Поиск

Главная задача нашей школы

Главная задача нашей школы

Главная задача нашей школы


Арсений Иванович Маркевич (1855-1942) — ученый-краевед и общественный деятель, член-корреспондент АН СССР. Он родился в Брест-Литовске в семье священника, высшее образование получил в русском Варшавском университете на историко-филологическом факультете. Проработав несколько лет учителем в Западном крае, в 1883 году переезжает в Симферополь, где длительное время преподает в 1-й городской мужской гимназии. Плененный богатейшей историей и древностями Крыма, Маркевич становится сотрудником Таврической ученой архивной комиссии, затем правителем дел и, наконец, ее председателем. В редактируемых им «Известиях Таврической ученой архивной комиссии» Арсений Иванович опубликовал большую часть своих научных трудов (общее их число превышает сотню). Тематика трудов чрезвычайно широка и разнообразна: литературоведение, археология, история городов и селений Крыма. Научным подвигом можно назвать создание А.И.Маркевичем обширного библиографического указателя литературы о Крыме, который, по выражению академика Б.Д.Грекова, должен быть настольной книгой каждого исследователя этого края. Главным крымоведом А.И.Маркевич остался и в советское время. Он руководил Таврическим обществом истории, археологии и этнографии (ТОИАЭ) до его закрытия в 1930 году. В канун войны 1941 года А.И.Маркевич поехал в Ленинград навестить дочь и там в январе 1942 года умер.
Публикуемый ниже очерк посвящен проблемам образования в России. Автор вскрывает истоки и описывает последствия космополитизма в деле народного просвещения, причинившего, по словам Маркевича, «величайшее зло русской школе», вызвавшего «охлаждение и даже презрение к коренным историческим и бытовым началам нашей жизни, даже к родному языку, и преклонение перед всем западноевропейским».
А.И.Маркевич неоднократно напоминает, что «религиозность и любовь к Отечеству и своему народу имеют громадное и самое благотворное значение в воспитании». Его слова о том, что «наша школа должна быть истинно русской школой, национальной, а не космополитической», не менее актуальны, чем девяносто лет назад.
Текст печатается по изданию: «Таврический церковный общественный вестник». 1906. ? 9. С.371-381.
Одним из самых знаменательных явлений настоящего времени бесспорно представляется оживление в русском обществе интереса к школе как высшей, так и средней и низшей. До последнего времени наше общество сваливало все воспитание детей на государство, не оказывало школе никакого содействия. Равнодушное вообще к своим духовным интересам, к своим обязанностям по отношению к родине, оно беспечно и равнодушно относилось и к исполнению священнейшей своей обязанности — воспитанию молодого поколения. Известно, как пагубно было это равнодушие для всей системы и хода нашего общественного воспитания, как вредно оно отражалось на русской молодежи. Реформы второй половины прошлого столетия, призвавшие общество к живой деятельности, вызвали слабый интерес к родной школе, и то, преимущественно, к низшей; по отношению к школе средней все участие общества ограничивалось открытием кое-где учебных заведений того или другого типа с субсидиями от городов и земств.
Теперь настало другое время, время кипучей и творческой общественной деятельности. Вопрос о школе должен быть поставлен на первое место. От постановки и решения его будет зависеть будущее и нашего общества и нашего народа. И первым вопросом, который должен остановить при этом внимание общества, является вопрос о том, должна ли школа только обучать детей, или вместе с тем и воспитывать, и в каком духе воспитывать. К сожалению, этот вопрос далеко не выяснен до сих пор в средних и высших слоях нашего общества, и только простой народ наш стоит в этом направлении на правильной точке зрения, желая прежде всего религиозного и нравственного просвещения детей, а затем получения ими полезных, применимых в жизни знаний.
Во всех государствах Западной Европы дается учащимся строго определенное направление как в религиозно-нравственном, так и в национальном и политическом отношениях. В московский период русской истории наша школа имела также строго национальный характер. Такой характер она имела и в XVIII веке. И Петр Великий и Екатерина Великая, — как доказывают «Духовный регламент», указы Св.Синоду Петра В[еликого] и указы Синода, «Наказ» и известные «инструкции» Екатерины В[еликой], — высоко ценили воспитательное значение школы, считали воспитание могучим средством для духовного просвещения народа на исторических, религиозных и бытовых началах. В их время господствовала у нас национально-патриотическая политика; таким же твердым патриотическим направлением отличались тогда и настроение русского общества и жизнь нашей школы.
С начала XIX века, при Александре I, русская школа изменила свой характер. С самого учреждения министерства народного просвещения в нем укоренился космополитизм, который причинил величайшее зло русской школе, воспитанию русского юношества, так как внес в наше общественное воспитание национальное и нравственное безразличие. Космополитическая государственная политика и такая же школа заглушили в нашем обществе любовь к отечеству и народу, к их славе и достоинству, развили охлаждение и даже презрение к коренным историческим и бытовым началам нашей жизни, даже к родному языку, и преклонение пред всем западноевропейским. Водворился у нас «нечистый дух слепого, рабского, пустого подражанья», появились многочисленные и ослепленные «западники» и «безнародники», жестоко осмеянные еще Грибоедовым.
И в домах и школах господствовало тогда «проклятое» воспитание, как называл его Пушкин. «Убогие» французы и француженки, «не надоедая моралью строгой», «учили шутя», «чему-нибудь и как-нибудь», нанимались «толпы учителей, числом поболее, ценою подешевле»; «…ни звука русского, ни русского лица» не было в обществе. «Нравы, язык, старина святая» были забыты вместе с народной одеждой. Педагогический персонал пополнялся иностранцами и иноверцами. Во главе учебного ведомства и учебных округов стали появляться полурусские или совсем не русские люди; достаточно вспомнить имена графа Завадовского, князя Ад.Чарторижского, гр.Потоцкого, гр.Чацкого. Вспомнить графа Делянова. Так было и в следующую эпоху.
В то время как везде в Западной Европе весь правительственный персонал состоит из людей, принадлежащих к государственной национальности, у нас как и вся гражданская и даже военная и дипломатическая администрация, так и учебно-воспитательный персонал не имел до последнего времени строгого национального характера и потому не мог с должным успехом выполнять свою национальную и государственную задачу. Не так было в московский период нашей истории, не так было у нас при Петре Великом и Екатерине Великой.
При таком характере школы не могло быть в ней ни политического одушевления, ни духовного единения в составе педагогов, ни нравственного влияния их на питомцев. Вот почему даже в педагогических советах слышались заявления, что дело преподавателей заключается лишь в передаче ученикам знаний по учебникам и программам, так как нравственно-воспитательного влияния на молодежь они иметь не могут, и что в прохождении учебной программы заключается вся их нравственная ответственность пред семьей и обществом.
В течение второй половины истекшего века мы заботились главным образом о том, чтобы наша средняя школа возможно более походила на германскую. Но, перенимая у немцев их учебные программы и методы, мы не обращали внимания на то, в каком духе и направлении ведут немецкие школы воспитание, какие убеждения и идеалы вкореняют они в учащихся. Мы упускаем из виду, что не в пересмотре и улучшении наших учебных программ и систем первая задача нашей школы, а в подготовке полезных слуг своему народу и государству, любящих свое отечество, покорных своим законам и властям. Мы забывали, что школа должна служить исключительно благу своего народа и государства и не должна преследовать недостижимых космополитических целей.
Германия справедливо гордится своими школами, гордится их государственными заслугами. Немецкие школы отличаются сильным развитием национального одушевления. В начале XIX века они уничтожили дух партикуляризма в Германии и много послужили сначала культурному, а потом и государственному объединению немецкого народа. Немецкий учитель, говорят немцы, победил и французов. Своими школами, как лучшим национальным средством, немцы успешно пользуются в Познани, Шлезвиге, Эльзасе и Лотарингии, где не допускаются учителя не немецкой нации. То же мы видим и в других государствах Западной Европы. При безусловном национальном направлении школы, противоречий, двуличия и фальши в воспитательном деле там быть не может. Искреннее и одушевленное служение государственной идее составляет главную силу школы во всех европейских государствах. Судя по тому, что известно о японских школах, и японцы с правом могут сказать, что победили нас их школы, их учителя.
«Нашими школами мы не вправе гордиться, как гордятся своими школами немцы, — справедливо говорит один из лучших знатоков нашей школы, покойный И.П.Корнилов, — последние возлагают на них свои лучшие надежды, для нас же, к сожалению, наши учебные заведения служат источником огорчений и тревог».
Не на программы и обогащение детей познаниями школа должна обращать главное внимание, а на образование духовной природы своих питомцев, развитие в них твердых религиозных верований, разумной воли, чувства долга, стремления к добру, сильного характера, на воспитание в них нравственных и национальных убеждений. Школы не только учебные учреждения, но прежде и главнее всего воспитательные; школа должна служить своему народу и государству и потому должна быть строго национальной. Если бы школьное дело состояло в одном обучении, то гораздо легче, удобнее и дешевле было бы распространение образования путем массового издания дешевых хороших учебников и домашнего, частного обучения. Хорошо весьма известно, что гимназические аттестаты, университетские и всякие другие дипломы далеко не всегда служат ручательством в хороших знаниях. Не в одном недостатке учившихся людей наше горе, но и в изобилии людей недоучившихся и в малом числе людей воспитанных и серьезно приготовленных школою к труду и к самостоятельной жизни.
По отношению к преподаванию школы всех стран более или менее сходны, но в отношениях религиозном, национальном и политическом каждая школа должна служить своей церкви, своему народу, своему государству. Прошедший свою школу русский человек должен основательно знать свою страну, свой язык, свою историю, сознательно и разумно любить свое отечество, понимать его истинные интересы. Особенно это важно теперь, когда не только с кафедр, но и на площадях и базарах открыто провозглашают отрицательные учения и политические идеи, под влиянием которых юные, незрелые умы направляются в область неверия и политических мечтаний.
Реформы идут у нас чрезвычайно быстро, с свойственной нам привычкой с плеча ломать, разрушать старые и заводить новые, большею частью чужие порядки. Массовая жизнь, неподготовленная к этим новшествам, остается при этом позади. Политические и экономические неудачи приписываются обыкновенно народному невежеству. Все желают лишь быстрого и широкого распространения школ, наук и практических знаний, ожидая от них избавления от всех общественных зол. Религиозное же и нравственное воспитание оставляются или в прежнем состоянии, или совершенно забываются и устраняются.
Последствия этой односторонности в нашем воспитании не замедлили обнаружиться. Наши молодые люди, большею частью, малосведущи вообще и особенно в том, что имеет прямое отношение к отечеству; они поглощены политическими и социальными вопросами и теориями; озлобленность, разочарованность и физическая надорванность, ослабление нравственной дисциплины среди нашей молодежи всем бросаются в глаза; падает среди нее уважение к науке, власти, женщине; уличная и трактирная жизнь опошляет ее вконец. Прежних мечтателей идеалистов сменили холодные расчетливые практики, самоуверенно отрицающие всякие идеалы, и религиозные и нравственные. Сердца молодежи не бьются теперь ни за Фемистокла и Аристида, ни за Минина и Пожарского.
Воспитание должно быть тесно связано с жизненными интересами, требованиями и особенностями своего государства, своего народа и своего века. При этом оно не должно колебаться и уступать случайным общественным увлечениям, меняющимся под влиянием событий, страстей, партий и т.д. В школах приготовляются из подрастающих поколений будущие граждане, самостоятельные деятели, в них готовится судьба общества и государства.
Во всех государствах, монархических и республиканских, правительства стремятся к тому, чтобы народное образование находилось в их руках. И в России только государственная власть и церковь должны давать народному образованию единство, последовательность и неизменность направления. Справедливо говорит Пирогов: «Теперь, слава Богу, люди приходят все более и более к тому убеждению, что церковь, школа и государство нераздельны с жизнью народов». У нас, наоборот, в школах заботятся больше всего об учебниках, программах, дисциплине и не обращают внимания на воспитание твердых убеждений, сознания долга, национального чувства. Школьный формализм никогда не может удовлетворить духовной жажды любознательного ученика, дать ответы на возникающие в нем недоумения, сомнения, вопросы. Необходимо помочь юноше в удовлетворении его потребности проверять, анализировать, нужно разобраться в его сомнениях, предупредить увлечения, дать правильное направление его мыслям, наклонностям, убеждениям, дать желанный исход избытку молодых сил в их порывах к самодеятельности. Если в нем не возбуждена любовь к заветным идеалам, стремление к высоким целям, то увлечения и страсти застанут его врасплох и он может легко поддаться всяким случайным посторонним влияниям, дойти до нравственного падения.
