Новый Императорский театр в доме К. М. Полторацкого. 1900 год
К выходу монографии М. В. Нащокиной «Москва. Театральная площадь, 2. История здания и его героев» (М., 2021).
У каждого коренного москвича есть своя Москва — историческая, событийная, бытовая. Столь же близка мне Москва архитектурная, Москва в многообразных перипетиях планировки и застройки, в эволюции городского пространства. Поэтому появление новой книги известного знатока архитектурного наследия Москвы, доктора искусствоведения Марии Владимировны Нащокиной сразу привлекло меня — прежде всего несомненной актуальностью данного труда для взыскательных читателей краеведческой литературы, изучающих историю столицы.
С детских лет помню здание неподалеку от Большого театра на Театральной площади, в котором тогда, в 1950-х годах, располагался Центральный Детский театр. От частых посещений театра с родителями и школьными друзьями остались в памяти нарядный фасад, сдержанных тонов отделка зрительного зала, представительная лестница к фойе с растениями в кадках и балюстрадой, буфет с накрытыми крахмальными белыми скатертями столами, лимонад и кондитерские угощения… Но, бывая здесь позднее на спектаклях Российского академического Молодежного театра, мне не удавалось увлечься строительной историей и анализом архитектурного облика и интерьеров этого здания, внешне контрастирующего со строгим классицистическим обликом соседа — Большого театра. Да как-то и не приходилось ранее встречать сколько-нибудь основательно выполненные изыскания, посвященные истории планировки и застройки участка городской территории между Театральной площадью и Большой Дмитровкой, ставшего со временем средоточием известных театральных учреждений.
Академик РААСН, заслуженный архитектор России М. В. Нащокина блестяще справилась с этой задачей. Корпус привлеченных ею источников академически обширен. Он включает редко попадающие в поле зрения исследователей документы из московских архивохранилищ, многочисленные издания классиков москвоведения и публикации современников, сравнительно недавно введенные в научный оборот. Приятно удивляет объемный иллюстративный материал, дополняющий текст подчас совершенно новой визуальной информацией.
Изложение истории современного домовладения № 2 на Театральной площади в книге начинается с описания документов по землепользованию и межеванию XVII века. Показано, что слобода торговых людей из Дмитрова вдоль русла реки Неглинной с того времени активно заселялась и московской знатью. Низкое пространство в правобережье Неглинной постепенно заняла будущая Театральная площадь с выстроенным на ней в 1776 году Петровским театром. Театральный дом на западе граничил с домами причта храма Спаса Преображения, что в Копье, сгоревшими в 1812 году. Еще раньше, в 1805-м, сильно пострадал от огня и Петровский театр.
В 1820-х годах началось активное строительство, сформировавшее архитектурный ансамбль Театральной площади по проекту зодчего О. Бове в едином классицистическом стиле. Генерал-майор К. М. Полторацкий (1782–1858) получил разрешение возвести на западной стороне площади двухэтажный доходный дом (архитектор А. Ф. Элькинский) в скромных ампирных формах, с подвалами и арочными галереями для лавок в корпусах по Театральной площади и Большой Дмитровке. В торце участка дома Полторацкого возник трехэтажный объем, обращенный фасадом к Охотному Ряду. Здесь на втором и третьем этажах находились парадные залы и жилые комнаты семьи владельца. Это здание в перестроенном виде хорошо знают москвичи — в нем ныне расположен вестибюль станции метро «Театральная».
Следует отметить, что М. В. Нащокина в своем повествовании не ограничивается историческими сведениями лишь о строительной деятельности Полторацкого. Она приводит ценную информацию не только о формировании единого архитектурного облика площади, но и о взаимоотношениях застройщиков с московскими властями по поводу утверждения проектов и изыскания средств на дорогостоящие работы. В третьем десятилетии XIX века Театральную площадь уже нельзя было вообразить без зданий Большого и Малого театров и представительного протяженного строения вдоль западной границы, фигурирующего в городской истории как «дом Полторацкого».
В 1840 году К. М. Полторацкий продал домовладение купцу 1-й гильдии П. А. Бронникову. Тот, несколько модернизировав фасады и перестроив ряд помещений, сдал залы бельэтажа под трактир Барсова. Затем наследник, тоже Бронников, пригласил нового арендатора, которым с 1869 года стал Артистический кружок. Членами популярного московского сообщества служителей сцены являлись не только актеры Императорских театров, но и видные литераторы, журналисты, представители других творческих профессий. Владелец разрешил заново отделать интерьеры здания, где появилась сценическая площадка, клубные залы и опять же трактир с входом от Театральной площади.
В 1882–1888 годах дом занимал драматический Новый театр антрепренера М. В. Лентовского, инициировавшего масштабную перестройку на средства мецената П. И. Губонина по проекту архитектора Б. В. Фрейденберга. М. В. Нащокина с глубоким знанием предмета подходит к анализу стилевых особенностей проекта, увязывая их с тогдашними тенденциями развития европейской урбанистики и архитектуры общественных пространств.
В 1880-х годах строительная история дома достигает кульминации. Его фасад по Театральной площади в заданном Б. В. Фрейденбергом ретроспективном стиле дошел практически неизменным до наших дней, переделке подверглись со временем лишь некоторые интерьеры. Хотя, согласно исследованиям автора, владельцы заказывали и часто осуществляли интересные проекты приспособления корпусов по Охотному Ряду и Большой Дмитровке к новым торгово-общественным функциям.
Обширнейшая научная и общекультурная эрудиция М. В. Нащокиной воплотилась в подробном освещении прошлого театральных учреждений, располагавшихся в этом здании. Под пером выступившей в неожиданной для меня ипостаси историка русского сценического искусства Марии Владимировны оживает череда событий и личности знаковых персонажей, определявших судьбы различных театральных коллективов, антрепризных проектов. В поле зрения автора попали и Императорский Новый театр под руководством А. П. Ленского (филиал Большого и Малого театров), и Частная опера С. И. Зимина, и Театр К. Н. Незлобина… Думается, нечасто в театроведении столь подробно характеризовались творческие достижения корифеев актерской профессии и выдающихся сценографов.
Значительный объем текста монографии отведен советскому периоду истории театрального здания — периоду пребывания в нем МХТ 2-го Михаила Чехова и ЦДТ Наталии Сац. И здесь богато иллюстрированный материал дает всестороннее представление о процессе развития репертуарной политики и формирования трупп, о вкладе знаменитых актеров, режиссеров, сценографов в дело становления драматического искусства и воспитания зрителя — вдумчивого, эмоционально адекватного происходящему на сцене. Некоторых из этих талантливых артистов — звезд-травести В. Сперантову, Л. Чернышову, М. Куприянову, великолепных О. Ефремова, Г. Печникова и других — мне посчастливилось увидеть на подмостках Центрального Детского театра в спектаклях по произведениям русской классики, пьесам В. Розова, С. Михалкова.
С 1992 года сценическую площадку в доме № 2 на Театральной площади обрел Российский академический Молодежный театр под руководством главного режиссера Алексея Владимировича Бородина. Отрадно, что этот коллектив не только развивает лучшие традиции отечественного театра, но и бережно относится к занимаемому им зданию, проводя регулярные реставрационные работы на фасаде и в интерьерах. Приглашенная же для написания книги об истории дома и «населявших» его театральных коллективов М. В. Нащокина выполнила свою работу на высочайшем исследовательском и художественном уровне. Книга, выход которой приурочен к 200-летию театрального дома и 30‑летию основания РАМТ, послужит прекрасным подарком как театру, так и тем, кто профессионально занимается историей московского зодчества, градостроительства, театрального дела, да и просто многочисленным любителям краеведческой литературы.
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года. Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru