Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
10 (21) января 1775 года

На Болотной площади при огромном стечении народа казнили Емельяна Пугачева. Его приговорили к четвертованию, то есть к отсечению сначала конечностей и только потом — головы. Но палач почему-то поступил наоборот, чем облегчил участь казнимого. Поговаривали, что об этом негласно распорядилась Екатерина II, проявив таким образом милосердие к «Петру III».

12 января 1919 года

Состоялось торжественное открытие Московской горной академии — высшего учебного заведения Наркомпроса РСФСР для подготовки инженеров по специальностям: геологическая разведка, разведочная геофизика, нефтяник, шахтер, металлург. В 1930 году академию расформировали,
создав на ее основе шесть автономных институтов. Правопреемником МГА стал Московский
горный институт (ныне — Московский государственный горный университет).

12 (24) января 1873 года

В Москве родился Дмитрий Николаевич Ушаков — в будущем крупнейший лингвист, возглавивший работу над составлением фундаментального «Толкового словаря русского языка».

17 (30) января 1904 года

На сцене Московского художественного театра состоялась премьера «комедии в 4 действиях» А. П. Чехова «Вишневый сад». Спектакль прошел с триумфом. В данной связи любопытен отзыв о «Вишневом саде» И. А. Бунина, известного своими язвительными репликами в адрес многих собратьев по перу. Иван Алексеевич утверждал, что Чехов не знал русской усадьбы и что помещики никогда не разбивали «садов сплошь вишневых». Правдоподобным Бунину показался лишь образ старого слуги Фирса, «остальное <…> просто несносно».

21 января 1945 года

Вышло постановление Совета народных комиссаров № 128 «Об ознаменовании 220-летия существования Академии наук СССР», в котором, помимо прочего, речь шла о создании в столице нового ботанического сада. Спустя несколько месяцев на территории Останкинского лесопарка был основан Главный ботанический сад АН СССР. Позднее ему присвоили имя первого директора — ботаника и селекционера Николая Васильевича Цицина (1898–1980).

22 января 1967 года

Моссовет утвердил проект мемориального архитектурного ансамбля «Могила Неизвестного Солдата» в Александровском саду.

Московский журнал в соцсетях
30.09.2021
Труды и дни
Автор: Елена Максимовна Шухова
Арочные мостики в здании Верхних торговых рядов в Москве. Инженер А.Ф. Лолейт. Фотография 1893 года
Русский железобетон: начало №10 (370) Октябрь 2021 Подписаться

Железобетонный арочный мост на Всероссийской художественнопромышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Инженер А.Ф. Лолейт. Фототипия Шерер и Набгольц

«Гений, как передовой разведчик войска, нередко забегает слишком далеко вперед, занимает позиции, которыми не скоро в состоянии воспользоваться масса человеческая. Он предлагает часто слишком многое, слишком новое, за ним толпа следовать не может и, уморивши его голодом, ставит ему памятник много позже. <…> Но гений, как и природа, не может поступать иначе, чем поступает»1. Судьба А. Ф. Лолейта служит ярким подтверждением этих слов его старшего современника — инженера и философа техники П. К. Энгельмейера.

Во многом Лолейт был первооткрывателем. На глазах и при непосредственном деятельном участии Артура Фердинандовича прошла грандиозная эволюция, которую претерпели теория и практика железобетонного строительства в конце ХIХ — начале ХХ столетия. Созданную им «новую теорию железобетона, приближающую расчет железобетонных конструкций к их истинной работе и дающую экономию», признали «не только у нас, но и за рубежом крупнейшим научным достижением»2. В Москве о Лолейте напоминают многие уникальные постройки, в том числе здание Верхних торговых рядов (ныне — ГУМ), дом Моссельпрома, старообрядческие церкви в Токмаковом и Малом Гавриковом переулках.

* * *

Предки А. Ф. Лолейта по отцовской линии происходили из городка Владиславова на самой границе тогдашней Российской империи с Пруссией (ныне — Кудиркос-Науместис в Литве). Дед, Фердинанд, был садоводом. Отец, Фердинанд Фердинандович, рано осиротев, отправился в Вильну и поступил на службу в один из торговых домов. Здесь он познакомился со своей будущей женой, Фредерикой Ефремовной Кох, дочерью столяра из Пруссии.

В 1867 году супруги Лолейт переехали в Орел, где 5 (17) июня 1868 года у них родился сын Артур. Девяти лет он поступил в Орловскую классическую гимназию, где обнаружил редкие математические способности. Семья Лолейт была многодетной и не слишком богатой, поэтому уже с 13 лет Артур начал давать уроки математики и латыни, а позже готовил мальчиков ко вступительным экзаменам в средние учебные заведения.

В 1886 году, с отличием окончив гимназию и заработав летом уроками немалую по тем временам сумму — 150 рублей, Артур отправился в Москву. Блестяще выдержав экзамены в университет, он был принят на математическое отделение физико-математического факультета. Однокурсником его оказался С. А. Чаплыгин — будущий знаменитый ученый-аэродинамик.

«Мне вспоминается, — писал много позднее Сергей Алексеевич, — давно прошедший август 1886 года: мои товарищи и я, молодые студенты университета, с чувством глубокого почтения к нашей alma mater только что вошли в ее стены. Над физико-математическим факультетом в те времена сияли имена Цингера, Бредихина, Тимирязева, Богданова, Марковникова, Жуковского и рядом с ними, отнюдь не затемняясь их блеском, было имя Александра Григорьевича Столетова»3.

Деканом факультета состоял выдающийся математик Н. В. Бугаев (отец поэта Андрея Белого). И все же на Лолейта наибольшее влияние оказал профессор Федор Евплович Орлов. Этого талантливого ученого, преподававшего одновременно и в Императорском московском техническом училище, с благодарностью вспоминали его студенты — В. Г. Шухов, П. К. Худяков и многие другие инженеры.

Прикладная механика, курс которой Ф. Е. Орлов читал в университете, так захватила Лолейта, что он начал изучение необязательных дисциплин: сопротивление материалов, строительной механики, теории гидравлических двигателей. Отложив на год экзамены, он по совету профессора посвятил это время написанию сочинения на тему «Теория шарнирных сочленений», данную факультетом для соискания медалей, и 12 января 1891 года ему была присуждена серебряная медаль (золотая досталась Чаплыгину). В том же году Лолейт окончил университет. Сохранившийся документ гласит:

«Предъявитель сего Артур Фердинандович Лолейт, сын купца, вероисповедания евангелическо-лютеранского, по удовлетворительном выдержании в Московском университете в первой половине апреля 1891 г. полукурсового испытания и по зачете определенного уставом числа полугодий на физико-математическом факультете Московского университета по отделению математических наук, от коего получил серебряную медаль, подвергался испытанию в физико-математической испытательной комиссии при Императорском московском университете в апреле и мае месяцах 1891 г., причем показал следующие успехи: по сочинению весьма удовлетворительно, по письменному ответу по физике, механике и астрономии удовлетворительно, по математике удовлетворительно, по механике весьма удовлетворительно, по астрономии удовлетворительно, по физике весьма удовлетворительно, по предметам дополнительного испытания: по начертательной геометрии весьма удовлетворительно и по теории механизмов весьма удовлетворительно.

Посему <…> г. Лолейт удостоен диплома первой степени со всеми правами и преимуществами. <…>

г. Москва. Декабря 1 дня 1891 г.»4.

«В студенческие годы был он мал ростом, худенький, но чрезвычайно деятельный, энергичный и бодрый. Уже в своей юности он проявлял чрезвычайный интерес и любовь к предмету своей специальности» — таким Артур Фердинандович запомнился Чаплыгину. С молодых лет ему были в высшей степени присущи качества, делавшие его личность необычайно притягательной. «Сердце у Артура Фердинандовича было живое, отзывчивое и чуткое» (профессор А. А. Гвоздев), «Лолейт владел тайной труда, умением работать увлеченно и целеустремленно» (профессор К. М. Дубяга)5.

* * *

Дальнейшая судьба Лолейта могла сложиться совершенно иначе, чем она сложилась в действительности. Карьера профессора мало его привлекала, другого приложения своим силам он не видел, так что по совету родных в сентябре 1891 года, даже не получив еще официально университетский диплом, молодой человек поступил на одногодичное (специально для выпускников высших учебных заведений) отделение пехотного юнкерского училища.

Успешно окончив его с чином подпоручика, в сентябре 1892-го года он должен был продолжить службу во 2-м Софийском полку. Но вместо этого он подал прошение об увольнении в запас и устроился в только что основанное Акционерное общество для производства бетонных и других строительных работ на должность инженера-расчетчика...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 10 (370) Октябрь 2021 В этом выпуске :
«Будущее — единственная наша цель!» О творчестве московских художников-конструктивистов 1920-х годов
«Тонкий вкус, художественный опыт, верность глаза» Александр Васильевич Чаянов (1888–1937) как искусствовед и коллекционер
Русский железобетон: начало О выдающемся инженере и ученом Артуре Фердинандовиче Лолейте (1868–1933)
Великокняжеский доктор О военном медике Николае Андреевиче Форбрихере (1848–1917)
Память о моряках Сенявиных в Москве Историко-мемориальный очерк
Москва Осипа Мандельштама К 130-летию со дня рождения поэта
Очерки истории Московского метрополитена Архитектурно-художественный аспект