Религиозные, национальные и политические убеждения учителей и воспитателей не могут не отражаться на их речах, действиях, обращении с питомцами, почему в западно-европейских государствах существуют самые подробные инструкции по этим вопросам для учителей и воспитателей. Как иноверец не может беспристрастно судить о православной вере, так и человек, равнодушный к судьбе русского народа и государства, не может с одушевлением, искренно воспитывать в детях любовь к России и верность царской власти. Нужно помнить, что среди иноверцев и инородцев, населяющих Россию, многие, как, например, поляки, немцы, евреи, имеют свою историю и культуру и в культурной борьбе с 80 миллионами русского населения 10 миллионов поляков, 10 миллионов евреев, несколько миллионов немцев, армян — всегда окажутся сильнее русских, тем более, что и среди русского общества много, к сожалению, разномыслия, увлечений, мало исторического и народного самосознания, а в последнее время началась уже открытая пропаганда политических партий в наших школах.
В виду всего этого наша школа должна идти об руку с правительством, оберегать основную государственную силу — русский народ, который создал Россию и поддерживает еще ее единство и могущество. Теперь, к сожалению, старого русского единства народного стало меньше; между сословиями и классами населения усилились рознь и разлад, в интеллигенции нашей развился национальный индифферентизм и космополитизм. Многие, равнодушные к национальной чести и достоинству своего народа, стыдятся уже своей истории, не зная ее; утрачивается верное понимание существенных интересов своей страны и своего народа, что мы видели недавно даже из многих постановлений съездов русских общественных деятелей. Искусство и литература также охладели ко всему родному, кроме подонков русской жизни, часто оскорбляют даже самые святые народные верования. В литературе нашей давно уже нет патриотических мотивов, которых так много было в творениях Карамзина, Жуковского, Крылова, Пушкина, Рылеева, Лермонтова, Языкова, Хомякова, Тютчева, Майкова и т.д. Все это отражается и на нашем общественном образовании, развивает среди русских учащихся в нашей средней и высшей школе национальное равнодушие и безразличие, отчуждение от народа, и это в то время, когда учащиеся инородцы стремятся как можно быстрее развить и укрепить в себе чувство народности. Ни в нашем обществе, ни в нашей прессе и школе нет ничего, что возбуждало бы в учащихся чувство патриотизма, народного одушевления. В нашей печати весьма часто громко раздаются осуждения и клеветы против русских национальных основ, религиозных и политических, а в близкой нам литературе польской никто не осмелится поднять голоса осуждения против польского патриотизма и католичества. Мы не видим в нашем учащемся юношестве любви к науке и труду, не видим и знания своего отечества, но видим в нем национальный и религиозный индифферентизм, неразборчивое поклонение чужому и пренебрежение к своему народному.
Национальное чувство во всех странах представляет громадную силу, оно поддерживает политические мечты многих народов и на пространстве нашего отечества. В наше возбужденное и страстное время развитие его имеет особенно важное значение. Школа должна деятельно помогать правительству в его стремлении, нравственно сближать инородцев с коренным русским народом путем изучения его языка, истории, быта, препятствовать национальной, религиозной и политической вражде и обособленности. «Вера в безусловное нравственное действие умственного образования, опровергаемая фактами, — говорит Спенсер, — есть не что иное, как предвзятое положение, натянутое до нелепости… Улучшения общественной нравственности, — продолжает он, — можно достигнуть не повторением правил и наставлений и еще менее того одною заботой о распространении умственного образования, а ежедневным упражнением высших ощущений духа и борьбою с низшими ощущениями. Способ к этому один: содержать людей в строгом подчинении порядку общественной жизни, чтобы всякое его нарушение неизбежно отзывалось злом, а соблюдение его — благом для всякого человека. В этом, и только в этом одном состоит национальное воспитание».
Религиозность и любовь к отечеству и своему народу имеют громадное и самое благотворное значение в воспитании. Они препятствуют развитию грубой чувственности, расчета и себялюбия, нравственно возвышают человека, располагают к добру, к самопожертвованию, возбуждают в нем жажду к знаниям и полезной общественной деятельности. Наоборот, с охлаждением религиозности и ослаблением чувства национальности и любви к отечеству развивается холодная расчетливость, грубое, животное себялюбие.
Если школы не будут воспитывать своих учеников, то за это дело охотно возьмутся другие. Впрочем, эти другие уже и взялись и ведут свое дело, кажется, довольно успешно, увлекая и сбивая с пути не только учащуюся молодежь, но и седых старцев, не только детей, но и отцов.
Подведем итоги всему сказанному. Школы высшие, средние и низшие, казенные и частные суть учреждения национальные. Наша школа должна быть истинно русской школой, национальной, а не космополитической. Она должна не только обучать детей и юношей, но и правильно воспитывать их, приготовлять для России преданных ей, надежных и верных граждан, способных с пользою и бескорыстно служить ей. Таковы жизненные задачи школы, имеющей в виду благо русского народа и государства.

Публикация и предисловие В.Ф.Козлова

 

 
istanbul escort aksaray escort arnavutköy escort ataköy escort avcılar escort avcılar türbanlı escort avrupa yakası escort bağcılar escort bahçelievler escort bahçeşehir escort bakırköy escort başakşehir escort bayrampaşa escort beşiktaş escort beykent escort beylikdüzü escort beylikdüzü türbanlı escort beyoğlu escort büyükçekmece escort cevizlibağ escort çapa escort çatalca escort esenler escort esenyurt escort esenyurt türbanlı escort etiler escort eyüp escort fatih escort fındıkzade escort florya escort gaziosmanpaşa escort güneşli escort güngören escort halkalı escort ikitelli escort istanbul escort kağıthane escort kayaşehir escort küçükçekmece escort mecidiyeköy escort merter escort nişantaşı escort sarıyer escort sefaköy escort silivri escort sultangazi escort suriyeli escort şirinevler escort şişli escort taksim escort topkapı escort yenibosna escort zeytinburnu escort porno 1080p porno izle 4k porno izle 720p porno izle abella danger alman alman porno alman porno izle aloha tube porno amatör amatör porno amatör porno izle anal anal porno anal porno izle arap porno asa akira porno asyalı porno bangbros porno bangbros porno izle banyoda sikis başörtülü porno beeg porno izle beyaz tenli porno izle biseksuel porno izle bisexsuel porno brandi love porno brazzers brazzers porno izle canli porno canli porno izle çinli porno çinli porno izle ensest porno ensest porno izle ensest seks erotik porno erotik porno izle esmer porno esmer porno izle etek altı fake agent fake taxi fake taxi porno fantazi pornoları fantezi porno izle fetiş porno fetiş porno izle fetish fransız porno fransız porno izle full hd hg porno izle gangbang porno genç kız porno izle genç kız sikişi genç teen porno izle gizli çekim porno gizli çekim pornosu grup pornosu grup porno grup porno izle hd pornolar hd porno hd porno izle hemşire porno hemşire pornosu hizmetçi porno hizmetçi porno izle ingiliz porno japon pornoları japon porno kızlık bozma kızlık bozma porno izle konulu porno konulu porno izle koreli porno köylü pornoları kumral porno kumral porno izle latin pornoları latin porno latin porno izle lezbiyen pornoları lezbiyen porno lezbiyen porno izle lisa ann porno liseli pornoları liseli porno liseli porno izle manken porno manken porno izle masaj porno izle masturbasyon porno izle masturbasyon pornoları mature porno mia khalifa porno mia malkova porno milf porno izle mobil porno mobil porno izle öğrenci porno izle öğretmen porno izle okul porno izle olgun kadın pornosu olgun porno oral porno oral porno izle oral seks porna izle pornhub pornhub porno izle porno film izle porno indir porno izle porno resimler porno star porntube porno izle redtube redtube pornoları riley reid porno rokettube rus pornoları rus porno rus porno izle sakso blowjob porno izle sarışın pornoları sarışın porno sarışın porno izle sarışın pornoları sekreter porno shemale sikiş sikiş sikiş izle şişman porno siyahi pornoları suriyeli pornoları swinger porno tecavüz porno teen porn türbanlı pornoları türbanlı porno türk pornoları türk porno türk porno izle türkçe altyazılı porno türkçe altyazılı porno izle xhamster pornoları xhamster porno xhamster porno izle xnxx xnxx porno xnxx porno izle xvideos xvideos porno izle yaşlı porno yeşilçam porno izle youjizz youporn youporn porno izle zenci porno güvenilir bahis siteleri bahis siteleri casino deneme bonusu casino siteleri deneme bonusu para yatırma bonusu bahis siteleri casino siteleribahis sitesi para yatırma