deneme bonusu veren sitelerjustin tvdeneme bonusu veren sitelerdeneme bonusudeneme bonusuCanlı Maç izleselcuksportstaraftarium24https://www.ilaclarim.com.tr/Cialis Dolandirici Siteescort konyahacklinkdeneme bonusu veren sitelerinat tvhttps://zjkg.net/justin tvjustin tv izletaraftarium24selcuksportsCanlı Maç izletaraftarium24IQOS iptv satın aljojobet tvcanlı maç izleistanbul escortantep escortinat tvselcuksportshacklinkiqostaraftarium24casino sitelericanlı casinoantalya travestisupertotobetonwinExtrabet girişantalya travestivozolvozol10000.com
Поиск

Судьба московского театрального дома

Судьба московского театрального дома

2-й Художественный театр (МХТ 2-й). 1930–1935 годы


Новый Императорский театр в доме К. М. Полторацкого. 1900 год

К выходу монографии М. В. Нащокиной «Москва. Театральная площадь, 2. История здания и его героев» (М., 2021).

У каждого коренного москвича есть своя Москва — историческая, событийная, бытовая. Столь же близка мне Москва архитектурная, Москва в многообразных перипетиях планировки и застройки, в эволюции городского пространства. Поэтому появление новой книги известного знатока архитектурного наследия Москвы, доктора искусствоведения Марии Владимировны Нащокиной сразу привлекло меня — прежде всего несомненной актуальностью данного труда для взыскательных читателей краеведческой литературы, изучающих историю столицы.

С детских лет помню здание неподалеку от Большого театра на Театральной площади, в котором тогда, в 1950-х годах, располагался Центральный Детский театр. От частых посещений театра с родителями и школьными друзьями остались в памяти нарядный фасад, сдержанных тонов отделка зрительного зала, представительная лестница к фойе с растениями в кадках и балюстрадой, буфет с накрытыми крахмальными белыми скатертями столами, лимонад и кондитерские угощения… Но, бывая здесь позднее на спектаклях Российского академического Молодежного театра, мне не удавалось увлечься строительной историей и анализом архитектурного облика и интерьеров этого здания, внешне контрастирующего со строгим классицистическим обликом соседа — Большого театра. Да как-то и не приходилось ранее встречать сколько-нибудь основательно выполненные изыскания, посвященные истории планировки и застройки участка городской территории между Театральной площадью и Большой Дмитровкой, ставшего со временем средоточием известных театральных учреждений.

Академик РААСН, заслуженный архитектор России М. В. Нащокина блестяще справилась с этой задачей. Корпус привлеченных ею источников академически обширен. Он включает редко попадающие в поле зрения исследователей документы из московских архивохранилищ, многочисленные издания классиков москвоведения и публикации современников, сравнительно недавно введенные в научный оборот. Приятно удивляет объемный иллюстративный материал, дополняющий текст подчас совершенно новой визуальной информацией.

Изложение истории современного домовладения № 2 на Театральной площади в книге начинается с описания документов по землепользованию и межеванию XVII века. Показано, что слобода торговых людей из Дмитрова вдоль русла реки Неглинной с того времени активно заселялась и московской знатью. Низкое пространство в правобережье Неглинной постепенно заняла будущая Театральная площадь с выстроенным на ней в 1776 году Петровским театром. Театральный дом на западе граничил с домами причта храма Спаса Преображения, что в Копье, сгоревшими в 1812 году. Еще раньше, в 1805-м, сильно пострадал от огня и Петровский театр.

В 1820-х годах началось активное строительство, сформировавшее архитектурный ансамбль Театральной площади по проекту зодчего О. Бове в едином классицистическом стиле. Генерал-майор К. М. Полторацкий (1782–1858) получил разрешение возвести на западной стороне площади двухэтажный доходный дом (архитектор А. Ф. Элькинский) в скромных ампирных формах, с подвалами и арочными галереями для лавок в корпусах по Театральной площади и Большой Дмитровке. В торце участка дома Полторацкого возник трехэтажный объем, обращенный фасадом к Охотному Ряду. Здесь на втором и третьем этажах находились парадные залы и жилые комнаты семьи владельца. Это здание в перестроенном виде хорошо знают москвичи — в нем ныне расположен вестибюль станции метро «Театральная».

Следует отметить, что М. В. Нащокина в своем повествовании не ограничивается историческими сведениями лишь о строительной деятельности Полторацкого. Она приводит ценную информацию не только о формировании единого архитектурного облика площади, но и о взаимоотношениях застройщиков с московскими властями по поводу утверждения проектов и изыскания средств на дорогостоящие работы. В третьем десятилетии XIX века Театральную площадь уже нельзя было вообразить без зданий Большого и Малого театров и представительного протяженного строения вдоль западной границы, фигурирующего в городской истории как «дом Полторацкого».

В 1840 году К. М. Полторацкий продал домовладение купцу 1-й гильдии П. А. Бронникову. Тот, несколько модернизировав фасады и перестроив ряд помещений, сдал залы бельэтажа под трактир Барсова. Затем наследник, тоже Бронников, пригласил нового арендатора, которым с 1869 года стал Артистический кружок. Членами популярного московского сообщества служителей сцены являлись не только актеры Императорских театров, но и видные литераторы, журналисты, представители других творческих профессий. Владелец разрешил заново отделать интерьеры здания, где появилась сценическая площадка, клубные залы и опять же трактир с входом от Театральной площади.

В 1882–1888 годах дом занимал драматический Новый театр антрепренера М. В. Лентовского, инициировавшего масштабную перестройку на средства мецената П. И. Губонина по проекту архитектора Б. В. Фрейденберга. М. В. Нащокина с глубоким знанием предмета подходит к анализу стилевых особенностей проекта, увязывая их с тогдашними тенденциями развития европейской урбанистики и архитектуры общественных пространств.

В 1880-х годах строительная история дома достигает кульминации. Его фасад по Театральной площади в заданном Б. В. Фрейденбергом ретроспективном стиле дошел практически неизменным до наших дней, переделке подверглись со временем лишь некоторые интерьеры. Хотя, согласно исследованиям автора, владельцы заказывали и часто осуществляли интересные проекты приспособления корпусов по Охотному Ряду и Большой Дмитровке к новым торгово-общественным функциям.

Обширнейшая научная и общекультурная эрудиция М. В. Нащокиной воплотилась в подробном освещении прошлого театральных учреждений, располагавшихся в этом здании. Под пером выступившей в неожиданной для меня ипостаси историка русского сценического искусства Марии Владимировны оживает череда событий и личности знаковых персонажей, определявших судьбы различных театральных коллективов, антрепризных проектов. В поле зрения автора попали и Императорский Новый театр под руководством А. П. Ленского (филиал Большого и Малого театров), и Частная опера С. И. Зимина, и Театр К. Н. Незлобина… Думается, нечасто в театроведении столь подробно характеризовались творческие достижения корифеев актерской профессии и выдающихся сценографов.

Значительный объем текста монографии отведен советскому периоду истории театрального здания — периоду пребывания в нем МХТ 2-го Михаила Чехова и ЦДТ Наталии Сац. И здесь богато иллюстрированный материал дает всестороннее представление о процессе развития репертуарной политики и формирования трупп, о вкладе знаменитых актеров, режиссеров, сценографов в дело становления драматического искусства и воспитания зрителя — вдумчивого, эмоционально адекватного происходящему на сцене. Некоторых из этих талантливых артистов — звезд-травести В. Сперантову, Л. Чернышову, М. Куприянову, великолепных О. Ефремова, Г. Печникова и других — мне посчастливилось увидеть на подмостках Центрального Детского театра в спектаклях по произведениям русской классики, пьесам В. Розова, С. Михалкова.

С 1992 года сценическую площадку в доме № 2 на Театральной площади обрел Российский академический Молодежный театр под руководством главного режиссера Алексея Владимировича Бородина. Отрадно, что этот коллектив не только развивает лучшие традиции отечественного театра, но и бережно относится к занимаемому им зданию, проводя регулярные реставрационные работы на фасаде и в интерьерах. Приглашенная же для написания книги об истории дома и «населявших» его театральных коллективов М. В. Нащокина выполнила свою работу на высочайшем исследовательском и художественном уровне. Книга, выход которой приурочен к 200-летию театрального дома и 30‑летию основания РАМТ, послужит прекрасным подарком как театру, так и тем, кто профессионально занимается историей московского зодчества, градостроительства, театрального дела, да и просто многочисленным любителям краеведческой литературы.

 
1xbet Giriş betturkey giriş betist Giriş kralbet Giriş supertotobet giriş tipobet giriş matadorbet giriş mariobet giriş bahis.com tarafbet giriş sahabet giriş
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu deneme bonusu deneme bonusu veren siteler Mariobet Gorabet Nakit bahis Elexbet Trbet Klasbahis Canli Bahis Siteleri Canli Bahis Siteleri artemisbet truvabet Restbet Vdcasino Betpas hacklink Shell Download
hoşgeldin bonusu veren siteler casinositeleri.me casinositeleri.bio casino siteleri hoşgeldin bonusu