Деревенский дом на камнях. Фотография начала 1970-х годов
Заметки о современной сельской жизни (Рамешковский район Тверской области).
При желании и наблюдательности ее можно прочитать с языческих времен до наших дней. Она запечатлена в надписях, рисунках, знаках, фигурах на камнях, в трудах камнетесов, в быту крестьян, использовавших дикий природный камень для разных хозяйственных нужд, а также прибегавших когда‑то к камню с ритуальными и обрядовыми целями. В деревнях с сохранившимися старыми домами и банями то и дело видишь лежащие под нижними венцами камни‑валуны. Лежат они в качестве фундамента и под некоторыми сельскими храмами. У порогов деревенских домов часто встречаются уплощенные камни. Казалось бы, не проще ли быть порогу деревянным? Ан нет, положен камень! В банях, отапливаемых по‑черному, очаг сооружен из камней, да не любых, а тех, что при нагреве не трескаются. Вблизи деревень время от времени находят каменные жернова от некогда стоявших здесь мельниц. Бывают камни с прямоугольными выбоинами, называемые «кузнечными»: на них устанавливались наковальни или «бабки» для отбивания косы. Из дикого камня строились плотины. За деревенскими околицами попадаются «грудницы» — кучи камней, удаленных с полей. В «грудницах» есть камни явно с обтесанными гранями и уплощенным «дном» для вертикального стояния, а также большие валуны треугольной формы. Люди объяснили: это межевые камни, обозначавшие до коллективизации границы частных наделов. Наделы обобществили, и пограничные знаки стащили тракторами в «грудницы». Кстати, эти камни, как правило, — не местных пород, а принесенные во время оно ледником с севера и северо‑запада. Стояли они не только в полях, но и возле колодцев и бань, вблизи домов, погостов, выполняя в данном случае, вероятно, роль оберегов. На сельских кладбищах много каменных надгробий, в том числе овальных и ромбовидных, — особенно над старыми захоронениями. Когда‑то все такие кладбища имели каменные ограды, позже замененные деревянными и металлическими. Наконец, на дорогах‑трактах до сих пор сохранились фрагменты булыжного мощения. Совершенно особую группу камней обнаружил в Тверской Карелии (ряд территорий области, где компактно проживают карелы, переселенные сюда в XVI-XVII веках) поэт, публицист, прозаик Ф.Н. Глинка (1786-1880) в районе его усадьбы Кузнецово — валуны или плиты, которыми были обложены земляные округлые насыпи типа курганов. Находил он и камни со знаками, рисунками, руническими надписями. Все эти камни Глинка называл «дивными», то есть удивительными, фантастическими, и относил их к быту древнего народа, когда‑то обитавшего на тверских землях. Были ли то скандинавы, славяне или угро‑финны — теперь можно только гадать. Ясно одно: кто‑то метил камнями свои владения, ставил каменные указатели на дорогах, вблизи населенных пунктов. У карел в языческие времена широкое распространение получили культовые камни, представлявшие собой «крупные валуны, на которых имеются неглубокие чашеобразные выемки, обычно от 1 до 10-60» (см.: Кочкуркина С.И. Народы Карелии, История и культура. Петрозаводск, 2004)…
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года. Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru