД СУРИКОВ

Москва. Школа № 1324, 8 «И» класс

(2-е место)

В памяти моих родителей сохранилось многое о культурной жизни Москвы двух последних десятилетий XX века — 1980-х годов, когда они учились в Московском университете, и 1990-х, когда они были аспирантами, а потом научными сотрудниками. Эти два десятилетия оказались очень непохожими друг на друга.

В 1980-е годы, особенно в их вторую половину, известную как период перестройки и гласности, чувствовалось, что культурная жизнь страны становится все интенсивнее. Ведь тогда стало разрешено многое, что раньше находилось под запретом: на полках магазинов появились книги русских писателей-эмигрантов, которые читать раньше не было возможности; на экраны кинотеатров вышли фильмы, что лежали на «полке» по политическим соображениям.

В Москве этот бурный поток перемен ощущался особенно сильно. Взять хотя бы музеи — важнейшие хранители памяти. Правда, родители вспоминают, что как раз тогда закрылись на многолетнюю реконструкцию два крупнейших музея — Третьяковская галерея и Исторический музей. Но продолжал работать Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, роль которого в результате возросла. В нем стали проводиться интереснейшие выставки, которые раньше и представить было нельзя. Например, впервые за всю историю нашей страны была организована выставка картин знаменитого испанского художника-сюрреалиста Сальвадора Дали. О нем в СССР даже мало кто знал, а ведь он являлся всемирно известным художником. Родители помнят, какие очереди выстраивались на выставку Дали. Они тянулись более чем на километр, и стоять в такой очереди нужно было несколько часов. Но люди стояли. Тогда еще не было электронных билетов в музеи, и билет нужно было лично покупать в кассе.

В некоторые музеи попасть было особенно трудно. Например, в Оружейную палату и в Алмазный фонд в Кремле. Моим родителям повезло, что они были студентами: профсоюз университета иногда распределял между учащимися билеты в такие места, а вообще-то их было очень сложно купить. И они побывали в этих музеях, видели и шапку Мономаха, и корону Российской империи, и крупнейшие бриллианты нашей страны…

Папа рассказывал, что однажды группу студентов, в том числе и его, наградили за ударную работу «на картошке» экскурсией в музей совсем уже труднодоступный — квартиру Ленина в Кремле. Входить туда нужно было через ворота Спасской башни, и это был единственный случай в жизни отца, когда он прошел этим путем. На входе экскурсантов встретил сотрудник КГБ в штатском, который очень тщательно проверил документы и дал строгие инструкции, как вести себя в музее. В квартире Ленина папе прежде всего запомнилась скромность обстановки, в которой жил руководитель государства.

Другим призом за тот же ударный труд стал билет в Концертный зал имени П. И. Чайковского на концерт органной музыки. Как говорит папа, это было незабываемо — он впервые услышал живое звучание этого удивительного инструмента.

Большую роль в культурной жизни столицы играли театры. 1980-е годы — это время, на которое пришелся расцвет таланта таких замечательных актеров, как Иннокентий Смоктуновский, Олег Ефремов, Олег Табаков, Валентин Гафт, Валерий Золотухин… Я перечисляю здесь именно тех актеров, которых мои родители своими глазами видели на театральной сцене в спектаклях.

Билеты в театры были тогда недорогими, доступными даже студенту. Но вот купить билет на действительно хорошую постановку было чрезвычайно трудно. В кассы самих театров даже и обращаться не имело смысла — билеты отсутствовали. Был распространен обычай «ловить лишний билетик». Для этого требовалось прийти ко входу в театр заранее и всех входящих спрашивать: «Лишнего билетика не найдется»? Иногда случалось, что и везло. Именно таким образом папа попал на спектакль МХАТа «Амадей» о Моцарте, в котором роль злодея Сальери играл О. Табаков.

Впрочем, во многих людных местах — на площадях, в подземных переходах, в вестибюлях метро — стояли киоски театральных касс, где можно было купить билеты во все театры, цирки и концертные залы Москвы. И если постоянно ежедневно подходить и спрашивать, можно было «напасть» на что-нибудь стоящее. Правда, в таких случаях практиковалась «продажа с нагрузкой»: вдобавок к билету на популярную пьесу нужно было купить билет на такую, на которую никто не ходит. Папа так однажды приобрел для себя и для своей будущей жены, моей мамы, билеты на знаменитый в те времена спектакль «Кабала святош» по пьесе М. Булгакова о Мольере. Это был спектакль МХАТа, Мольера играл О. Ефремов, а короля Людовика XIV — И. Смоктуновский.

Таким же образом билеты иногда распределялись на предприятиях и в организациях Москвы. В итоге моя мама еще в школьные годы побывала во многих московских театрах — билеты ей приносила с работы ее мама, моя бабушка. Она видела знаменитую постановку «Горе от ума» А. С. Грибоедова в Малом театре, побывала на легендарном спектакле «Синяя птица» по Метерлинку во МХАТе, слушала «Севильского цирюльника» в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.

Кино тоже являлось частью культурной жизни, в кинотеатры люди ходили гораздо чаще, чем теперь. В наши дни кинозалы обычно полупустые, а тогда они почти всегда были наполнены зрителями. Билеты в кино тоже порой непросто было приобрести, хотя, конечно, легче, чем в театр. Стоили они недорого, особенно на дневные сеансы, и после лекций мама с подругами иногда ходила в кинотеатр «Прогресс» недалеко от университета. В те годы стало возможным увидеть такие картины, какие раньше не показывали. И не только признанные «неблагонадежными» фильмы советских режиссеров, но и шедевры мировой киноклассики — например, «Фанни и Александр» Ингмара Бергмана, «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана. Как раз тогда они появились на экранах, и впечатление моих родителей от них было очень сильное.

Наука — тоже часть культуры, и уже то, что мама и папа были студентами такого мощного вуза, как МГУ, приобщало их к культурной жизни. В стенах университета также проводились различные выставки, устраивались встречи с интересными людьми. Папа помнит, как он побывал на встрече с Ниной Берберовой, посетившей СССР эмигрантской писательницей, женой знаменитого поэта Серебряного века Владислава Ходасевича. Ей было тогда уже около 90 лет, но она совершенно не выглядела дряхлой, бодро и занимательно рассказывала о деятелях культуры, которые для нас уже стали людьми из далекого прошлого, а она была с ними знакома и дружна!

Приобщали к культуре и библиотеки, которые тогдашние студенты посещали постоянно (сейчас они по большей части читают литературу в интернете). Как самая красивая из них, конечно же, запомнилась родителям главная библиотека Москвы и страны. Тогда она называлась библиотекой имени В. И. Ленина, теперь это — Российская государственная библиотека. Поражали ее пышные, под старину отделанные залы, особенно главный зал — огромный, с неимоверно высоким потолком, с изящными лепными украшениями. Много времени родители проводили и в ИНИОНе — крупнейшей библиотеке Академии наук, которую сейчас восстанавливают после пожара, случившегося в 2015 году.

Очень нравились родителям прогулки по Москве с ее прекрасными памятниками архитектуры — от монументальных стен и храмов Кремля (на территорию Кремля тогда пускали свободно и бесплатно) до целых кварталов уютных старинных особняков в арбатских переулках. Мама вспоминала, как в хорошую погоду она после занятий по пути домой любила «на полчасика завернуть в Кремль прогуляться».

А книжные магазины, где можно было порой найти редкую, по-настоящему хорошую книжку! Все это тоже поднимало культурный уровень, и мои родители с благодарностью вспоминают эти времена.

В 1990-е годы многое сильно изменилось. Страна в целом стала другой, и Москва стала другой, и ее культурная жизнь отличалась от той, что была прежде. Кого-то это коснулось больше, кого-то меньше. Например, музеи проводили все новые интересные выставки. Открылись после реконструкции Третьяковка и Исторический музей, чем мои родители сразу же воспользовались. Не всегда это был какой-то отдельный поход. Часто родители буквально «забегали» на выставки по пути с одной работы на другую, если удавалось выкроить лишний час свободного времени. В это время в Третьяковке укрепилась традиция регулярно устраивать большие выставки, приуроченные к юбилею того или иного художника, которые мои родители старались не пропускать.

Тогда же папа с мамой очень полюбили ходить в кинотеатр «Иллюзион», располагавшийся в высотке на Котельнической набережной, на зарубежные фильмы-оперы.

Стали гораздо доступнее билеты в большинство театров (только в Большой театр попасть по-прежнему было очень трудно) и в кино. Уже не приходилось бегать за «лишним билетиком». Но — вот парадокс — в 1990-е годы родители ходили и в театры, и в кино гораздо реже, чем в 1980-е, так как цены на билеты многократно выросли, и теперь они были уже не по карману аспирантам, а потом молодым ученым. В науке зарплаты стали совсем нищенскими. Правда, однажды маме удалось очень недорого купить билеты в Большой театр на оперу Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста». Конечно же, на самый верхний ярус! Для нее это стало первым, но, к счастью, не последним посещением главного театра страны.

То же относится и к книгам. Теперь за ними не нужно было «гоняться», «ловить». Любые книги лежали на полках всех магазинов. Но и книги почти перестали покупать, кроме нужных для профессии. Причина — та же самая: не хватало денег, книги очень сильно подорожали.

Эпоха тогда была трудная, и родителям в те годы от многого пришлось отказаться. Оставались прогулки по Москве. Но архитектурный облик столицы стал в это время искажаться новыми безвкусными постройками, которые возводили повсюду, совершенно не считаясь с тем, как негативно это скажется на внешнем облике целых районов.

