Симбирск. Открытка 1902 года
О жизни и трудах этого ныне забытого церковного историка и писателя.
Е.Н. Сумароков родился в Симбирске в семье чиновника. Окончил Уфимские духовное училище (1899) и духовную семинарию (1905, одиннадцатым по первому разряду), где за время его обучения сменилось несколько ректоров. Поступил Евгений в семинарию при ректоре протоиерее Николае Вознесенском. 18 октября 1901 года ректором по ходатайству епископа Уфимского и Мензелинского (1900-1902) Антония (Храповицкого. 1863-1936) был назначен архимандрит Андроник (Никольский. 1870-1918), к тому времени уже известный своим миссионерством в Японии. «Вскоре новоназначенный ректор сказал <…> наставление семинаристам: «Поднимите на себя труд милосердного самарянина. <…> Здесь теперь вы и готовитесь к этому святому делу, чтобы потом вы могли и готовы были жить с народом одною жизнию. <…> Не удаляться душою от народа, <…> лелеять в душе не мысль о возможности в будущем пожить светло и с удовольствием; нет: возгревайте в себе дух сострадания к народу». На Страстной седмице он обратился к семинаристам с призывом: «С малых лет старайся быть добрым сыном Отца Небесного; будь любовью исполнен в своей товарищеской жизни, будь искренен и правдив, ибо в злую и коварную душу не войдет премудрость». В мае 1905 года «за заслуги в воспитании юношества» его наградили орденом Святого равноапостольного Великого князя Владимира четвертой степени. Один из выпускников Уфимской духовной семинарии спустя годы, будучи в Харбине, вспоминал, что ректор‑архимандрит Андроник «пользовался особым почтением со стороны всех семинаристов, к которым умел подойти». С 1900 года в семинарии преподавал игумен Фаддей (Успенский. 1872-1937). В 1901 году он стал магистром, в 1902‑м — инспектором в сане архимандрита и, наконец, ректором. Но в 1903-1905 годах ректорский пост занимал протоиерей Евграф Еварестов (1857-1919), заведовавший ранее семинарской библиотекой, а также преподававший обличительное богословие, историю, старообрядческий раскол. Отец Евграф обладал недюжинными музыкальностью и даром слова, писал статьи, публиковал проповеди, исполнял различные обязанности в епархии. Возможно, его образ вдохновлял впоследствии Евгения Николаевича на активную церковно‑просветительскую деятельность в Харбине. Е.Н. Сумароков окончил семинарию в год поражения России в войне с Японией и активизации революционных выступлений внутри страны. Как отмечает современный исследователь, тогда уже «существовали технологии провоцирования «цветных революций»». Либеральная пресса стремилась «под видом заграничных писем, присылаемых из Лондона, Парижа, Берлина и Вены, в простой общедоступной форме доказывать читателю, как счастливы наши западные соседи и как обездолены мы, русские». Иностранцы выражали соболезнования в связи с событиями на японском фронте, а левая российская интеллигенция и вообще провозгласила лозунг: «Чем хуже, тем лучше». «Вместе с русскими либералами победам Японии радовались давние враги Русского царя — польские, финские, кавказские националисты». Перечисленные обстоятельства, не исключено, понудили Евгения Николаевича к продолжению образования уже по другой специальности. Через два года после семинарии он поступил на юридический факультет Томского университета, а вскоре (1909) перевелся на аналогичный факультет Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1912 году; одновременно (1910-1912) учился в Археологическом институте, готовившем археологов и архивистов…
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года. Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru