Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
31.01.2020
Исследовать, восстановить, сберечь Автор: Ксения Александровна Смирнова
Храм Ильи Пророка в Черкизове.
Работы здесь еще непочатый край… №2 (350) Февраль 2020 Подписаться

Храм Спаса Преображения Господня в Богородском. Фотография 2015 года

Сегодня наблюдается заметный рост исследовательского интереса к историческим некрополям как к части культурного наследия страны. В связи с этим все более актуальными становятся вопросы их изучения, сохранения, мемориализации, возрождения. К сожалению, сегодня кладбище большинством граждан воспринимается лишь в качестве места, где мы скорбим о потере близких. По большому счету, конечно, так и есть, но стоит задуматься и о том, что на кладбище покоится не один конкретный человек, а множество людей, среди которых могут быть видные деятели истории и культуры. Утратив могилы, предав забвению имена этих людей, мы утратим связанные с ними страницы нашего прошлого. К сожалению, подобное ныне нередко происходит. Многие захоронения или даже целые исторические кладбища уже безвозвратно потеряны, другие же мы можем потерять, если ничего не предпримем для их сбережения. В свое время академик С. О. Шмидт говорил: «Проблема “исторический некрополь”, конечно, не может ограничиваться задачами научного характера. Это — сфера нравственной культуры. Забвение памяти об ушедших из жизни и местах их упокоения не может не тревожить тех, кто думает о будущем нашего общества, о возрождении нашего духа… Воспитание почтения к кладбищам должно входить необходимейшим элементом в воспитание историей»1.

На наш взгляд, в деле сохранения исторического наследия — в частности, некрополя — следует объединиться ученым и общественности. Работы здесь хватит всем, ведь каждое отдельное захоронение несет в себе информацию (иногда являясь единственным существующим ее источником), нужную краеведам, историкам, некрополистам, искусствоведам, специалистам в области генеалогии и так далее.

Мы расскажем о двух московских исторических некрополях — Черкизовском и Богородском, расположенных в одноименных районах Восточного административного округа. Сегодня эти кладбища являются городскими и действующими закрытого типа (доступны родственные подзахоронения, и можно приобрести участки под родовое захоронение на аукционах правительства Москвы).

* * *

Черкизово — древнейшая часть современного района Преображенское на востоке Москвы — когда-то представляло собой сельскую окраину. Предположительно первым владельцем села являлся выходец из Золотой Орды царевич Серкиз (Черкиз), в крещении Иван. От него Черкизово и получило название. Впервые село упоминается в 1378 году в духовной митрополита Московского Алексия, завещавшего Черкизово Чудову монастырю. Однако исследователь А. В. Бугров указывает на версию о подделке грамоты во второй половине XV века и говорит следующее: «С большим основанием мы можем лишь утверждать, что Черкиз или Серкизовы были его (села. — К.С.) ранними владельцами и что во второй половине XV века оно действительно было во владении Чудова монастыря»2. Изначально Черкизово — это небольшое селение, располагавшееся на возвышенном берегу речки Сосенки неподалеку от древней Стромынской дороги (ныне в пределах Черкизова — Большая Черкизовская улица), которая вела через село Стромынь к Юрьеву-Польскому и во Владимиро-Суздальское княжество. В Черкизове на берегу пруда владыка Алексий основал архиерейскую резиденцию московских митрополитов с деревянной церковью пророка Илии. Позднее (1758–1760) митрополитом Московским и Калужским Тимофеем (Щербатским) здесь было создано подворье — Митрополичья дача — с крестовым храмом. Здание дачи капитально перестраивалось при митрополите Московском и Коломенском Иннокентии (Вениаминове) (1797–1879), а обновленный храм в 1877 году освятили в честь святителей Алексия митрополита и Иннокентия Иркутского. Дача существовала автономно от Черкизова и Ильинской церкви.

В Смутное время село подверглось разорению, а церковь сгорела. Ее восстановили к 1646 году, освятили в 1690-м. В документах 1701 года находим описание церкви: «Каменная во имя пророка Илии, да в приделе Алексия митрополита с трапезою <…> в алтаре две оконницы, да в церкви одна оконница стеклянные <…> да в трапезе в окнах три оконницы стеклянные; печь муравленая, да на трапезной стене колокольня каменная, а на ней пять колоколов»3. Церковь неоднократно меняла свой облик. Так, например, в 1820-х годах к ней были пристроены четыре боковые главки, а в конце XIX века их снесли. Тогда же церковь обрела первоначальный вид: старую колокольню заменили новой в «русском стиле».

В начале XX столетия в Черкизове появился еще один храм — Введенский. Интересна и необычна его судьба. Заложен он был в 1913 году, освящен в революционном 1918-м и просуществовал всего 16 лет (снесен в 1934-м)4. Ильинская же церковь никогда не закрывалась, а вот Архиерейский дом резиденции-дачи московских митрополитов пережил несколько пожаров и в 1990-х годах сгорел окончательно. В 2000-х в церкви и в доме причта провели ремонтно-восстановительные работы, воссоздали (правда, без сходства с оригиналом) и деревянный дом архиерейской резиденции — «Дом святителя Иннокентия» — и там же обустроили храм в его честь.

Еще с древних времен в Москве было принято хоронить усопших возле приходских храмов. Так в ограде Ильинской церкви сформировалось кладбище. Черкизовский некрополь — самый маленький (площадь 0,41 гектара) и один из самых старых из сохранившихся в Москве. О нем в 1910-х годах знаток московских кладбищ А. Т. Саладин писал: «Около версты от заставы с левой стороны блестит большой пруд, а за ним на холме рядом с митрополичьим поместьем стоит небольшая церковь. Вокруг этой приходской церкви расположилось маленькое кладбище, весьма интересное как пережиток того времени, когда в Москве около каждой приходской церкви было свое кладбище. <…> Родные и знакомые, посещая церковь каждый праздник, заглядывали на могилки, а духовенству было близко и удобно служить панихиды»5. Современный адрес кладбища: улица Большая Черкизовская, 17.

Из существующих здесь надгробий самые ранние датируются серединой XIХ века. Пожалуй, наиболее известная среди прочих и посещаемая — расположенная сразу при входе в ворота с правой стороны за оградой могила московского юродивого, местночтимого святого Ивана Яковлевича Корейши (1783–1861). Рядом покоится диакон Никифор, клирик Ильинской церкви — муж племянницы Корейши. В свое время А. Т. Саладин так описал захоронение юродивого: «Два креста под защитной кровлей на опрятных, покрытых живыми цветами холмиках. Литая дощечка на простом желтом кресте показывает, что здесь погребен “Иван Яковлевич Корейша, родился 1783 г. 8 сент., скончался 1861 г. 6 сент. в Московской Преображенской больнице”»6.

Скажем несколько слов об Иване Яковлевиче. Родился он в Смоленске в семье священника. С 1796 по 1803 год учился в Смоленской духовной семинарии, затем поступил в Московскую духовную академию (МДА), но не окончил ее. С 1806 года странствовал по святым местам, возвратившись на родину, стал вести отшельническую жизнь. Позднее был замечен в не совсем обычном поведении, за что его отправили в московскую Преображенскую психиатрическую больницу, где он прожил около 50 лет. В больнице И. Я. Корейша имел отдельную комнату. «Стены ее были уставлены иконами, стоял большой подсвечник, на котором приходящие ставили свечи»7. Образ Корейши выведен в произведениях Ф. М. Достоевского («Бесы»), Н. С. Лескова («Маленькая ошибка»). До сих пор на его могиле много цветов, в начале нынешнего столетия появилось новое надгробие.

Особенностью Черкизовского кладбища является то, что на нем вблизи церкви сосредоточено большое число захоронений местного духовенства, а также настоятелей и священнослужителей других храмов — близлежащих и даже весьма отдаленных. Это связано прежде всего с тем, что Ильинская церковь единственная в обширном районе все время оставалась действующей.

Из настоятелей Ильинской церкви за ее алтарем покоятся: иерей Иоанн Иерофеевич Знаменский («Священствовал при сей <…> церкви 18 л. / скончался 23 февраля 1874 года»); протоиерей Павел Дмитриевич Смирнов (1831–1903) — настоятель в 1879–1903 годах8; протоиерей Василий Ефимович Руднев (1855–1932) — настоятель в 1903–1910 годах; протоиерей Павел Стефанович Соколов (1856–1929); протоиерей Сергий Петрович Орлов (1870–1919), переведенный сюда из Орехова-Зуева не ранее 1897 года. Известно, что отец Сергий поселился вместе с семьей в деревянном доме недалеко от церкви на Штатной Горке, 4 (дом снесен в 1972 году при расширении Большой Черкизовской улицы). В 1919 году он заболел тифом; в одной могиле с ним похоронена его супруга Ольга Алексеевна (1876–1921). Также из местного духовенства за алтарем покоятся: протодиакон Иоанн Георгиевич Георгиевский (1873–1933) — погребен вместе с супругой и сыновьями; протодиакон Николай Ильич Ильин (1877–1940), служивший в 1935–1940 годах; протоиерей Сергий Всеволодович Любимов (1888–1943); митрофорный протоиерей Николай Владимирович Дмитриев (1930–2009) — настоятель в 1995–2003 годах (с 2003 года — почетный настоятель). Родом отец Николай был из Орджоникидзе (Владикавказ), из казачьей семьи. В 1948 году поступил в Ставропольскую духовную семинарию. Прошел срочную службу в Чечне и Дагестане, после продолжил учебу в Московской духовной семинарии (МДС). Служение начал диаконом в Успенском храме Новодевичьего монастыря. В 1985 году возведен в сан протоиерея. Состоял в клире Знаменского храма в Переяславской слободе (недалеко от Рижского вокзала), являлся настоятелем Никольского храма в Западном Бирюлеве. Местами служения о. Николая были также храмы и миссии в Германии, Иерусалиме, США, Японии. Скромный металлический крест стоит на могиле протоиерея Андрея Николаевича Левшинского (даты жизни не указаны).

За алтарем Ильинской церкви похоронены и не служившие в ней священники: протоиерей Павел Максимович Руднев (1828–1889) — иерей Покровской церкви города Саратова (надгробие белого мрамора в форме аналоя с раскрытым Евангелием и крестом — нередко встречающаяся форма надмогильного памятника на захоронениях второй половины XIX века); протоиерей Петр Иванович Голубев (1867–1943) — священник Богоявленского собора в Елохове; митрофорный протоиерей Петр Алексеевич Миртов (1869–1925) — воспитанник Киевской духовной академии, писатель, редактор нескольких журналов; протоиерей Димитрий Иванович Цветков (1855–1939) — настоятель Введенского храма. О каком Введенском храме речь? На основании архивных документов9 удалось выяснить, что отец Димитрий возглавлял приход снесенной в 1930-х годах Введенской церкви в Семеновской слободе, которая находилась на Введенской площади (ныне — площадь Журавлева).

Отметим еще одно захоронение со стороны алтаря, но в глубине кладбищенского участка — монахини Зиновии (1870–1940). Кроме имени и дат рождения и смерти, других сведений о ней на проржавевшей металлической табличке нет. Но здесь указаны имена еще двух погребенных — Н.У. Шаховой (1868–1921) и И.(?) Шахова (?)10. Общая табличка, возможно, свидетельствует о родственной связи монахини Зиновии с Шаховыми. Обратим внимание и на сам памятник — старое надгробие, по форме напоминающее стилизованную часовню. Табличка прикреплена к поверхности, на которой обычно вырезались надписи: не исключено, что надгробие использовано вторично. В той же ограде находится еще несколько памятников разной стилистики, но опять-таки напоминающих часовню, на одном из них — надпись начала ХХ века (фамилия похороненного — Михайлов), а также две современные плиты (последняя — 2004 года, фамилии разные). Было ли это когда-то родовым захоронением, связаны ли перечисленные памятники (и погребенные) между собой? Вот интереснейшие вопросы, которые могут стать предметом отдельного исследования.

С северной стороны Ильинской церкви находится захоронение митрофорного протоиерея Алексия Павловича Соколова (1880–1949) — сына вышеупомянутого протоиерея П. С. Соколова. Он настоятельствовал здесь в 1920–1930 годах. В 1930-м его арестовали и сослали в Кустанай на пять лет. Во время Великой Отечественной войны отец Алексий вернулся к священническому служению в Елоховском Богоявленском соборе, а в 1948 году был вновь переведен в Ильинскую церковь. Похоронен с женой Анной Васильевной Соколовой (1885–1942) и дочерью Валентиной Алексеевной Олисевич (1911–1947)...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 2 (350) Февраль 2020 В этом выпуске :
Четыре дома-старожила Из истории улицы Большая Полянка
Салон на Басманной и его хозяйка Памяти Екатерины Гавриловны Левашовой (1803–1839)
Работы здесь еще непочатый край… Черкизовское и Богородское исторические кладбища Москвы: проблемы изучения и охраны
Два пастыря Ратное служение православного духовенства Российской империи
Иван Иванович Рерберг (1869–1932)* К 150-летию со дня рождения \r\n
Полиция, мода, спорт… Из жизни московских блюстителей порядка второй половины XIX века
Московские художники-анималисты XX — начала XXI века Биографические заметки