Нам сейчас даже трудно представить, как это было. За информацией ходили в библиотеку, фильмы смотрели только по телевизору или в кинотеатре (видеомагнитофоны мало кто имел, а в расплодившихся видеосалонах за плату показывали, как говорили родители, сущую ерунду). Музыку можно было послушать по радио, телевизору или на концерте. У кого-то были магнитофоны, кто-то собирал коллекцию виниловых пластинок. Мы же сейчас почти все из этого можем найти в интернете!

Такие воспоминания я услышал от папы и мамы, когда попросил их рассказать о том, какой они видели культурную жизнь города в прошедшем столетии.

ЕВГЕНИЙ ПОПОВ

Москва. Школа № 1358, 7 «Б» класс

(3-е место)

Подмосковные дачи Опалихи, где я часто бываю, таят в себе эстетику минувшего периода — периода их постройки, и не только… Такие дачи в основном строились в послевоенное время; участки выделялись работникам столичных предприятий, университетов, НИИ, а также военным. Определенный район занимали дачи одной организации, но со временем они переходили из рук в руки, перепродавались, поэтому уловить их историю сегодня довольно трудно.

Мы любим гостить на даче в Опалихе у маминой коллеги и близкого друга нашей семьи Галины Михайловны Выгонской, преподавателя Московского педагогического государственного университета. Поселок Опалиха, расположенный в девяти километрах от МКАД, имеет богатую историю. Некоторые исследователи выводят его название из того факта, что там в XVII веке жил опальный патриарх Никон. Однако поселение Опалиха появилось намного раньше, о чем свидетельствуют документы.

История Опалихи как дачного поселка началась в 1925 году, когда рядом с железнодорожной платформой поселились первые дачники. В 1928-м началась застройка первой улицы — Садовой. В 1930-м дома здесь также получали жители деревни Тушино, чьи жилища подлежали сносу при прокладке знаменитого канала Москва-Волга.

Уже в первые послевоенные годы в Опалихе широко развернулось возведение индивидуальных дач и поселков для нефтяников, старых большевиков, железнодорожников, полярников (челюскинцев). Профессия полярника считалась героической и не только хорошо оплачивалась, но и всячески поощрялась государством (в Опалихе есть улица Полярников). Также был построен Дом отдыха геологов.

В 1952 году Опалиха официально признается дачным поселком. Здесь имели дачи не только простые советские люди, но и многие знаменитости — братья Стругацкие, актриса Татьяна Окуневская, певица Людмила Зыкина. Последняя продала свой особняк некоему Бабеку Серушу. Это был иранский курд, выросший в России. Он столь же внезапно, сколь и баснословно разбогател, покровительствовал артистичной богеме. В Опалихе Серуш владел, помимо особняка, собственной студией звукозаписи, какое-то время у него гостили и записывали свои альбомы даже Владимир Высоцкий и Алла Пугачева. Дом Серуша располагался на берегу старинного большого пруда, сохранившегося до наших дней.

Опалиха всегда считалась хорошим местом для строительства дач, из-за расположенного рядом леса воздух здесь очень чистый. Думаю, именно поэтому участки под дачи в Опалихе давали таким людям, как полярники и военные, — очевидно, для укрепления здоровья. С 2004 года дачный поселок официально стал микрорайоном города Красногорска, поэтому в Опалихе в наши дни разрастаются новые жилые комплексы. Но продолжают стоять и дачи — свидетели подмосковной истории минувших лет.

Вернемся, однако, к даче близкого нам человека — Галины Михайловны Выгонской. Это достаточно крупный деревянный дом со всеми удобствами, рассчитанный не только на летнее, но и всесезонное проживание. Он располагается на участке стандартного размера — именно такие участки отводились когда-то здешним дачникам. На территории растут яблони, вишни и хвойные деревья (некоторые из них сажали специально, но многие просто не вырубили при делении местности на участки, подарив их обладателям чистый воздух и тень в летний зной). Галина Михайловна и ее родители не работали в тех учреждениях, сотрудникам которых выдавались участки в Опалихе. И она, и ее мать занимали (а первая и ныне занимает) должности научных работников в МПГУ. Отец Галины Михайловны был известным агрономом, работал в Тимирязевской академии (возглавлял там полевое хозяйство), о чем свидетельствует растущий на участке бамбук, имеющий название «дальневосточная гречиха». Вероятно, они купили дачу у прежнего владельца, о котором, к сожалению, мы знаем лишь то, что он был военным разведчиком и носил звание Героя Советского Союза. Вероятно, дачу он получил за заслуги перед отечеством от военного министерства.

Я не раз бывал на этой и соседней дачах, и, знаете, там царит особая атмосфера загородной жизни, стоит чудный запах хвои. Простой с виду дом манит своим уютом и живописностью…

ВИКТОР ОРЕХОВ

Москва. Школа № 17, 8 «А» класс

(3-е место)

Передо мной на экране компьютера — фотографии старой Москвы. Утро. Тишина. Закрываю на секунду глаза и оказываюсь в самом начале улицы Беговой, за Белорусским вокзалом, напротив ипподрома. Небольшой двухэтажный дом. Резные оконные рамы, деревянное крыльцо. Важные дворники, переговариваясь, неторопливо метут улицы. С ипподрома слышится ржание лошадей. 1938 год. Сквозь зелень тополей заглядываю в окно первого этажа. В кабинете за большим столом сидит мой прапрадед Георгий Иванович, работает над диссертацией. Недавно он поступил в заочную аспирантуру исторического факультета МГУ. Защита назначена на конец 1941 года. Прабабушка Лидия Августовна на кухне обсуждает с помощницей Норой, что приготовить на обед. Та собирается на рынок за продуктами.

Проносятся годы. Уже неделю как идет война. Сводки Совинформбюро сообщают о положении на фронтах. Три часа ночи. Раздается резкий телефонный звонок. Георгий Иванович идет к телефону, прикрывает дверь, чтобы не разбудить домашних. Голос в трубке интересуется: «Спишь? Настоящий чекист ночью должен работать». Это звонит товарищ по Институту красной профессуры Круглов. Он служит у Берии замом по кадрам. Сообщает, что подписан приказ о назначении Георгия Ивановича руководителем Особой группы. На столе в кабинете листы практически законченной диссертации, планы лекций, поездок. Прадед открывает ящик стола. В нем наградной маузер, в честь которого названа единственная дочь владельца — Маузерина. Смотрит, обращаясь к оружию, говорит: «Еще повоюем».

Несколько дней спустя. Немцы подступают к Москве. Ночь. Спит дом в начале Беговой напротив ипподрома. Спят старые тополя. Тишину ночи лишь изредка нарушает ржание лошадей. К дому подъезжает машина. Мой прадед Феликс, младший сын Георгия Ивановича, просыпается от металлического лязганья. Будит старшего брата Баррикадо. Вместе выглядывают из детской. На лестнице их отец и незнакомые мужчины несут ручные пулеметы, радиостанции и тяжелые ящики с патронами на чердак. Дом на Беговой превращается в склад оружия и боеприпасов. Георгий Иванович получает приказ готовить конспиративную сеть для Москвы и Московской области. Утром он собирает домашних и запрещает всем даже заглядывать на чердак. И уходит из дома, ни с кем не попрощавшись.

Неделю Лидия Августовна пытается дозвониться по всем известным телефонам, узнать, где муж. Ответ один: «На задании». Утром в доме на Беговой появляется военный, который вместе с Георгием Ивановичем таскал пулеметы на чердак. Дает час на сборы. Сажает всех в машину и везет на Ярославский вокзал. Заталкивает Лидию с детьми в эшелон, готовый к отправке, и приказывает ехать до Кемерово. «Там вас встретят», — слышатся его слова сквозь гудок паровоза. Опустел дом на Беговой, не слышно в нем больше детских голосов, не спешит Нора на рынок, не собирается на обед большая семья и их друзья.

Август 1944 года. И вновь комнаты домика напротив ипподрома в начале Беговой наполнены шумом и разговорами. В нем опять кипит жизнь. Надолго ли? Лидия Августовна с детьми уже как год вернулась в Москву. Она стоит у открытого окна, придерживает спадающую с плеча шаль. Где-то в глубине квартиры раздается телефонный звонок. Через минуту к Лидии подходит Георгий Иванович: «Новое назначение, скоро еду».

Октябрь 2021 года. Нет уже этого двухэтажного домика в начале Беговой. На его месте новые высотки. Москва растет, строится, хорошеет. А с Москвой растем и мы, праправнуки Георгия Ивановича Мордвинова — разведчика, героя Гражданской и Великой Отечественной войн, главного резидента советской разведки в Китае.

АННА ВОЛИК

Москва. Школа № 17, 8 «Ж» класс

(Почетная грамота)

Рассказ моей бабушки — Тамары Васильевны Мартос:

Мое детство прошло в доме на углу Пушкинской улицы (нынче — Большая Дмитровка) и Козицкого переулка. На одном углу театр Станиславского и Немировича-Данченко, а на другом — наш дом. Меня привезли туда в октябре 1941 года двух месяцев от роду (родилась я в Казани, куда беременную маму отправили в эвакуацию рожать). Всю войну прожила в Москве. В октябре 1944 года папа в составе Союзнической контрольной комиссии был направлен в Болгарию, мы поехали с ним и были в Болгарии до ноября 1945 года.

Особенность нашего детства определялась тем, что, во-первых, не было детских садов (во всяком случае, в достаточном количестве) и были дворы, которых теперь нет. Наш двор был окружен со всех четырех сторон домами. В нашем шестиэтажном доме было четыре подъезда, детей было много.

