Аллея славы в Лужниках. 2019 год. Фотография автора
Краткий обзор.
В Москве насчитывается около восьмисот памятников. Большинство из них установлены ученым, писателям, военачальникам и государственным деятелям. В последнее десятилетие прошлого века в столице стали появляться и памятники именитым спортсменам. Пока их совсем немного, однако полного реестра на данный момент не существует. Авторы различных интернет-публикаций называют лишь несколько разрозненных адресов, зачастую пренебрегая именами авторов. Пробелы, ошибки есть и в справочном издании Департамента культурного наследия столицы «Памятники монументального искусства Москвы»1. Попытаемся дать возможно полную картину, рассматривая памятники исключительно с исторической точки зрения, то есть оставляя в стороне их художественную составляющую (часто вызывающую вопросы), оценка которой в нашу сегодняшнюю задачу не входит.
* * *
Открывает галерею, конечно же, спорткомплекс «Лужники».
На территории парка, прилегающего к главному стадиону страны, установлено множество монументов интересующей нас тематики. Однако первый мемориал, появившийся здесь, посвящен отнюдь не спортивным достижениям. В 1992 году чуть севернее Большой спортивной арены появилась скульптура «Погибшим на стадионах мира» М. Л. Сковородина и Г. С. Луначарского, напоминающая о трагедии, произошедшей по окончании футбольного матча 1/16 розыгрыша кубка УЕФА «Спартак» (Москва) — «Хаарлем» (Нидерланды) 20 октября 1982 года. В столице в тот день стояла морозная погода, билетов на матч продали немного, отчего организаторы решили пустить болельщиков только на две трибуны, по некоторым данным, оставив открытым лишь ближайший к станции метро «Спортивная» выход. Матч получился невнятным. Москвичи забили гол на 16-й минуте, больше на поле ничего интересного не случилось, замерзшие зрители начали покидать трибуны за несколько минут до финального свистка — и тут Сергей Швецов забил второй мяч. Согласно общепринятой версии (а были разные), некоторые болельщики, уже вышедшие со стадиона, поспешили обратно порадоваться вместе с командой. Навстречу им двигался поток уходивших домой — в результате возникла ужасная давка. По официальным данным, долго засекреченным, в тот день в Лужниках погибло 66 человек, большинство — подростки. Спустя десять лет Г. С. Луначарский, возглавлявший клуб болельщиков «Спартака», решил установить у стадиона монумент в память о погибших зрителях. В центре на фоне поломанных лестниц и трибун — лицо скорбящей матери. Создатели мемориала хотели почтить память не только жертв московской давки, а всех болельщиков, для которых поход на стадион стал роковым. Поэтому здесь выгравированы названия городов, переживших подобные трагедии; надпись на русском, арабском, испанском и английском языках гласит: «Погибшим на стадионах мира».
Парк пересекает Аллея спортивной славы, протянувшаяся почти на семьсот метров от Лужнецкой набережной до улицы Лужники. Еще несколько лет назад она напоминала скорее сквер, по газонам которого были беспорядочно разбросаны памятники. Однако в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года территорию благоустроили.
Первый монумент, который мы видим с набережной, — памятник Льву Яшину (скульптор А. И. Рукавишников), открытый 2 мая 1997 года. Прославленный динамовец, единственный в истории вратарь, награжденный «Золотым мячом», олимпийский чемпион 1956 года в дополнительном представлении не нуждается. Популярность Яшина была огромной, своим кумиром его называли не только советские, но и зарубежные футболисты. Бронзовая скульптура представляет вратаря с мячом в руках, выжидающего подходящего момента для ввода мяча в игру.
23 октября 1999 года статуя Льва Яшина (автор — все тот же А. И. Рукавишников) появилась и у стадиона «Динамо». Композиция изображает Яшина в полете за мячом и называется «Вратарь — легенда века». Первоначально памятник располагался у одной из трибун стадиона со стороны Петровского парка, но в связи с начавшейся перестройкой арены его перенесли ближе к южному вестибюлю станции метро «Динамо». (В 2014 году во время чемпионата мира в Бразилии на территории Русского дома в Рио-де-Жанейро установили точную копию этого монумента, уменьшенную в два раза; по окончании мундиаля скульптуру передали Бразильскому музею современного искусства.)
Но возвратимся в Лужники.
Слева от памятника Льву Яшину находится памятник еще одному прославленному московскому футболисту — Николаю Старостину (скульптор А. И. Рукавишников). Один из основателей общества «Спартак» представлен сидящим на скамейке в раздевалке после трудного матча. Этот памятник, открытый в 1996 году, стал первым по времени на Аллее спортивной славы.
Далее стоит памятник выдающемуся нападающему сборной СССР и футбольного клуба «Торпедо» Эдуарду Стрельцову. Скульптура олимпийского чемпиона 1956 года создана также А. И. Рукавишниковым и установлена в 1998 году. Стрельцов изображен здесь исполняющим свою знаменитую «обводку».
Через год памятник Э. Стрельцову работы скульптора А. В. Тарасенко появился у стадиона «Торпедо», носящего имя футболиста. И сейчас каждый проходящий по Восточной улице может видеть статую, однако в этом году начались работы по строительству новой арены «Торпедо», старый стадион уже снесен — вокруг техника и строительный мусор. Но памятник Стрельцову обещают сохранить.
Сектор футбола Аллеи славы завершают памятные знаки, установленные в честь проходивших в Лужниках финалов Кубка УЕФА 1999 года («Парма» — «Марсель») и Лиги чемпионов УЕФА 2008 года («Манчестер Юнайтед» — «Челси»). Памятный знак, посвященный матчу 2008 года, имеется также у входного павильона № 1.
25 октября 2017 года на Аллее славы открыли памятник легендарному хоккеисту, двукратному олимпийскому чемпиону и восьмикратному чемпиону мира Валерию Харламову, погибшему в автокатастрофе (1981). Через десять лет после трагедии на 74-м километре Ленинградского шоссе близ Солнечногорска, где произошла автокатастрофа, радением одного из поклонников Харламова был сооружен народный мемориал. И лишь спустя почти три десятилетия Валерию Харламову установили настоящий памятник. Архитектор С. А. Шаров и скульптор А. И. Рукавишников изобразили хоккеиста перемахивающим через борт площадки на лед.
18 декабря 2020 года в Лужниках был открыт памятник «Самбо — наука побеждать» скульптора С. А. Щербакова. Он посвящен основателям самбо Виктору Спиридонову, Василию Ощепкову и Анатолию Харлампиеву.
«Днем рождения» самбо принято считать 16 ноября 1938 года, когда Спорткомитет СССР включил его в число культивируемых в нашей стране видов спорта. Первые попытки по созданию правил самбо предпринимались еще в конце 1920-х годов. В 1927 году В. С. Ощепков, учившийся в Японии и много лет проработавший там в качестве советского разведчика, организовал в Москве секцию дзюдо. Два года спустя, став преподавателем Государственного центрального института физической культуры, он познакомился с различными видами борьбы народов СССР и на основе дзюдо создал совершенно новый вид единоборства, получивший впоследствии название «самбо» (самооборона без оружия). В это же время «конкурент» Ощепкова, бывший царский офицер В. А. Спиридонов также разрабатывал систему борьбы, основанную на дзюдо и джиу-джитсу. Однако его «система “Сам”», в отличие от ощепковской, была направлена на моментальное выведение соперника из строя, являясь, скорее, боевым искусством, чем спортом. В 1947 году А. А. Харлампиев, за 12 лет до этого пришедший в секцию самбо на смену В. С. Ощепкову, четко разграничил понятия спортивного и боевого единоборств.
Памятник стоит на гранитном постаменте. В центре — фигуры двух борющихся спортсменов. Справа, ближе всех к состязающейся паре, стоит А. А. Харлампиев, чуть дальше сидит В. С. Ощепков, еще дальше вполоборота стоит В. А. Спиридонов. Слева и на задней стороне памятника помещены барельефы, посвященные другим видам борьбы.
Двумя годами ранее на территории Московского энергетического института (Красноказарменная улица) в честь 80-летия создания этого вида спорта была заложена Аллея самбо имени А. А. Харлампиева. Тогда же там установили бюст Анатолия Аркадьевича (скульптор С. А. Щербаков), долгое время преподававшего на кафедре физического воспитания института.
Продолжая экскурсию по Лужникам, мы увидим памятный знак в честь 30-летия XXII летних Олимпийских игр в Москве. Скульптура А. И. Рукавишникова в виде бронзового двуглавого орла была открыта на Аллее спортивной славы в 2010 году. Следом за ней расположен монумент, посвященный олимпийскому движению и установленный во время 112-й сессии Международного олимпийского комитета (июль 2001 года). Он представляет собой стоящий на постаменте из полированного гранита диск: одну сторону украшают барельефы (солнце, олимпийский факел, всеми узнаваемый Мишка — талисман московских Игр, профиль тогдашнего президента Международного олимпийского комитета Хуана Антонио Самаранча), на обратной стороне представлена эмблема Олимпиады-80.
Так мы плавно переходим к олимпийскому сектору Аллеи. Главный его «экспонат» — подлинная чаша Олимпийского огня, водруженная над Лужниками перед Играми. Она простояла на трибунах 16 лет — за этот период огонь в ней зажигали еще четыре раза: во время XII Фестиваля молодежи и студентов (1985), Игр доброй воли (1986), Московского международного фестиваля мира (1989) и концерта рок-группы «Кино» (1990). В 1996 году стадион собрались реконструировать, в том числе возвести над ним крышу. Чаша в проект не вписывалась, поэтому ее демонтировали. Панели облицовки перенесли в техническое помещение, а каркас и вовсе остался лежать на набережной. Однако в 2010 году было решено восстановить чашу как памятник. Удалось вернуть оригинальную облицовку — внутри чаши диаметром семь метров сохранилась даже окалина. А вот ножку пришлось укоротить — теперь высота конструкции составляет всего девять метров. Рядом располагается фигура Олимпийского Мишки.
Отзвуком июльских событий 1980 года является и установленный на улице Дурова перед зданием крытого стадиона спорткомплекса «Олимпийский» памятник «Героям-олимпийцам России» (2004): нешлифованная гранитная плита с высеченным на ней олимпийским факелом.
В 2005 году неподалеку от дворца спорта «Лужники» открыли памятник его директору А. И. Синилкиной, возглавлявшей также Федерацию фигурного катания СССР в период с 1972 по 1988 год, когда советские фигуристы добились наиболее ярких успехов на международной арене.
Аллея спортивной славы в Лужниках — самая известная среди аналогичных московским проектов, но отнюдь не самая первая.
29 апреля 1983 года на территории спорткомплекса ЦСКА (Ленинградский проспект) установили 15 бюстов олимпийских чемпионов, чемпионов мира и Европы. Однако в 1990-х годах Аллея славы, оставшаяся без внимания, была разрушена. Возродить ее решили в 2000 году. 1 декабря у здания управления армейского клуба торжественно открыли 19 новых бюстов. К сожалению, художественная ценность этих «бронзовых портретов» оказалась ниже всякой критики, поскольку большую часть персонажей попросту нельзя было узнать, а один из «запечатленных» героев, прославленный хоккейный тренер Виктор Тихонов, не смог идентифицировать даже самого себя. По слухам, «скульптором» в данном случае выступил какой-то солдат-срочник, имевший творческие наклонности2.
Сейчас на территории спорткомплекса идут строительные работы, многие здания снесены, и нельзя быть уверенным в сохранении Аллеи в ее нынешнем виде. За два десятка лет количество бюстов возросло. «Бронзовую шеренгу» пополнили изображения хоккеистов Всеволода Боброва, Виктора Кузькина, Владислава Третьяка, Бориса Михайлова, Александра Рагулина, Вячеслава Фетисова, Валерия Харламова, боксеров Вячеслава Лемешева и Виктора Агеева, волейболистов Константина Ревы и Юрия Чеснокова, баскетболистов Геннадия Вольнова и Сергея Белова, гандболиста Евгения Чернышева, фигуристки Ирины Родниной, тяжелоатлетов Юрия Власова, Юрия Варданяна и Аркадия Воробьева, велосипедиста Виктора Капитонова, легкоатлетов Юрия Седых, Владимира Куца и Нины Пономаревой, шахматиста Анатолия Карпова, пловцов Владимира Сальникова и Галины Прозуменщиковой, борцов Анатолия Рощина и Михаила Мамиашвили, борца и мотогонщика Прокопия Соколова, лыжников Александра Завьялова и Владимира Кузина, стрелка Анатолия Богданова, конькобежца Евгения Гришина, фехтовальщиков Виктора Кровопускова и Марка Ракиты, гребца Вячеслава Иванова, тренеров Анатолия Тарасова, Виктора Тихонова, Станислава Жука, Александра Гомельского и Анатолия Маргиева, спортивного врача Олега Белаковского.
В 1991 году в составе комплекса ЦСКА открылся обновленный ледовый дворец. Рядом со входом был установлен памятник выдающемуся хоккеисту Всеволоду Боброву (скульптор М. В. Переяславец) — полнофигурный барельеф на плите красного гранита. 10 декабря 2018 года на площади перед ареной появился еще один памятник не менее заслуженному в мире хоккея человеку — Анатолию Тарасову. В конце 2021-го ледовый дворец снесли и оба памятника со стройплощадки убрали; их дальнейшая судьба неизвестна.
В 2018 году Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма праздновал свое 100-летие. В связи с этим было решено открыть перед главным учебным корпусом Аллею героев спорта. Уже установлены бюсты Василия Ощепкова, Анатолия Харлампиева, Льва Яшина, конькобежцев Николая Панина и Николая Струнникова, фехтовальщика Давида Тышлера, самбиста Евгения Чумакова, стрелка Аркадия Корха, боксера Константина Градополова, спортивного теоретика Виктора Селуянова, создателя отечественной научной системы экстремального управления автомобилем Эрнеста Цыганкова, одного из основоположников боевого самбо Николая Кулика. На очереди бюсты Валерия Харламова, Анатолия Тарасова, Ивана Поддубного.
Самый необычный памятник выдающимся спортсменам был установлен 21 августа 2014 года на стадионе футбольного клуба «Спартак» в Тушино. Ф. А. Рукавишников создал скульптуру братьев Старостиных, которую разместили прямо у кромки поля перед «фанатской» трибуной. По замыслу автора, знаменитая спартаковская четверка должна органично вписываться в живописную толпу болельщиков, пришедших на игру. Александр и Андрей Старостины беседуют, сидя на скамье. Николай о чем-то задумался, стоя немного в стороне, а самый младший из братьев, Петр, всматривается вдаль…
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года. Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru