Поиск

Йокиш, Бернгоф, Виллуан…

Йокиш, Бернгоф, Виллуан…

Дореволюционный стенд Товарищества суконной мануфактуры «Йокиш». Архив автора


Василий Иванович Йокиш. Не позднее 1887 года. Фотоателье Отто Ренара. Москва

К раскрытию загадки одного фотопортрета.

В апрельском номере за 2001 год «Московский журнал» опубликовал мою статью «Товарищество суконной мануфактуры “Йокиш”», к которой прилагалась черно-белая фотография портрета, висевшего в кабинете директора тогда еще действовавшего предприятия. Считалось, что на нем изображен основатель мануфактуры — купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин, выборный Московского биржевого общества Василий (Вильгельм) Иванович Йокиш (1810–1887). Этот большой роскошный портрет был выполнен в виде мозаики из фрагментов сукна разного цвета. Здесь он впервые публикуется в цветном варианте. Фабрика в бывшем сельце Михалкове1, основанная В.И. Йокишем в 1838 году и национализированная после революции, продолжала работать до июня 2011 года как Московская тонкосуконная фабрика имени Петра Алексеева2 и выпускала высококачественные шерстяные ткани. К сожалению, после закрытия производства был утрачен и портрет. Образцом же для его создания послужила фотография, хранившаяся в фабричном музее. На ней запечатлен стенд с фотопортретами членов правления и служащих Товарищества «Йокиш», а также с видами самого предприятия и окрестностей. Очевидно, стенд существовал на фабрике до ее национализации. Несмотря на нерезкость отпечатка, хорошо различимы три большие фотографии в центре верхнего ряда. Судя по тому, что они крупнее остальных, перед нами — директора Товарищества. Посередине — изображение мужчины почтенного возраста с длинными седыми волосами и пышными усами. Именно данную фотографию увеличили и взяли за основу работники фабрики, когда к очередному юбилею предприятия решили увековечить основателя в мозаичном портрете, долгое время считавшемся единственным сохранившимся изображением В. И. Йокиша.

В 2012 году, когда я готовила к изданию книгу, посвященную семье Йокиш3, мне позвонил основатель и бессменный хранитель Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей Лев Николаевич Краснопевцев (1930–2021) и рассказал об уникальной находке. Из фондов Музея Москвы ему передали старинный фотоснимок, на обороте которого стояла подпись в дореформенной орфографии: «Василий Иванов Йокиш». Снимок был сделан в ателье Отто Ренара в Газетном переулке. Открылось оно в 1881 году; примерно этим годом снимок и можно датировать. Но изображенный на нем человек совсем не похож на человека с фабричного портрета. В том, что на фото из Музея Москвы — В. И. Йокиш, сомнений нет: их полностью устраняет подпись. Но тогда возникает вопрос: а кто же на той, первой фотографии, по которой создан портрет?

Ясность наступила немного позже, когда в процессе работы над книгой я собирала материалы по истории предприятия и нашла фотографию одного из директоров Товарищества «Йокиш», возглавлявшего правление в 1914–1916 годах, — Юлия Ивановича Бернгофа. Стало понятно: в самом центре верхнего ряда дореволюционного стенда, выполненного как раз в этот период, помещен фотопортрет именно Ю. И. Бернгофа, а кудрявые волосы — всего лишь дефект фотографии. Таким образом, все стало на свои места: мужчина на портрете оказался Ю. И. Бернгофом, а мы — благодаря Л. Н. Краснопевцеву — обрели настоящее изображение В. И. Йокиша.

Однако история на этом не заканчивается. Совсем недавно мне удалось обнаружить еще одну никогда ранее не публиковавшуюся фотографию Василия Ивановича, причем, казалось бы, в совершенно неожиданном месте — в фондах Государственного музея А. М. Горького в Нижнем Новгороде. Сделанная в московском фотоателье Фердинанда Бюро на Кузнецком Мосту, она не датирована, но ее допустимо отнести ко второй половине 1860-х годов (ателье существовало в 1865–1878 годах). В 1865 году В. И. Йокишу исполнилось 55 лет, и он вполне мог заказать свой юбилейный фотопортрет в только что открывшейся на фешенебельном Кузнецком мастерской. В музей же фотография попала из архива Василия Юльевича Виллуана (1850–1922) — известного музыканта, композитора, дирижера, педагога и общественного деятеля, основоположника профессионального музыкального образования в Нижнем Новгороде. Он родился в Москве в семье купца французского происхождения Антона Юлиуса Цезаря Виллуана и его супруги Анны Каролины Софии, урожденной Коссак. В 1873 году после окончания Московской консерватории по просьбе ее директора Н. Г. Рубинштейна В. Ю. Виллуан переехал в Нижний для организации там музыкальных классов, позже (1907) преобразованных в музыкальное училище, а после революции — в Народную консерваторию4. По его инициативе был также создан симфонический оркестр Нижегородского отделения Императорского Русского музыкального общества.

Исследование истории о том, каким образом фотография В. И. Йокиша оказалась в архиве В. Ю. Виллуана, помогло мне сделать своего рода открытие. Как выяснилось, крестили Василия Юльевича в лютеранской церкви (поскольку его мать являлась немкой лютеранского вероисповедания), и крестным отцом был Вильгельм (Василий) Иванович Йокиш. Ранее сей факт биографии музыканта нигде не озвучивался, хотя она достаточно хорошо изучена. При крещении Виллуан получил имя Вильгельм Александр Юлиус; с очень большой долей вероятности можно считать, что первое имя ему дали в честь крестного. Будучи состоятельным человеком и благотворителем, В. И. Йокиш, несомненно, оказывал крестнику материальную помощь в его начинаниях. В. Ю. Виллуан до конца дней бережно хранил фотографию Василия Ивановича, а в 1966 году вместе с другими документами из архива музыканта она была передана в Государственный музей А. М. Горького…

 
Vdcasino Mariobet Gorabet Nakitbahis Elexbet Trbet Betpas Restbet Klasbahis Canlı Bahis Siteleri Canlı Bahis Siteleri hacklink Shell Download