Поначалу меня отдали в прогулочную группу с французским языком, которая располагалась на одной из скамеечек Страстного бульвара. Я до сих пор помню нашу руководительницу Полину Николаевну. Не знаю, что за знания французского и педагогики у нее были, но мы овладели только «пур ле пти» (что означало «по-маленькому») и, соответственно, «пур ле гран» («по-большому»). Дела эти осуществлялись тут же в кустиках около скамеечки. Да еще одну песенку мы распевали: «Мон папа жевепа качедон шляполька». В дальнейшем, изучая французский в школе, в институте, на курсах, я так и не могла понять, что бы это могло означать, пока не вышел фильм «Покровские ворота», автор которого очевидно, ходил в подобную прогулочную группу. И смысл песенки разъяснился. «Mon papa ne veux pas, que je dance la polka», что означает, что некий папа не разрешает дочке танцевать польку по невыясненным причинам.

Кстати, из детских воспоминаний о Страстном бульваре. В другом его конце, где Екатерининская больница, долгие годы после войны долечивались военные. Перебинтованные, они выходили на бульвар, курили, сидя на скамеечках, грелись на солнышке. Долгое время запах хлороформа ассоциировался у меня с этим бульваром. Сейчас бульвар густо заставили разными памятниками, а прежде перед праздниками там крепили гигантские аэростаты. Ночью на них поднимали в небо портрет Сталина, освещали его, и создавалось впечатление (у детей), что он висит в небе сам по себе. Потрясало!

Культурная часть моего воспитания кончилась, и жизнь переместилась во двор. В раннем детстве мы увлекались «секретиками». Вырывалась ямка, куда складывались красивые камешки, цветочки и бумажки, все это великолепие закрывалось стеклом (его почему-то было много вокруг) и засыпалось землей, чтобы потом время от времени любоваться. По-моему, этот ритуал практикуется кое-где до сих пор.

Играли в «Колечко, колечко, выйди на крылечко», «Что хотите, то берите, да и нет не говорите, черный с белым не берите». Правила последней игры: вам задают разные вопросы, а вы, отвечая, не должны произносить «да», «нет» и брать белое и черное. И прочее в таком духе.

В ту пору (мне было лет шесть) я совершила преступление. Одна девочка вынесла во двор «посудки»: алюминиевые кастрюльки, тарелочки и прочие волшебные вещи. Я была потрясена. Девочка рассказала, что домой она их не относит, а прячет за батареей на лестнице. Вечером я вызвалась вынести мусор (к маминому удивлению) и направилась прямо к тайнику, взяла эти «посудки» и принесла домой. То есть я украла! Но удивительно, что радости никакой не получила, не смогла даже играть с ними. Поутру отнесла их на место. Ужас этот помню до сих пор. Детские страсти бывают такими сильными!

Помню, как во двор приходили точильщики ножей со своими станками через плечо, кричали: «Точить ножи ножницы!» Приходили и сборщики вторсырья с воплями «Старье берем!» За принесенные старые вещи нам давали мячики на резиночках, пищалки «уди-уди» и прочую чепуху, отчего детское сердце восторженно трепетало.

Кстати, вспоминаю, как на Пушкинской площади, на том месте, где сейчас стоит памятник Пушкину (до 1950 года он стоял на Тверском бульваре), однажды, кажется, под Новый год установили дуб с цепями, по которым двигался огромный кот («У лукоморья дуб зеленый…»), а вокруг стояли маленькие избушечки, где продавались эти замечательные мячики на резиночках, дудочки, шарики и прочее. Почему-то никто этого не помнит. То ли москвичей не осталось, то ли память у ровесников ослабла.

Во что еще играли? В салочки, прятки, колдунчики, казаки-разбойники («саечка» за испуг, «крапивка» и прочие «пыточки» не забыть). С мячом очень любили штандер (наверное, из Германии прилетело). В «трёши» играли — мяч об стенку в разнообразных вариациях, «десяты» — это об землю. Ну, конечно, вышибалы, которые называли почему-то лаптой. Еще вспоминается игра в «ножички». Расчерчивался на земле круг, у каждого был заточенный напильник (откуда они у нас брались, понятия не имею), кидали напильник в землю и при удачном броске завоевывали кусок земли. Деталей уже не помню. У мальчишек были свои игры, в которые девочек не принимали. Например, чижик. На подкидную доску клали маленькую деревяшку — чижик, подбрасывали и в воздухе били битой. Еще они играли на деньги в «расшиши» и «пристеночек». При этом распевали заклинание: «Шиндер-мындер ляпупындор» или что-то в этом духе.

По весне, как только появлялся первый подсохший асфальт, начинались прыгалки. Выносилась большая толстая веревка, двое ее крутили, остальные впрыгивали, скакали и выпрыгивали. Это было не просто. Высший класс, когда прыгали через две веревки.

Где-то в седьмом классе я снова уехала с родителями за границу, а когда вернулась в девятый, уже игр никаких не было.

Вот такое оно — московское послевоенное детство, счастливое детство…

Агния Панина

Москва. Школа № 1466 имени Надежды Рушевой, 6 «В» класс

(Почетная грамота)

До революции в еще подмосковном тогда Царицыне на всю округу имелась только одна земская школа, расположенная за парком возле деревни Орехово. Школа называлась Красной (по цвету кирпича, из которого была сложена).

Многое пришлось пережить стенам этого здания: сначала в нем располагалось Царицынское земское начальное народное училище (1875–1915), затем 1‑я Ленинская школа I ступени (1918–1937), неполная средняя школа № 3 (1937–1954), Ленинская средняя школа № 3 Ленинского района Московской области (1954–1959), Ленинская восьмилетняя школа № 3 Ленинского района Московской области (1958–1961), восьмилетняя школа № 876 города Москвы (1961–1972).

Более подробно мне хотелось бы остановиться на периоде существования школы во время Великой Отечественной войны. В 1937 году в связи с увеличением численности учащихся к школе сделали пристройку, соединившую здание с жилым домом учителей. В этой пристройке разместили дополнительно четыре классных комнаты, что позволило преобразовать школу в семилетнюю. Были введены должности директора, завуча, старшей пионервожатой, назначены классные руководители. Директором в 1937 году назначили математика Алексея Федоровича Шмелева.

В 1938–1940 годах в школе были созданы группы ликвидации неграмотности среди призывников. В 1940 году состоялся первый выпуск двух 7-х классов в количестве 75 человек. В этом же году Алексея Федоровича отозвали на другую работу, и директором стал Владимир Миронович Крутиков. При нем в 1941 году состоялся второй выпуск 7-х классов — уже трех. На выпускной вечер пришел и А. Ф. Шмелев, который, по воспоминаниям выпускников, танцевал вместе с ними.

Начавшаяся в июне 1941 года Великая Отечественная война изменила жизнь всего нашего народа, в том числе и школы. Ушли на фронт отцы, братья, учителя.

Москва и Подмосковье подвергались массированным бомбежкам. Несколько бомб упало в Царицыне и его окрестностях: был разбомблен элеватор зерна в Бирюлеве, от фугасной бомбы пострадал павильон Миловида, бомба упала в Верхний царицынский пруд, другая — около Власовки (дома учителей — в основном 2-й школы), еще две угодили в Шипиловский овраг. Рядом с Красной школой образовалась огромнейшая воронка, двухэтажный дом несколько накренился.

После В. М. Крутикова директором школы на некоторое время стал Николай Иванович Сахаров. В сентябре 1941 года школьные помещения отдали под госпиталь для раненых защитников Москвы из 155-й стрелковой дивизии. Учащихся начальных классов разместили в здании детского сада, учеников 5-х классов перевели во 2-ю и 14-ю школы; большинство учителей-предметников перешли в эти же учебные заведения.

Школа № 3 вновь начала функционировать в своем здании с сентября 1942 года. До нее тяжело было добираться — ни асфальтированных дорог, ни автобусного движения. Одетые в плохую обувь, изношенную одежду, дети часто болели, не выдерживали, и некоторые переставали посещать уроки. Водяное отопление в школе не работало, угля не было. Топили дровами, которые учителя и ученики привозили с разных складов. Порой даже приходилось собирать хворост в парке Царицыно.

В 1942–1943 годах после ухода из школы Н. И. Сахарова его сменил на посту директора учитель начальных классов Дмитрий Иванович Драновский — отец киноактрисы Лидии Драновской, сыгравшей главную роль в кинофильме «Поезд идет на Восток». Сама Лидия начальные классы тоже окончила в Красной школе.

В военную пору усилия всего советского народа были направлены на приближение победы над врагом. Это, естественно, отразилось и на жизни школы — как в учебном, так и в воспитательном процессе. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» был определяющим во внеклассной и внешкольной работе: помощь колхозам в уборке урожая, создание тимуровского движения, сбор подарков фронтовикам и средств на танковую колонну. В школах организовывались встречи с фронтовиками. Все это повышало сознательность детей, улучшало дисциплину, воспитывало чувство патриотизма. Однако тяжелые экономические условия, текучесть контингента учащихся не могли не отразиться на успеваемости. Из отчета заведующего РОНО Ираиды Тимофеевны Бобровской за 1942/43 учебный год мы узнаем, что на 1 октября школами Ленинского района (55 школ) было охвачено 11 917 детей; 129 не обучалось; поступивших насчитывалось 557 человек, выбывших — 691.

Со второй половины ноября 1942 года началась военная подготовка. В школе № 3 военрук пробыл недолго, поскольку вскоре его призвали в ряды Красной армии. Для военной подготовки не хватало оборудования, наглядных пособий, литературы. В 1942/43 учебном году в Красной школе обучалось 356 учеников.

После смерти Д. И. Драновского (1943) директором назначили Валентину Яковлевну Сивоклокову. К этому времени положение на фронтах значительно улучшилось, советские войска продолжали теснить врага. Стало заметным изменение обстановки и условий жизни в Подмосковье. Все большее число жителей возвращалось из эвакуации, значительно возросло количество учащихся. В школе открылся буфет, где выдавали по 50 граммов черного хлеба и по одной конфете.

В 1944 году директором назначается Максим Петрович Фролов, который оставался в школе до конца 1946 учебного года. Положение дел на 1944/45 учебный год нам раскрывает отчет Ленинского РОНО: наглядных пособий закупили на 50 000 рублей, по причине скудости ассортимента в магазинах не хватало букварей, не было учебников по литературному чтению, истории и географии, тетрадей выдавалось по три на ученика.

Школы вели борьбу с отсевом. Самой эффективной мерой в этой борьбе являлось оказание материальной помощи нуждающимся. Велась также большая пионерская и комсомольская работа. Ученики участвовали в районном концерте детского творчества, а одна из учениц, Ситникова, выступала на областном смотре с сольным исполнением песни «Москва»…

Да, многое повидали стены Красной школы. И мы, потомки тех, кто в годы войны поддерживал жителей Подмосковья и солдат Красной армии, не забываем о них, чтим их память.

Надежда Аведисьян, Ольга Алексеева

Москва. Школа № 17, 11 «Е» класс

(Почетная грамота)

Мы живем в красивом и величественном городе с богатой историей. В столице более трех с половиной тысяч улиц, хранящих память о событиях минувших лет. О том, какие изменения и происшествия запечатлела в своей памяти улица Островитянова, на которой мы живем с детства, мы раньше и не думали. Но вот недавно стали искать информацию о ней — и удивились, насколько интересной оказалась история этого места.

Начало будущей улицы, в то время носившей название «Проектируемый проезд 4993», было положено в 1968 году, и лишь в 1970-м она получила свое нынешние наименование в честь доктора экономических наук, профессора К. В. Островитянова. Когда мы стали спрашивать родственников о том, какой они ее запомнили, когда только приехали сюда жить, те ответили: многие думали, что названа она в честь путешественника. Получилось так из-за того, что по соседству располагалась улица Миклухо-Маклая.

В феврале 1973 года, когда бабушка и дедушка сюда переехали, улица, хоть и была устроена намного хуже, чем сейчас, оставила о себе приятное впечатление. Люди наконец-то покидали свои коммунальные квартиры и перебирались в новые отдельные. Переехавшие адаптировались к новым условиям, на их глазах улица постепенно приобретала знакомые нам очертания, многие дома достраивались.

На нашей улице 15 лет прожил старший лейтенант Виктор Михайлович Юдин, командир роты 194-го стрелкового полка, отличившийся в боях при форсировании в 1945 года реки Ост Одер. После переправы рота старшего лейтенанта Юдина захватила плацдарм, отразив ряд контратак противника. На лицевой стороне дома № 39, где проживал В. М. Юдин, установили памятную табличку. И это не единственное примечательное место на нашей улице. В доме № 1 располагается Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова — один из крупнейших научных медицинских центров России и Европы, а в доме № 15 — молодежный театрально-культурный центр «Черемушки», основанный в 1987 году.

Улица Островитянова являлась границей между строящимся районом Беляево-Богородское и Тропарёвским лесопарком. В 1970 году она была доведена до улицы Миклухо-Маклая, а в 1974-м — до Ленинского проспекта. В 1979 году расширили Севастопольский проспект за счет участка земли перед Битцевским лесопарком. Заканчивалось сооружение станций метро «Беляево» и «Коньково». Постепенно из необжитой, вечно пребывающей в состоянии перестройки улица Островитянова превратилась в уютный и тихий уголок. Здесь имеются все удобства, необходимые для жизни, множество школ, детских садов и так далее.

Важно знать историю своего города и своей страны; но, конечно, не менее важно знать и историю улицы, на которой вы живете.

ЭЛЬВИРА РУСТАМОВА

Красногорск. Школа № 10, 10 «Б» класс

(Почетная грамота)

Когда я решила поподробней узнать историю моей семьи, то обратилась к своим бабушке и дедушке. Из их рассказов я узнала, что Москва сыграла значимую роль в их жизни.

Бабушка и дедушка — тетя и дядя моего отца. Дедушка, Рустамов Рустам Гамидович, вырос в Грузии, учился в Воронежском государственном университете, окончил его с красным дипломом и поэтому был как молодой специалист распределен на работу в Москву.

В 1989 году дедушка начал работать в Люберцах на ремонтном механическом заводе. В апреле 1991-го перешел в ООО «Инжстрой». В составе этого объединения было 20 трестов, которые занимались строительством водопроводов, газопроводов, котельных, очистных сооружений и так далее.

По рассказам дедушки, когда он был молодым специалистом, им от работы выдавали талоны на бесплатную обувь, одежду и прочее. Его постоянно отправляли в командировки, на различные курсы повышения квалификации, заграницу. В 1993 году он женился на бабушке — Эсмире Сейфаддиновне; молодым от работы предоставили квартиру.

Еще я хотела бы рассказать про свою тетю — Рустамову Лейлу Рустамовну, дочь дедушки и бабушки. Училась она в школе № 10 в городе Красногорске, в которой на данный момент обучаюсь и я. Окончив школу с отличием и получив медаль, она смогла поступить на бюджет в Российский экономический институт имени Г. В. Плеханова в Москве. Там существовала система стимулирования бюджетников: отличникам — повышенная стипендия, «хорошистам» — чуть меньше, «троечникам» же стипендии не полагалось. Проводились различные конкурсы, мероприятия, интеллектуальные игры, то есть то, что также стимулирует студентов в учебе. Кроме того, по словам тети, раз в месяц к ним приезжали представители разных компаний, которым студенты могли задать интересующие их вопросы по поводу будущей специальности. Моя тетя окончила университет с красным дипломом. Увидев в ней потенциал, деканат отправил ее на стажировку в Англию, где она провела пять месяцев. Сейчас она руководит отделом кадров крупной компании.

Надеюсь, что в дальнейшем и я смогу найти свое призвание, а Москва тоже сыграет значимую роль в моей жизни и поможет создать историю уже моей семьи!

Материал подготовлен редакцией «Московского журнала».

 

 
istanbul escort aksaray escort arnavutköy escort ataköy escort avcılar escort avcılar türbanlı escort avrupa yakası escort bağcılar escort bahçelievler escort bahçeşehir escort bakırköy escort başakşehir escort bayrampaşa escort beşiktaş escort beykent escort beylikdüzü escort beylikdüzü türbanlı escort beyoğlu escort büyükçekmece escort cevizlibağ escort çapa escort çatalca escort esenler escort esenyurt escort esenyurt türbanlı escort etiler escort eyüp escort fatih escort fındıkzade escort florya escort gaziosmanpaşa escort güneşli escort güngören escort halkalı escort ikitelli escort istanbul escort kağıthane escort kayaşehir escort küçükçekmece escort mecidiyeköy escort merter escort nişantaşı escort sarıyer escort sefaköy escort silivri escort sultangazi escort suriyeli escort şirinevler escort şişli escort taksim escort topkapı escort yenibosna escort zeytinburnu escort porno 1080p porno izle 4k porno izle 720p porno izle abella danger alman alman porno alman porno izle aloha tube porno amatör amatör porno amatör porno izle anal anal porno anal porno izle arap porno asa akira porno asyalı porno bangbros porno bangbros porno izle banyoda sikis başörtülü porno beeg porno izle beyaz tenli porno izle biseksuel porno izle bisexsuel porno brandi love porno brazzers brazzers porno izle canli porno canli porno izle çinli porno çinli porno izle ensest porno ensest porno izle ensest seks erotik porno erotik porno izle esmer porno esmer porno izle etek altı fake agent fake taxi fake taxi porno fantazi pornoları fantezi porno izle fetiş porno fetiş porno izle fetish fransız porno fransız porno izle full hd hg porno izle gangbang porno genç kız porno izle genç kız sikişi genç teen porno izle gizli çekim porno gizli çekim pornosu grup pornosu grup porno grup porno izle hd pornolar hd porno hd porno izle hemşire porno hemşire pornosu hizmetçi porno hizmetçi porno izle ingiliz porno japon pornoları japon porno kızlık bozma kızlık bozma porno izle konulu porno konulu porno izle koreli porno köylü pornoları kumral porno kumral porno izle latin pornoları latin porno latin porno izle lezbiyen pornoları lezbiyen porno lezbiyen porno izle lisa ann porno liseli pornoları liseli porno liseli porno izle manken porno manken porno izle masaj porno izle masturbasyon porno izle masturbasyon pornoları mature porno mia khalifa porno mia malkova porno milf porno izle mobil porno mobil porno izle öğrenci porno izle öğretmen porno izle okul porno izle olgun kadın pornosu olgun porno oral porno oral porno izle oral seks porna izle pornhub pornhub porno izle porno film izle porno indir porno izle porno resimler porno star porntube porno izle redtube redtube pornoları riley reid porno rokettube rus pornoları rus porno rus porno izle sakso blowjob porno izle sarışın pornoları sarışın porno sarışın porno izle sarışın pornoları sekreter porno shemale sikiş sikiş sikiş izle şişman porno siyahi pornoları suriyeli pornoları swinger porno tecavüz porno teen porn türbanlı pornoları türbanlı porno türk pornoları türk porno türk porno izle türkçe altyazılı porno türkçe altyazılı porno izle xhamster pornoları xhamster porno xhamster porno izle xnxx xnxx porno xnxx porno izle xvideos xvideos porno izle yaşlı porno yeşilçam porno izle youjizz youporn youporn porno izle zenci porno güvenilir bahis siteleri bahis siteleri casino deneme bonusu casino siteleri deneme bonusu para yatırma bonusu bahis siteleri casino siteleribahis sitesi para yatırma