Миусский парк городских железных дорог. Фотография П. П. Павлова. 1913–1914 годы
Краткий очерк жизни и творчества.
В октябре 1917 года заведующий строительным отделом Ярославской уездной земской управы архитектор Иван Кузьмич Запорожец «по своему желанию», как гласит сохранившийся в личном архиве И. К. Запорожца документ (об этом архиве, послужившем значительным подспорьем в работе над нашим очерком, речь пойдет ниже), ушел с работы, к которой «всегда относился в высшей степени добросовестно, аккуратно, а также с полным знанием своего и земского строительства». Ушел, чтобы немедленно выехать в Москву. Он не вел дневников, и нет очевидцев, которые могли бы подтвердить: да, Запорожец рвался в гущу революционных событий, спешил быть с теми, кто приступил уже к созиданию новой жизни. Но то, что такое предположение — наиболее верное, подтверждают факты его биографии.
Он родился в селе Ишим Томской губернии в семье украинского крестьянина К. И. Запорожца — бывшего крепостного графов Браницких, в молодости отданного в солдаты и участвовавшего в обороне Севастополя (1854–1855). В начале 1870-х годов Кузьма Иванович оказался в числе руководителей крестьянского бунта, за что был приговорен к каторжным работам с последующей ссылкой в Сибирь на 14 лет. Едва ли его жена Мария Макаровна знала о подвиге декабристок, но поступила так же, как дворянки Трубецкая, Волконская, Муравьева — добилась разрешения последовать за мужем в Сибирь. С ней отправился старший сын Петр, который в недалеком будущем станет видным революционером.
В 1957 году Г. М. Кржижановский писал: «Из героической семьи Запорожцев мне лично хорошо были известны <…> Петр, Иван и Антон. <…> Мы в особом долгу перед этой семьей. Петр Кузьмич Запорожец был, как известно, одним из членов группы “стариков”, основывавших “Союз борьбы за освобождение рабочего класса” в Петербурге. Мы все <…> были осуждены на 3 года ссылки в Восточную Сибирь, а он, Петр Кузьмич, был осужден на 5 лет. Почему? Потому что арестованный экземпляр “Рабочей газеты”, подготовленный для напечатания в Лахтинской типографии народовольцев, оказался написанным всецело рукой П. К. Запорожца. На самом деле подлинник был написан преимущественно рукой В. И. Ленина, но когда это увидел Петр Кузьмич, он немедленно своей рукой переписал всю газету, чтобы обезопасить с этой стороны Владимира Ильича. Кто знает, как бы сложились судьбы В. И. Ленина, если бы он получил лишних два года ссылки. <…> Петр Кузьмич Запорожец подвергался допросам такого рода, что в конце концов погиб первым из нашей группы».
Допросы, заключение в одиночной камере подкосили здоровье П. К. Запорожца. В тюрьме у него открылся туберкулезный процесс, началось тяжелое душевное заболевание. Больного, его перевезли на Украину к родителям, куда семья вернулась из Сибири в 1886 году. В Виннице в больнице он умер (1905).
Сын бунтаря, брат бунтаря, Иван не мог остаться в стороне от набиравшего силу революционного движения. Учась в Киевском реальном, а затем архитектурно-художественном училищах, он посещал подпольные молодежные кружки, занимался агитацией среди рабочих, выступал в печати как автор политических карикатур; в 1902–1904 годах неоднократно подвергался арестам.
Сейчас, спустя десятилетия всматриваясь в судьбу молодого Запорожца, можно констатировать, что эту незаурядную личность сформировали два главных фактора: жажда непосредственного участия в социальном переустройстве общества и страстное влечение к искусству. Рано открывшиеся способности к рисованию еще в юности привели его в Одесское художественное училище. Но старшие братья, считавшие рисование пустым занятием, забрали Ивана оттуда. В 1904-м он поступает в петербургскую Академию художеств. Однако и там учиться не пришлось — молодой человек заболел туберкулезом и вынужден был вернуться домой. Но уже в следующем году, едва поправившись и получив в ответ на свою просьбу «увольнительный приговор» сельского схода села Троцкого Киевской губернии, Иван едет в Москву, где его принимают в Училище живописи, ваяния и зодчества на живописное отделение в класс В. А. Серова и К. А. Коровина.
