С.К. Зарянко. Портрет московского генерал губернатора графа Андрея Арсеньевича Закревского
Со времен образования США американское правительство считало Россию надежным союзником, а также долговременным торгово-экономическим партнером. В 1832 году государства заключили между собой торговый договор. Для защиты коммерческих интересов своих подданных обе стороны могли назначать «консулов, вице-консулов, агентов и комиссаров по собственному выбору с тем, что они пользоваться будут такими же правами и преимуществами, какими пользуются определенные в сих званиях [лица] от наиболее благоприятствуемых правительств»1.
Прежде всего консульства появились в крупнейших портовых городах, затем и в других экономических центрах. 6 мая 1857 года Министерство иностранных дел Российской империи доводило до сведения московского военного генерал-губернатора А. А. Закревского: «Государь император <…> высочайше повелеть соизволил: признавать гражданина Северных Американских Соединенных Штатов Франсиса Кластона американским консулом в Москве»2. Кластон пребывал в этой должности четыре года, после чего его сменил Джон Гаттершейдт (Гаттершейт). Его резиденцией стал дом купца Патрикеева на Лубянке, в 1-м квартале Мясницкой части.
Практика сложилась такая, что после назначения правительством США нового консула в Москву МИД Российской империи сообщал об этом местным властям. Генерал-губернатор должен был ответить, нет ли у него каких-либо возражений против новой кандидатуры, в связи с чем поручал полиции собрать сведения о кандидате и представить заключение о том, можно ли признать того официальным должностным лицом зарубежного государства. В случае благоприятного ответа градоначальника Сенат назначение утверждал...
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru