Поиск
  • 21.06.2017
  • Труды и дни
  • Автор Андрей Александрович Курдюков

Конструктор

Конструктор

Фото: По-2ЛНД из ОКБ Поликарпова


А. Агафонов и В. Савельев в кабине REP. 1913 год. Фотография из архива А. В. Савельева

О видном деятеле отечественной авиационной промышленности Владимире Федоровиче Савельеве (1889–1960).

Работая над статьей о Якове Ивановиче Седове­-Серове — первом сибирском авиаторе, я наткнулся в интернете на очень интересную фотографию: два молодых человека стоят у хвоста неизвестного самолета. Время — весна 1913 года, персонажи: российский летчик Александр Агафонов и его механик Владимир Савельев. Заинтересовавшись, чуть  позже прочитал статью Александра Рослякова «Небесный конструктор», откуда узнал, что судьба Савельева была тесно связана с моим родным городом Новосибирском. Я собрал все, что смог, об этом человеке. Получившийся в итоге очерк предлагаю вниманию читателей. Родился Владимир Федорович Савельев в большой (были еще брат и две сестры) семье железнодорожного мастера в городе Аткарске (по другим сведениям, место его рождения — станция Елань-­Камышинская Саратовской губернии. По окончании двух классов начальной школы (1903) Володю определили в Саратовское ремесленное училище, которое он окончил в 1908 году. Затем трудился «слесарем на постройке трамвая в г. Саратове». Чуть позже перебрался в Петербург и поступил в электротехнический институт, где начал учиться и работать у талантливого инженера Якова Модестовича Гаккеля, занимавшегося проектированием и постройкой первой в Петербурге трамвайной линии.  Тогда в России, как и во всем мире, стремительно возрастал интерес к авиации. Возникали кружки и общества воздухоплавания, аэроклубы. Не обошло это веяние стороной и Я. М. Гаккеля. Получив солидную премию за работы по трамваю, весной 1909 года Яков Модестович приступил к созданию своего собственного аэроплана, отличного по конструкции от известных на тот момент заграничных образцов. В середине декабря его первенец ЯМГ («Гаккель­1») выкатили на поле Коломяжского ипподрома. Среди присутствующих был и студент Владимир Савельев, принимавший участие в строительстве гаккелевского детища. Однако испытание закончилось неудачей: аппарат вспыхнул и сильно обгорел. А вот «Гаккель­3», в постройке которого также участвовал Савельев, 24 мая 1910 года на Гатчинском аэродроме пролетел около 200 метров и стал вторым после аппарата А. С. Кудашева (проделал то же расстояние днем ранее в Киеве)  русским аэропланом, совершившим полет по прямой. В 1909-1912 годах Владимир Федорович работал на авиапредприятии ПТА (Петербургское Товарищество авиации), основанном капитаном Сергеем Ульяниным,  братьями Владимиром и Александром Лебедевыми и коммерсантом Ломачем. Именно Ульянина осенила идея создания аэроплана, который в разобранном виде мог бы легко транспортироваться за войсками и приводиться в рабочее состояние всего за два часа. Проектированием занимались конструкторы Н. В. Ребиков, В. Ф. Савельев и П. А. Харламов, строительством — столяр Рогов. 25 января 1911 года самолет был закончен и вскоре показан на 1‑й Международной воздухоплавательной выставке, проходившей в Петербурге с 23 по 27 апреля. Биплан ПТА  удостоился Малой золотой медали. В июле 1911 года Владимир Савельев, по его собственным словам, был механиком А. А. Васильева во время знаменитого перелета Петербург-Москва: готовил аппарат и сопровождал авиатора по трассе. В 1911-1912 годах он принимал участие в постройке самолета ЧУР (конструктор — Григорий  Герасимович Чечет), экспонировавшегося на 2‑й Международной воздухоплавательной выставке в Москве…

 
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu deneme bonusu deneme bonusu veren siteler Devranlink Mariobet Gorabet Nakit bahis Elexbet Trbet Klasbahis Canlı Bahis Siteleri Canlı Bahis Siteleri artemisbet truvabet Restbet Vdcasino Betpas hacklink Shell Download