Шел бурный и тревожный 1905 год, события которого захватывают Запорожца. За активное участие в похоронах Н. Э. Баумана и Декабрьском вооруженном восстании он был выслан из Москвы под надзор родителей. Занятия в училище удалось продолжить лишь через год.
К. А. Коровин считал его талантливым учеником. Добрые взаимоотношения между ними сохранились надолго, вплоть до отъезда Коровина из России (1922), несмотря на то, что Запорожец перешел с живописного на архитектурное отделение — вероятно, не без влияния учившегося там друга и будущего известного зодчего А. И. Мешкова.
В 1907 году Г. М. Кржижановский устроил Ивана Кузьмича на работу техником-строителем в Московскую городскую управу и таким образом помог младшему брату своего товарища по «Союзу борьбы…» получить средства на продолжение учебы. С этого времени началась и архитектурно-строительная практика Запорожца: он участвует в проектировании (?) и строительстве жилого дома № 3 на Чистопрудном бульваре, в сооружении трамвайного депо Миусского трамвайного парка (снесено в 1984 году).
Жизнь впроголодь, совмещение работы с учебой — все это спровоцировало рецидив старого недуга. В 1910 году Запорожца в тяжелом состоянии отправляют в Крым. После нескольких месяцев лечения Ялтинская городская управа предложила ему место главного архитектора Гурзуфа. Деятельность в Крыму оказалась чрезвычайно плодотворной. Иван Кузьмич проектирует почтамт, детский санаторий, гостиницу, частные дачи (в архиве архитектора сохранился эскизный набросок дачи в стиле модерн, выполненный для заказчицы Левицкой). Кроме того, он строит винные подвалы в Массандре, в 1913 году осуществляет проект реконструкции мечети в Гурзуфе; наконец, в 1912–1913 годах разрабатывает проект и ведет наблюдение за строительством в Гурзуфе же дачи своего бывшего учителя К. А. Коровина (ныне — Дом творчества художников имени К. А. Коровина). Там Запорожец познакомился с Ф. И. Шаляпиным. Знакомство продолжилось позднее в Москве. Здесь уместно сказать, что круг дружеских связей архитектора был весьма широким. В его дом приходили музыканты, артисты, художники. Сам он с семьей несколько лет отдыхал на даче «Чайка» у известного живописца В. К. Бялыницкого-Бирули в Удомле.
Из Крыма Запорожец ездил в Москву для сдачи экзаменов и в апреле 1912 года получил свидетельство об окончании Училища живописи, ваяния и зодчества, а через два года стал действительным членом Московского архитектурного общества.
Тогда же он переезжает из Крыма в Ярославль, где проектирует и строит школы, склады, больницы, элеватор и другие объекты, участвует в составлении «Альбома типовых планов школьных зданий Ярославской губернии». Иван Кузьмич с неизменным вниманием и увлеченностью изучал архитектуру тех мест, где жил и работал. Так было в Крыму, в Ярославле, в Москве. Из воспоминаний Татьяны Ивановны Запорожец, дочери нашего героя: «Любимым памятником Ивана Кузьмича в Ярославле была церковь Ильи Пророка. Любопытно, что в Москве он знал не только архитектуру, но и особенности развития городского хозяйства. Москву он очень любил. Когда в 1930-х годах начали сносить памятники, он воспринял это с глубокой болью и истинным страданием. Как-то особенно сожалел о разрушенной небольшой церковке на Лубянской площади, не говоря уже о других уникальных зданиях».
В Москве в ноябре 1917 года Запорожец был избран в Бюро районных дум и назначен заведующим строительным отделом и технической частью МГЖД, а в сентябре 1918-го возглавил строительный отдел Моссовета…
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года. Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru