Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
30.09.2021
Собиратели
Автор: Ольга Борисовна Полякова
Московский городской народный университет имени А.Л. Шанявского
«Тонкий вкус, художественный опыт, верность глаза» №10 (370) Октябрь 2021 Подписаться

Константин Федорович Юон

Экономист, социолог, теоретик сельского хозяйства А. В. Чаянов по складу ума и разнообразию научных интересов принадлежал к типу людей, которых называют энциклопедистами. Помимо перечисленного, он занимался философией, математикой, политэкономией, археологией, проблемами высшего образования, а также являлся автором фантастических повестей, по мнению литературоведов, продолжающих традиции М. Сервантеса, Э. По, Э. Т. А. Гофмана и предвосхитивших прозу М. А. Булгакова. Здесь я хотела бы рассказать о гораздо менее упоминаемой исследователями собирательской и искусствоведческой деятельности Александра Васильевича.

* * *

Малая родина Чаяновых — город Кохма Владимирской губернии (ныне — Ивановская область). Отец будущего ученого, крестьянин по происхождению, работал на ткацкой фабрике в Иваново-Вознесенске. Став со временем компаньоном хозяина, он открыл собственное дело и переехал с семьей в Москву. Там Александр окончил частное реальное училище К. П. Воскресенского, затем Петровскую сельскохозяйственную академию, где учился у профессоров Д. Н. Прянишникова и А. Г. Дояренко.

В 1911 году Чаянов начал читать курс лекций «География и история хозяйственного быта» в Московском городском народном университете имени А. Л. Шанявского, а после завершения лекционного курса отправился в годичную заграничную командировку (Англия, Франция, Германия, Швейцария), в ходе которой совершенствовал свои познания в области не только агрономии, но и европейской культуры. На родине он посещал класс живописи художника К. Ф. Юона, участвовал в работе научно-просветительских обществ, в том числе являлся одним из учредителей Русского общества друзей книги. Собственная его библиотека начитывала более 5 тысячи томов (в советское время она была взята под охрану государством, чтобы не допустить стихийной «национализации»).

С годами Чаянов превратился в отменного знатока искусства и антиквариата. Приобретенные за границей знания стали хорошим подспорьем для него как для собирателя, интересующегося главным образом гравюрами, бронзой, иконами и старыми книгами. С точки зрения краеведа Вл. Б. Муравьева, «коллекционируя произведения изобразительного искусства, Чаянов не ограничивается собирательством (по правде говоря, он никогда не располагал для этого большими средствами), он изучал историю искусства, а также историю и психологию коллекционирования».

Так или иначе, Александр Васильевич смог собрать ценнейшую коллекцию. Забегая вперед, скажем, что частично она попала в ГМИИ им. А. С. Пушкина, но большинство предметов сгинули после ареста и последующего расстрела ученого в Алма-Ате (1937). Кое-что Чаянов передавал музеям при жизни. До нас дошло, например, его письмо к хранителю Отделения изящных искусств и классических древностей Румянцевского музея Н. И. Романову от 30 апреля 1919 года с просьбой принять в дар картину «Долина Рейна». При этом даритель ставил два условия: «1) хранить [холст] в открытых, а не закрытых залах, 2) при фотографировании картины прислать мне <…> открытку».

* * *

Александр Васильевич активно выступал за сбережение и пополнение национального культурного фонда. В марте 1918 года его избрали председателем просветительской секции Комитета охраны памятников, задачей которой стал сбор сведений о произведениях искусства, могущих путем перепродажи навсегда оказаться за пределами России. В результате удалось предотвратить черный экспорт произведений Дж. Б. Пиранези, Д. Рекка, А. Г. Венецианова, О. А. Кипренского, В. Э. Борисова-Мусатова и других выдающихся художников; возвращенные полотна передали Румянцевскому музею и Третьяковской галерее.

Деятельность Чаянова на ниве охраны отечественного культурно-исторического наследия нашла живой отклик у известного искусствоведа, историка, основателя Общества изучения русской усадьбы В. В. Згуры. В РГАЛИ хранится их переписка, пока не опубликованная...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 10 (370) Октябрь 2021 В этом выпуске :
«Будущее — единственная наша цель!» О творчестве московских художников-конструктивистов 1920-х годов
«Тонкий вкус, художественный опыт, верность глаза» Александр Васильевич Чаянов (1888–1937) как искусствовед и коллекционер
Русский железобетон: начало О выдающемся инженере и ученом Артуре Фердинандовиче Лолейте (1868–1933)
Великокняжеский доктор О военном медике Николае Андреевиче Форбрихере (1848–1917)
Память о моряках Сенявиных в Москве Историко-мемориальный очерк
Москва Осипа Мандельштама К 130-летию со дня рождения поэта
Очерки истории Московского метрополитена Архитектурно-художественный аспект