Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
30.09.2021
Рассказы из прошлого
Автор: Леонид Михайлович Видгоф
Гостиница «Метрополь» после октябрьских боев в 1917 году
Москва Осипа Мандельштама №10 (370) Октябрь 2021 Подписаться

Сухаревка. 1924 год.

В 2021 году исполняется 130 лет со дня рождения Осипа Мандельштама. Его жизнь была тесно связана с Москвой; Москва разносторонне представлена в его творчестве, причем в «московской» теме нашли яркое воплощение представления Мандельштама об исторической судьбе России и понимание поэтом своего места в жизни страны. Но прежде чем обратиться к московскому сюжету в жизни Мандельштама, необходимо к нему «подойти», а для этого потребуется некая вступительная часть.

Осип Эмильевич Мандельштам — один из самых значительных русских поэтов ушедшего века. Он входит в так называемую «великую четверку» наряду с Борисом Пастернаком, Мариной Цветаевой и Анной Ахматовой. Каждый из этого великолепного квартета своеобразен и не похож на других. Уравнивает их только мощь поэтического гения. Нет никакого сомнения, что Мандельштам принадлежит к числу самых значительных поэтов не только России, но и XX столетия вообще. Он никогда не стремился быть авангардистом, но его творчество открывало новые пути в русской поэзии. Он умер в конце декабря 1938 года в пересыльном лагере, который находился на самой восточной окраине Советского Союза, под Владивостоком, у Тихого океана. Так закончилась его жизнь, а родился Осип Мандельштам в 1891 году, в начале января, на другой, западной, окраине бывшей империи, в Варшаве (Польша тогда была частью Российского государства). О начале своей жизни поэт написал в «Стихах о неизвестном солдате» (1937–1938):

Я рожден в ночь с второго на третье

Января в девяносто одном

Ненадежном году, и столетья

Окружают меня огнем1.

Но детство в Варшаве он не провел: семья вскоре переехала под Петербург, в Павловск, а потом и в столицу, и именно Петербург поэт всегда считал своей родиной. Это был город, в котором прошли его детство и юность, с Петербургом теснейшим образом связана и его поэзия, особенно ранняя. Мандельштам родился в еврейской семье. Отец его, Эмилий Вениаминович, был специалистом в кожевенном деле, занимался производством перчаток. В течение некоторого времени дела отца шли хорошо, он был купцом 1-й гильдии (что, собственно, и позволило ему с семьей поселиться в Петербурге: в царской России евреи могли жить только в строго определенных местах, в число которых ни столица империи, ни Москва не входили; но на предпринимателей и торговцев, имевших определенный уровень состояния, и на лиц с высшим образованием эти ограничения не распространялись). Позднее материальное положение семьи ухудшилось. Интересы отца торговлей не ограничивались. В детстве он учился в еврейской школе, мог со временем стать раввином, но бросил школу и уехал в Германию, где увлекся немецкой литературой, Гёте и Шиллером, и философией. Так что немецкий язык был в определенной мере знаком будущему поэту с детства. Надо заметить, что отец даже писал какие-то сочинения философского плана на немецком языке, которые до нас, к сожалению, не дошли. Мать поэта, Флора Осиповна, была одаренной музыкантшей, и любовь к музыке Осип Эмильевич унаследовал в первую очередь от нее. Но не только к музыке: именно матери он обязан также первоначальным знакомством с русской литературой, поэзией и прозой. Вообще семья Мандельштамов принадлежала к ассимилированному еврейству. В доме говорили в основном на русском; языка европейских евреев, идиша, Мандельштам не знал. Его пытались обучать древнееврейскому языку, но это обучение не было систематическим. В детские годы Мандельштам воспринимал свое еврейское происхождение и наследство как нечто ему чуждое (позднее отношение к этому изменится); его естественной культурой стала русская культура, а зримым выражением этой культуры — великолепный блистательный Петербург.

В 1899 году, в возрасте девяти лет, мальчик поступил в Тенишевское училище. Это было одно из самых лучших тогда средних учебных заведений России. Оно было основано князем Вячеславом Тенишевым, удачливым предпринимателем, человеком либеральных убеждений. В училище принимали без всяких сословных, национальных или религиозных ограничений, в нем царила атмосфера свободы, поощрялись творчество учащихся и дух исследования. Среди педагогов были люди выдающиеся, в частности, русскую литературу преподавал поэт Владимир Васильевич Гиппиус — человек, чьи уроки и общение с которым значили для Мандельштама очень много. Яркий образ В. Гиппиуса Мандельштам позднее нарисовал в автобиографической прозе «Шум времени» (нельзя не сказать, что Мандельштам не только великий поэт, но и чрезвычайно своеобразный и тонкий прозаик). Отметим, что из Тенишевского училища вышел целый ряд замечательных деятелей культуры; среди них — один из крупнейших писателей XX века Владимир Набоков, видный литературовед Виктор Жирмунский, писатель, проведший многие годы в сталинских лагерях, автор книги «Погружение во тьму» Олег Волков, замечательный художник, друг Мандельштама Лев Бруни. Подобно многим юношам своего времени, в годы обучения в Тенишевском училище Мандельштам увлекается революционными идеями, читает Маркса, Карла Каутского и русских социалистов разных направлений.

В 1907 году Мандельштам окончил Тенишевское училище. Родители, обеспокоенные его революционными увлечениями, отправляют сына учиться в Париж. В Сорбонне с ноября 1907 по май 1908 года он изучает старофранцузскую поэзию, увлекается Франсуа Вийоном (этот французский поэт останется навсегда одним из самых близких Мандельштаму), посещает лекции известных филологов и философа Анри Бергсона, будущего лауреата Нобелевской премии. Книга Бергсона «Творческая эволюция» оказала сильное и долговременное влияние на мировоззрение Мандельштама. Юноша посещает Италию и Швейцарию. В 1909–1910 годах обучение в Европе было продолжено: Мандельштам занимается романской филологией в немецком Гейдельбергском университете (на доме, в котором он жил в студенческое время, установлена мемориальная доска). Большое впечатление на него производит европейская средневековая архитектура, особенно французская и немецкая готика. Мандельштам всегда воспринимал мир как некое сложное единство, имеющее развитую структуру и построенное по законам разветвленной иерархии. Этим привлекал его в юности и марксизм с его четким анализом общественных сил и отношений. Образцом такой сложной структуры, где все части необходимы, уравновешивают друг друга и все вместе создают великолепное по красоте единство, виделся Мандельштаму готический собор. Принципы готической архитектуры Мандельштам воспринимал в качестве образца для настоящего искусства вообще — во всяком случае, для такого искусства, которое ему было близко. Аналогом готики в литературе для него была «Божественная комедия» Данте. Принципы готики виделись ему также в качестве модели для желательного общественного устройства: здоровое общество должно быть сложной постройкой взаимоуравновешивающих сил, а не жесткой тоталитарной структурой.

Мандельштам знал и любил не только европейскую архитектуру, но и французскую, немецкую и итальянскую поэзию и музыку — Гёте, Гёльдерлина, других немецких писателей, французских поэтов Бодлера и Верлена, живопись импрессионистов. Позднее, в 1932 году, он написал стихотворение «К немецкой речи», где именует бога поэзии «бог Нахтигаль» (соловей); этот образ отсылает читателя к стихотворению Гейне «В начале был соловей…». Что касается музыки, то среди любимых композиторов Мандельштама были Моцарт, Бах, Бетховен, Брамс и Шуберт.

В Европе Мандельштам начинает писать первые по-настоящему сильные стихи. Он оставляет навсегда политику ради поэзии.

Мандельштам возвращается на родину, в Петербург. В 1910 году, когда ему было 19 лет, его стихи были впервые опубликованы на страницах модного и влиятельного журнала «Аполлон». Мандельштам хотел продолжить обучение в Петербургском университете, но это было нелегко сделать: количество лиц иудейского вероисповедания не должно было превышать в столичном университете три процента. Национальность роли не играла, в расчет принималась только религиозная принадлежность. Мандельштам принял христианство: он крестился в Финляндии, в Выборге, стал методистом (одна из ветвей протестантства). Хочется подчеркнуть, что Мандельштам стал христианином не только для поступления в университет. Это, несомненно, имело значение, однако он никогда не переменил бы веру, если бы это противоречило его убеждениям. Но иудаизм в то время был ему чужд, он чувствовал себя принадлежащим к христианской культуре, понимая ее широко: для него и католицизм, и православие, и протестантство составляют одну общую христианскую цивилизацию. В 1911 году он поступил на отделение романских языков историко-филологического факультета Петербургского университета. Учился неровно и не слишком прилежно: первый план в его жизни прочно занимала поэзия.

В это время (1909–1911) Мандельштам знакомится с рядом молодых поэтов, наиболее близкими среди которых для него становятся Николай Гумилев и его супруга Анна Ахматова. Их объединил, в частности, бунт против господствовавшего тогда в русской поэзии символизма. Это тема сложная, но сказать по этому поводу несколько слов необходимо. Символисты были людьми, настроенными в большинстве мистически. Они рассматривали жизнь как некое отражение иного мира или иных миров. Поэзия, с их точки зрения, близка религии в том смысле, что стихи — это своего рода священный язык. Задача поэта — передать в своем творчестве мистические переживания, попытаться выразить это тайное присутствие иного, высшего мира в земной реальности. Но это можно сделать только с помощью символического языка, так как присутствие высшей реальности в человеческой жизни невозможно описать рациональным образом. Это сфера не логики, а тонких эмоций, глубокого мистического переживания и самопогружения.

