Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
29.04.2022
К 77-летию великой победы
Автор: Лариса Ефремовна Колесникова
Фрагмент резьбы
Мемориальный комплекс советским воинам в Трептов-парке №5 (377) Май 2022 Подписаться

Часть мозаичного панно, где дважды изображен И.С. Одарченко

Покоряя страны и континенты, Гитлер не сомневался в своей окончательной вселенской победе. Он мечтал о полной перестройке Берлина, которому под новым названием «Германиа» предстояло стать будущей столицей мира. Выполнить проект перестройки поручалось личному архитектору Гитлера А. Шпееру. В числе прочих циклопических объектов в центре города планировалось возвести величественное здание новой Рейхсканцелярии в ансамбле с Дворцом фюрера, включавшим частные апартаменты, которые по роскоши и помпезности должны были превзойти все известные в прошлом и настоящем монаршие резиденции. Для этого ансамбля в 1939 году разработали чертежи, сделали макеты. Начался снос многочисленных строений в центре Берлина. Тогда же приступили к заготовке гранита в Италии и в странах Скандинавии. Гранитные глыбы свозились в район стоящего на Одере города Фюрстенберг и там складировались. Об этом хранилище знали немногие.

Мечты фюрера, как известно, не осуществились. В 1943 году в прессе появилась информация: на Одере обнаружен тайник с гранитом, предназначенным для строительства «памятника Гитлеру». Эти публикации нашли отражение в сатирическом «Окне ТАСС» № 810 от 23 сентября. Эпиграфом к плакату послужили строки газетного сообщения: «Для памятника Победы в Берлине был заказан в Швеции гранит. Теперь заказ этот аннулирован». Художник Б. Е. Ефимов изобразил гранитную глыбу, затянутую паутиной. Мимо нее бежит Гитлер, спасающийся от настигающих его русских штыков. С недоумением спрашивает его Геббельс: «Мой фюрер, а что делать с гранитом, из которого мы хотели высечь твой памятник?» Гитлер: «Не надо, уже высекли!»

* * *

Памятник в немецкой столице все-таки появился — но увековечил он победу СССР, а не фашистской Германии. Это был монумент «Солдат-освободитель» в составе мемориала павшим в битве за Берлин советским солдатам в Трептов-парке. На его сооружение потребовалось в числе прочего 46 000 квадратных метров гранитной облицовки. Вот тут-то и пригодился гранит, припасенный для Дворца фюрера.

Величественный мемориал открылся 8 мая 1949 года. Скульптура изображает советского солдата: одной рукой он держит спасенную им немецкую девочку, в другой его руке — меч, сокрушающий поверженную фашистскую свастику.

Идея памятника принадлежала Маршалу Советского Союза К. Е. Ворошилову. Объявили конкурс, в котором участвовало 33 проекта. Победил проект скульптора Е. В. Вучетича и архитектора Я. Б. Белопольского...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 5 (377) Май 2022 В этом выпуске:
Мемориальный комплекс советским воинам в Трептов-парке История создания и день сегодняшний
«Неколебимо и стойко…» Битва за Москву: к событиям на Малоярославецком направлении (8–30 октября 1941 года)
Московский чудак Суворов Суворовское военное искусство: истоки и смыслы
Встреча в Царицыне О чем рассказала старинная фотография
«Время течет все своим чередом…» Письма Веры Николаевны Муромцевой (1881–1961) к Надежде Дмитриевне Иловайской (1882–1904)
Фондовая коллекция Музея Москвы Краткий обзор
Партизаны Великой Отечественной О фильме режиссера В.Н. Беляева «Народные мстители» (1943) — первой советской полнометражной документальной ленте, посвященной партизанскому движению