Эскиз перронного зала (проект)
В рамках сооружения четвертой очереди Московского метрополитена проектировалась Кольцевая линия. Однако реализацию проекта задержала разразившаяся война. Лишь в июне 1944 года в прессе появилось первое сообщение о строительстве Кольца. Начальный участок (6,4 километра) от «Курской» до «Парка культуры» еще перед войной намечалось сдать в 1948 году. Но помешали опять же война, затем послевоенная разруха. Тормозили работы и сложнейшие гидрогеологические условия: предстояло преодолеть глубокими тоннелями огромный плывун под Калужской площадью, дважды пройти под руслом Москвы-реки, по одному разу под Водоотводным каналом и Яузой.
Это была поистине грандиозная стройка: 44,4 километра тоннелей, 2,5 миллиона кубометров вынутого грунта, 400 тысяч тонн уложенных чугунных тюбингов... Первый участок Кольцевой линии открыли 1 января 1950 года. Второй, протяженностью 7 километров, со станциями «Белорусская», «Ботанический сад» (ныне — «Проспект Мира») и «Комсомольская» — 30 января 1952‑го. Замкнулась трасса 14 марта 1954-го, когда запустили движение по западному отрезку (5,9 километра, станции «Киевская» и «Краснопресненская»).
Кольцевая линия спасла метро и всю транспортную систему столицы от коллапса, открыла им новые перспективы развития. Она значительно разгрузила пересадочные узлы центра, соединила основные вокзалы, кроме двух малозначимых — Савеловского и Рижского. От станций Кольцевой со временем протянулись к окраинам и в центр новые метротрассы.
Сама линия — совершенное техническое сооружение своей эпохи. Она пролегает на значительной глубине — от 30 до 55 метров, что не в последнюю очередь объясняется ее изначальным двойным назначением — транспортной артерии и бомбоубежища на случай войны с применением оружия массового поражения.
Однако станции Кольцевой линии менее всего напоминают военные бункеры, представляя собой грандиозную анфиладу дворцовых залов и храмообразных пространств, отделанных мрамором и гранитом, украшенных лепниной, мозаикой, витражами, майоликой, скульптурой. Авторы проектов — крупнейшие отечественные зодчие ХХ века, в том числе А. В. Щусев, А. Н. Душкин, Л. М. Поляков, Л. Н. Павлов. Хрестоматийные монументальные произведения создавал здесь замечательный художник П. Д. Корин.
Кольцевая линия — это уникальный ансамбль, исполненный в стиле, который сейчас называют большим, имперским или сталинским. Архитектура предельно пафосна, избыточно щедра в своей декоративности, порой чрезмерно насыщена эмоциями. Она атакует сознание оглушенного роскошью пассажира постулатами послевоенной официальной советской идеологии, в которой гордость победителей фашизма, наследников великого прошлого России причудливо переплелась с догмами коммунистической доктрины и прославлением «гениального вождя».
На Кольцевой линии присутствие Сталина ощущалось как нигде в московском метро. Его скульптурные и мозаичные изображения, его цитаты можно было увидеть на большинстве станций. Все это смыла волна хрущевской десталинизации. Впрочем, кое-какие остатки культа еще замечаются. За свою историю линия претерпела немало других изменений, вызванных перманентной реконструкцией-модернизацией. Правда, в последнее время ведутся и масштабные реставрационные работы...
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru