Поиск

Йокиш, Бернгоф, Виллуан…

Йокиш, Бернгоф, Виллуан…

Дореволюционный стенд Товарищества суконной мануфактуры «Йокиш». Архив автора


Василий Иванович Йокиш. Не позднее 1887 года. Фотоателье Отто Ренара. Москва

К раскрытию загадки одного фотопортрета.

В апрельском номере за 2001 год «Московский журнал» опубликовал мою статью «Товарищество суконной мануфактуры “Йокиш”», к которой прилагалась черно-белая фотография портрета, висевшего в кабинете директора тогда еще действовавшего предприятия. Считалось, что на нем изображен основатель мануфактуры — купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин, выборный Московского биржевого общества Василий (Вильгельм) Иванович Йокиш (1810–1887). Этот большой роскошный портрет был выполнен в виде мозаики из фрагментов сукна разного цвета. Здесь он впервые публикуется в цветном варианте. Фабрика в бывшем сельце Михалкове1, основанная В.И. Йокишем в 1838 году и национализированная после революции, продолжала работать до июня 2011 года как Московская тонкосуконная фабрика имени Петра Алексеева2 и выпускала высококачественные шерстяные ткани. К сожалению, после закрытия производства был утрачен и портрет. Образцом же для его создания послужила фотография, хранившаяся в фабричном музее. На ней запечатлен стенд с фотопортретами членов правления и служащих Товарищества «Йокиш», а также с видами самого предприятия и окрестностей. Очевидно, стенд существовал на фабрике до ее национализации. Несмотря на нерезкость отпечатка, хорошо различимы три большие фотографии в центре верхнего ряда. Судя по тому, что они крупнее остальных, перед нами — директора Товарищества. Посередине — изображение мужчины почтенного возраста с длинными седыми волосами и пышными усами. Именно данную фотографию увеличили и взяли за основу работники фабрики, когда к очередному юбилею предприятия решили увековечить основателя в мозаичном портрете, долгое время считавшемся единственным сохранившимся изображением В. И. Йокиша.

В 2012 году, когда я готовила к изданию книгу, посвященную семье Йокиш3, мне позвонил основатель и бессменный хранитель Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей Лев Николаевич Краснопевцев (1930–2021) и рассказал об уникальной находке. Из фондов Музея Москвы ему передали старинный фотоснимок, на обороте которого стояла подпись в дореформенной орфографии: «Василий Иванов Йокиш». Снимок был сделан в ателье Отто Ренара в Газетном переулке. Открылось оно в 1881 году; примерно этим годом снимок и можно датировать. Но изображенный на нем человек совсем не похож на человека с фабричного портрета. В том, что на фото из Музея Москвы — В. И. Йокиш, сомнений нет: их полностью устраняет подпись. Но тогда возникает вопрос: а кто же на той, первой фотографии, по которой создан портрет?

Ясность наступила немного позже, когда в процессе работы над книгой я собирала материалы по истории предприятия и нашла фотографию одного из директоров Товарищества «Йокиш», возглавлявшего правление в 1914–1916 годах, — Юлия Ивановича Бернгофа. Стало понятно: в самом центре верхнего ряда дореволюционного стенда, выполненного как раз в этот период, помещен фотопортрет именно Ю. И. Бернгофа, а кудрявые волосы — всего лишь дефект фотографии. Таким образом, все стало на свои места: мужчина на портрете оказался Ю. И. Бернгофом, а мы — благодаря Л. Н. Краснопевцеву — обрели настоящее изображение В. И. Йокиша.

Однако история на этом не заканчивается. Совсем недавно мне удалось обнаружить еще одну никогда ранее не публиковавшуюся фотографию Василия Ивановича, причем, казалось бы, в совершенно неожиданном месте — в фондах Государственного музея А. М. Горького в Нижнем Новгороде. Сделанная в московском фотоателье Фердинанда Бюро на Кузнецком Мосту, она не датирована, но ее допустимо отнести ко второй половине 1860-х годов (ателье существовало в 1865–1878 годах). В 1865 году В. И. Йокишу исполнилось 55 лет, и он вполне мог заказать свой юбилейный фотопортрет в только что открывшейся на фешенебельном Кузнецком мастерской. В музей же фотография попала из архива Василия Юльевича Виллуана (1850–1922) — известного музыканта, композитора, дирижера, педагога и общественного деятеля, основоположника профессионального музыкального образования в Нижнем Новгороде. Он родился в Москве в семье купца французского происхождения Антона Юлиуса Цезаря Виллуана и его супруги Анны Каролины Софии, урожденной Коссак. В 1873 году после окончания Московской консерватории по просьбе ее директора Н. Г. Рубинштейна В. Ю. Виллуан переехал в Нижний для организации там музыкальных классов, позже (1907) преобразованных в музыкальное училище, а после революции — в Народную консерваторию4. По его инициативе был также создан симфонический оркестр Нижегородского отделения Императорского Русского музыкального общества.

Исследование истории о том, каким образом фотография В. И. Йокиша оказалась в архиве В. Ю. Виллуана, помогло мне сделать своего рода открытие. Как выяснилось, крестили Василия Юльевича в лютеранской церкви (поскольку его мать являлась немкой лютеранского вероисповедания), и крестным отцом был Вильгельм (Василий) Иванович Йокиш. Ранее сей факт биографии музыканта нигде не озвучивался, хотя она достаточно хорошо изучена. При крещении Виллуан получил имя Вильгельм Александр Юлиус; с очень большой долей вероятности можно считать, что первое имя ему дали в честь крестного. Будучи состоятельным человеком и благотворителем, В. И. Йокиш, несомненно, оказывал крестнику материальную помощь в его начинаниях. В. Ю. Виллуан до конца дней бережно хранил фотографию Василия Ивановича, а в 1966 году вместе с другими документами из архива музыканта она была передана в Государственный музей А. М. Горького…

 
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu deneme bonusu deneme bonusu veren siteler Devranlink Mariobet Gorabet Nakit bahis Elexbet Trbet Klasbahis Canlı Bahis Siteleri Canlı Bahis Siteleri artemisbet truvabet Restbet Vdcasino Betpas hacklink Shell Download