Рака с останками епископа Иакова (Домского)
Жизнь и деятельность епископа Якутского и Вилюйского Иакова (Домского. 1823–1889).
О епископе Иакове (Иерониме Петровиче Домском) вспоминают как об одном из ярчайших, «живых и деятельных» представителей Русской Православной Церкви последней трети XIX столетия. Проповедник, миссионер, преподаватель и наставник, он много потрудился на ниве духовного и церковного образования в российской глубинке, особенно в дальневосточных регионах. «Мудрым архипастырем, отцом и благодетелем сирот и бедных, добрым начальником и вертоградом Слова Божия, «градом, стоящим на верху горы (Матф. 5, 14)», истым учителем веры и добрым наставником дел» называли его. Будущий епископ родился в семье священника Петра, «поименованного по местности Домским», настоятеля небольшого храма во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова в селе Семенки Брацлавского уезда Подольской губернии. «При церкви состояли священнослужителями следующие лица: Прокопка Квасневский с 1796 по 1820 год, Петр Домский с 1820 по 1829 год. У сего священника, как показывает метрическая книга за 1823 год, был восприемником при крещении его сына Иеронима блаженной памяти Государь Император Александр I при следующих обстоятельствах. Когда у священника Петра Домского родился сын, он просил Государя, производившего в то время смотр войскам, стоявшим лагерями между селами Семенками, Щуровцами и Крапивной, осчастливить его быть восприемником его новорожденного сына Иеронима. Государю Императору благоугодно было удовлетворить просьбу священника; он приказал своему адъютанту присутствовать при крещении, но в метрической книге записать его». Петр Домский получил добротное образование, поэтому все его дети находились на начальном домашнем обучении. Только в возрасте девяти лет Иеронима определили в Приворотское духовное училище Подольской епархии, после чего он поступил в Каменец-Подольскую духовную семинарию. Однако занятия пришлось прервать: в 1840 году скончался отец, тремя годами ранее овдовевший, и на плечи 17‑летнего Иеронима легла забота о младших сестрах и брате. Так, вероятно, и остался бы он сельским клириком, не повстречайся ему на жизненном пути архиепископ Подольский и Брацлавский Кирилл (Богословский-Платонов) — «милостивый пастырь, отечески нежный к сиротам, чуткий к бедным, снисходительный к немощам и заблуждениям своих чад, христиански терпеливый и справедливый, близкий и доступный в общении для всех». Преосвященный Кирилл поддержал юношу материально, пристроил сирот и помог Иерониму поступить в Санкт-Петербургскую духовную семинарию (1841). Окончив с отличием ее (1845) и Санкт-Петербургскую духовную академию (1849), Иероним Домский удостоился степени кандидата богословия. Бесценным примером для выпускника Академии на открывавшемся перед ним обширном многотрудном поприще стало пастырское служение архиепископа Кирилла — выдающегося проповедника, усердного миссионера, радетеля о строительстве церквей, благоустройстве монастырей и духовных учебных заведений, улучшении материального положения духовенства, преодолении нестроений в епархиальной жизни (о нем даже ходили поговорки: «Кирилл всех мирил», «Кирилл милости творил»). Огромную роль в становлении личности епископа Иакова сыграли впоследствии и другие его учителя: ректор Иркутской духовной семинарии иеромонах Петр (Екатеринославский), архиепископ Томский Парфений (Попов, будущий архиепископ Иркутский и Нерчинский), ректор Томской духовной семинарии архимандрит Вениамин (Благонравов, который также станет затем архиепископом Иркутским и Нерчинским), епископ Пермский и Верхотурский Вассиан (Чудновский), видевший в Иакове своего преемника…
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года. Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru