Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
30.09.2021
История, истории...
Автор: Борис Вячеславович Арсеньев
Вход на станцию. 2018 год. Фотография А.Савина
Очерки истории Московского метрополитена №10 (370) Октябрь 2021 Подписаться

Эскиз перронного зала (проект)

В рамках сооружения четвертой очереди Московского метрополитена проектировалась Кольцевая линия. Однако реализацию проекта задержала разразившаяся война. Лишь в июне 1944 года в прессе появилось первое сообщение о строительстве Кольца. Начальный участок (6,4 километра) от «Курской» до «Парка культуры» еще перед войной намечалось сдать в 1948 году. Но помешали опять же война, затем послевоенная разруха. Тормозили работы и сложнейшие гидрогеологические условия: предстояло преодолеть глубокими тоннелями огромный плывун под Калужской площадью, дважды пройти под руслом Москвы-реки, по одному разу под Водоотводным каналом и Яузой.

Это была поистине грандиозная стройка: 44,4 километра тоннелей, 2,5 миллиона кубометров вынутого грунта, 400 тысяч тонн уложенных чугунных тюбингов... Первый участок Кольцевой линии открыли 1 января 1950 года. Второй, протяженностью 7 километров, со станциями «Белорусская», «Ботанический сад» (ныне — «Проспект Мира») и «Комсомольская» — 30 января 1952‑го. Замкнулась трасса 14 марта 1954-го, когда запустили движение по западному отрезку (5,9 километра, станции «Киевская» и «Краснопресненская»).

Кольцевая линия спасла метро и всю транспортную систему столицы от коллапса, открыла им новые перспективы развития. Она значительно разгрузила пересадочные узлы центра, соединила основные вокзалы, кроме двух малозначимых — Савеловского и Рижского. От станций Кольцевой со временем протянулись к окраинам и в центр новые метротрассы.

Сама линия — совершенное техническое сооружение своей эпохи. Она пролегает на значительной глубине — от 30 до 55 метров, что не в последнюю очередь объясняется ее изначальным двойным назначением — транспортной артерии и бомбоубежища на случай войны с применением оружия массового поражения.

Однако станции Кольцевой линии менее всего напоминают военные бункеры, представляя собой грандиозную анфиладу дворцовых залов и храмообразных пространств, отделанных мрамором и гранитом, украшенных лепниной, мозаикой, витражами, майоликой, скульптурой. Авторы проектов — крупнейшие отечественные зодчие ХХ века, в том числе А. В. Щусев, А. Н. Душкин, Л. М. Поляков, Л. Н. Павлов. Хрестоматийные монументальные произведения создавал здесь замечательный художник П. Д. Корин.

Кольцевая линия — это уникальный ансамбль, исполненный в стиле, который сейчас называют большим, имперским или сталинским. Архитектура предельно пафосна, избыточно щедра в своей декоративности, порой чрезмерно насыщена эмоциями. Она атакует сознание оглушенного роскошью пассажира постулатами послевоенной официальной советской идеологии, в которой гордость победителей фашизма, наследников великого прошлого России причудливо переплелась с догмами коммунистической доктрины и прославлением «гениального вождя».

На Кольцевой линии присутствие Сталина ощущалось как нигде в московском метро. Его скульптурные и мозаичные изображения, его цитаты можно было увидеть на большинстве станций. Все это смыла волна хрущевской десталинизации. Впрочем, кое-какие остатки культа еще замечаются. За свою историю линия претерпела немало других изменений, вызванных перманентной реконструкцией-модернизацией. Правда, в последнее время ведутся и масштабные реставрационные работы...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 10 (370) Октябрь 2021 В этом выпуске :
«Будущее — единственная наша цель!» О творчестве московских художников-конструктивистов 1920-х годов
«Тонкий вкус, художественный опыт, верность глаза» Александр Васильевич Чаянов (1888–1937) как искусствовед и коллекционер
Русский железобетон: начало О выдающемся инженере и ученом Артуре Фердинандовиче Лолейте (1868–1933)
Великокняжеский доктор О военном медике Николае Андреевиче Форбрихере (1848–1917)
Память о моряках Сенявиных в Москве Историко-мемориальный очерк
Москва Осипа Мандельштама К 130-летию со дня рождения поэта
Очерки истории Московского метрополитена Архитектурно-художественный аспект