Гумилев, Ахматова и Мандельштам выступили против символизма, когда он уже переживал кризис. Стихи символистов стали превращаться в набор туманных и расплывчатых символов. Из них стала уходить плоть живой реальности. Мандельштам, Гумилев и Ахматова никак не отрицали религиозную и мистическую сторону человеческой жизни. Все трое были люди христианских убеждений (Гумилев и Ахматова — православные). Но они полагали, что не дело поэта подменять собой священника. В религию не надо играть. Это — область глубоко личных переживаний, которые нельзя превращать в профессию в литературе. Поэт не должен подменять собой пророка и святого, он к этому не призван и не имеет на это права. Его задача — передать в стихах опыт своей жизни (не исключая и религиозную сферу) и нарисовать свою картину мира; надо стремиться к тому, чтобы жизнь была отражена в поэзии в эстетически безупречной форме. Надо вернуться к полноте и яркости жизни, заявляли акмеисты (в качестве «учителей» они выбрали Шекспира, Рабле, Вийона и Т. Готье). В сущности, это был бунт против крайностей и вульгаризации символизма. Новое направление получило название «акмеизм», от греческого слова «акме» — «расцвет, зрелость, вершина, острие».

В 1913 году выходит первая книга стихов Мандельштама «Камень». Название не случайно: камень — символ прочности, конструктивного строительства, расчета и ремесла в искусстве; камень лежит в основе развитой сложной архитектуры, а без архитектуры нельзя представить богатую культуру.

В начале Первой мировой войны Мандельштам был увлечен общим патриотическим чувством, что, впрочем, ни в каких кровожадных призывах никогда не выражалось. Гумилев ушел на фронт добровольцем. Но война затянулась; все более ясным становилось общее безумие массового бессмысленного истребления. В это время Мандельштам знакомится в Крыму с Мариной Цветаевой. Она родилась в 1892 году; когда они познакомились, ей было 23 года, а Мандельштаму — 24. Знакомство переросло в любовь, и всю первую половину 1916 года Мандельштам периодически приезжал из Петрограда в Москву к Цветаевой. Цветаева, чья мать происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была германофилкой, очень любила немецкую поэзию и музыку. К этому времени и Мандельштам никакого смысла в войне не видел. Он пишет в 1916 году стихотворение «Зверинец», в котором призыв к миру сочетается с прославлением итальянской речи и говорится, что «славянский и германский лён» растут из одного корня.

Роман с Цветаевой длился недолго, около полугода, но имел большое значение в жизни Мандельштама. Благодаря Цветаевой он увидел Москву, куда приехал впервые только в 25 лет. Москва была совершенно не похожа на Петербург, построенный в основном европейскими архитекторами. Петербург был европейским лицом России, Москва же сначала вызвала у Мандельштама неприятие и ощущение чего-то ему чуждого. Сложное отношение к Москве как к городу полуазиатскому останется у Мандельштама навсегда. Но это был город любимой женщины, Марины Цветаевой, и благодаря этой любви он принимает и Москву, увидев в ней культурное наследие Средиземноморья, которое для Мандельштама всегда было основой всей европейской цивилизации (Греция — Рим — Израиль). Как известно, Московский Кремль, сама крепость и соборы Кремля, были выстроены в конце XV — начале XVI веков под руководством группы итальянских архитекторов. Но храмы строили они в духе древнерусской архитектуры, привнося в нее черты итальянского Возрождения. Вот это сочетание русского и итальянского в архитектуре Кремля и было тем, что Мандельштам в Москве принял. Христианство, полученное от греков из Константинополя, привилось на русской почве, и это наследство, дополненное культурным взаимодействием России с Европой эпохи Возрождения и Нового времени, делает Россию европейской страной.

Цветаева открыла Мандельштаму непетербургскую Россию, и это была важная веха в биографии поэта, в первую очередь творческой...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 10 (370) Октябрь 2021 В этом выпуске :
«Будущее — единственная наша цель!» О творчестве московских художников-конструктивистов 1920-х годов
«Тонкий вкус, художественный опыт, верность глаза» Александр Васильевич Чаянов (1888–1937) как искусствовед и коллекционер
Русский железобетон: начало О выдающемся инженере и ученом Артуре Фердинандовиче Лолейте (1868–1933)
Великокняжеский доктор О военном медике Николае Андреевиче Форбрихере (1848–1917)
Память о моряках Сенявиных в Москве Историко-мемориальный очерк
Москва Осипа Мандельштама К 130-летию со дня рождения поэта
Очерки истории Московского метрополитена Архитектурно-художественный аспект