Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 октября 1934 года

Некто А. Чинский опубликовал в газете «Вечерняя Москва» статью, посвященную «пушкарям‑моментальщикам». Так называли уличных фотографов, делающих моментальные снимки. Пушками тогда называли фотоаппараты, имевшие длинный объектив. «Еще в прошлом году Моссовет вынес постановление, [согласно которому] к концу 1933 года <…> на место пушкарей‑моментальщиков должны прийти удобные и изящные фотопавильоны». Как видно по карикатуре из журнала «Крокодил», в 1930‑х годах москвичи любили сниматься в образах полярников.

4 октября 1951 года

Московский Театр сатиры начал новый сезон спектаклем «Свадьба с приданым» по пьесе Н. М. Дьяконова. Спектакль пользовался большим успехом, что привело к созданию одноименного кинофильма, который вышел на экраны в 1953 году. Пьесу автор написал на своем родном языке — коми, а перевод на русский выполнил драматург А. Г. Глебов. 

8 (19) октября 1787 года

Родился генерал‑майор Петр Николаевич Ермолов (ум. 1844) — участник Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов, двоюродный брат знаменитого генерала Алексея Петровича Ермолова (1772–1861), адъютантом которого служил в бытность свою в Кавказском корпусе.

11 (24) октября 1902 года

Городская управа наложила штраф на Московское газовое общество за слабое горение газовых фонарей в течение минувшего месяца в районах Кремля, Пречистенки, Большой Садовой улицы и бульваров. Подобные взыскания неоднократно делались и ранее.

12 октября 1924 года

На стадионе, располагавшемся на Гороховской улице (ныне — улица Казакова), прошли Первые всесоюзные воздухоплавательные состязания с участием восьми аэростатов. Программа включала соревнования по достижению наибольшей высоты, продолжительности и дальности полета, а также «погоню за аэростатом» на автомобилях.

15 октября 1934 года

На станцию «Комсомольская» Московского метрополитена прибыл пробный состав. Для пассажиров станция открылась в мае 1935‑го.

28 октября 1998 года

В столице был открыт Бережковский мост через Москву‑реку, соединивший районы Раменки и Хамовники.

Московский журнал в соцсетях
30.09.2021
История, истории...
Автор: Борис Вячеславович Арсеньев
Вход на станцию. 2018 год. Фотография А.Савина
Очерки истории Московского метрополитена №10 (370) Октябрь 2021 Подписаться

Эскиз перронного зала (проект)

В рамках сооружения четвертой очереди Московского метрополитена проектировалась Кольцевая линия. Однако реализацию проекта задержала разразившаяся война. Лишь в июне 1944 года в прессе появилось первое сообщение о строительстве Кольца. Начальный участок (6,4 километра) от «Курской» до «Парка культуры» еще перед войной намечалось сдать в 1948 году. Но помешали опять же война, затем послевоенная разруха. Тормозили работы и сложнейшие гидрогеологические условия: предстояло преодолеть глубокими тоннелями огромный плывун под Калужской площадью, дважды пройти под руслом Москвы-реки, по одному разу под Водоотводным каналом и Яузой.

Это была поистине грандиозная стройка: 44,4 километра тоннелей, 2,5 миллиона кубометров вынутого грунта, 400 тысяч тонн уложенных чугунных тюбингов... Первый участок Кольцевой линии открыли 1 января 1950 года. Второй, протяженностью 7 километров, со станциями «Белорусская», «Ботанический сад» (ныне — «Проспект Мира») и «Комсомольская» — 30 января 1952‑го. Замкнулась трасса 14 марта 1954-го, когда запустили движение по западному отрезку (5,9 километра, станции «Киевская» и «Краснопресненская»).

Кольцевая линия спасла метро и всю транспортную систему столицы от коллапса, открыла им новые перспективы развития. Она значительно разгрузила пересадочные узлы центра, соединила основные вокзалы, кроме двух малозначимых — Савеловского и Рижского. От станций Кольцевой со временем протянулись к окраинам и в центр новые метротрассы.

Сама линия — совершенное техническое сооружение своей эпохи. Она пролегает на значительной глубине — от 30 до 55 метров, что не в последнюю очередь объясняется ее изначальным двойным назначением — транспортной артерии и бомбоубежища на случай войны с применением оружия массового поражения.

Однако станции Кольцевой линии менее всего напоминают военные бункеры, представляя собой грандиозную анфиладу дворцовых залов и храмообразных пространств, отделанных мрамором и гранитом, украшенных лепниной, мозаикой, витражами, майоликой, скульптурой. Авторы проектов — крупнейшие отечественные зодчие ХХ века, в том числе А. В. Щусев, А. Н. Душкин, Л. М. Поляков, Л. Н. Павлов. Хрестоматийные монументальные произведения создавал здесь замечательный художник П. Д. Корин.

Кольцевая линия — это уникальный ансамбль, исполненный в стиле, который сейчас называют большим, имперским или сталинским. Архитектура предельно пафосна, избыточно щедра в своей декоративности, порой чрезмерно насыщена эмоциями. Она атакует сознание оглушенного роскошью пассажира постулатами послевоенной официальной советской идеологии, в которой гордость победителей фашизма, наследников великого прошлого России причудливо переплелась с догмами коммунистической доктрины и прославлением «гениального вождя».

На Кольцевой линии присутствие Сталина ощущалось как нигде в московском метро. Его скульптурные и мозаичные изображения, его цитаты можно было увидеть на большинстве станций. Все это смыла волна хрущевской десталинизации. Впрочем, кое-какие остатки культа еще замечаются. За свою историю линия претерпела немало других изменений, вызванных перманентной реконструкцией-модернизацией. Правда, в последнее время ведутся и масштабные реставрационные работы...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 10 (370) Октябрь 2021 В этом выпуске :
«Будущее — единственная наша цель!» О творчестве московских художников-конструктивистов 1920-х годов
«Тонкий вкус, художественный опыт, верность глаза» Александр Васильевич Чаянов (1888–1937) как искусствовед и коллекционер
Русский железобетон: начало О выдающемся инженере и ученом Артуре Фердинандовиче Лолейте (1868–1933)
Великокняжеский доктор О военном медике Николае Андреевиче Форбрихере (1848–1917)
Память о моряках Сенявиных в Москве Историко-мемориальный очерк
Москва Осипа Мандельштама К 130-летию со дня рождения поэта
Очерки истории Московского метрополитена Архитектурно-художественный аспект