Поиск

В Ширковом погосте…

В Ширковом погосте…

В Ширковом погосте…


 П. Д. Барановский (в центре)  с участниками экспедиции в Ширково.  Фотография 1930 года из книги:  Петр Барановский. Труды,  воспоминания современников (М., 1996)Деревня Ширково (Ширков погост) находится на возвышенном берегу озера Вселуг. В ней рядышком стоят две церкви — уникальной ярусной архитектуры деревянная (XVII век) и каменная XIX века, обе в честь Рождества Иоанна Предтечи. Подобное практически нигде больше не встречается: ведь обычно, когда старый храм ветшал или уже не вмещал прихожан, его разбирали и на том же месте строили новый…
В 1673 году по России путешествовал шведский инженер, говорят, и шпион Эрик Пальмквист. В дороге он зарисовывал панорамы городов, крепости, облик и костюмы русских людей. На одном из его рисунков, сделанном в Торжке, деревянная церковь, поразительно схожая с церковью из Ширкова. Изображение такой же церкви есть на двух иконах XVII века с видом Нило-Столобенской пустыни, хранящихся в Третьяковской галерее. Ныне ширковская церковь Рождества Иоанна Предтечи — последняя из очень редких на Руси деревянных храмов с ярусным покрытием.
В «Истории русского искусства» И. Э. Грабаря читаем: «Кроме высоких шатровых храмов, известен и другой тип церквей‑башен, где постепенно уменьшающиеся в своих размерах срубы ставились один на другой в несколько ярусов. Относительно времени появления первых церквей этого типа нельзя сказать ничего определенного, но известно, что в конце XVI века (в 1595 году) в Ниловой Столобенской пустыни была построена ярусная церковь. <…> Это было высокое здание, состоявшее из трех поставленных один на другой срубов, покрытых восьмискатными крышами, наподобие тех, какими с XIV века покрывались каменные храмы Новгорода и Пскова. Верхний сруб этой церкви был увенчан главой на круглой шее; с востока и запада к средней части церкви примыкали обычные прирубы алтаря и притвора (или даже трапезной). Возможно, что это был местный тип храма».
Предание гласит, что в давние времена торговые люди шли по тракту из Новгорода и несли с собой две иконы Иоанна Предтечи. Остановились на высоком берегу на отдых, а когда собрались продолжить путь, не смогли поднять иконы и оставили их под огромным валуном. Впоследствии два брата Ширковы во искупление какого‑то своего греха построили на этом месте церковь. Использовались ими бревна внушительной толщины — до 70 см в диаметре. Основанием служили огромные валуны. Высота церкви — около 45 метров. Годом постройки считается 1697‑й (по данным клировых ведомостей — 1694‑й).
По поводу же существования в погосте двух церквей здесь так и говорят: несли‑то новгородцы две иконы…
В 1930 году в Волговерховье отправилась экспедиция под руководством П. Д. Барановского. Производили обследование, обмер и фотофиксацию церквей Новосоловецкой пустыни, Осташкова, Троицкого Селижарова монастыря и деревянного ширковского храма. Много позже, в 1978 году, Петр Дмит­риевич рассказал о нем писателю В. А. Чивилихину:
«<…> — На селигерском Столобенском острове стоял храм без крыши в обычном понимании, без куполов и шатра, без «бочек» и «лемеха»! Другой храм этого типа, как я предполагаю, был некогда в Торжке, а третий пока существует в реальности, если не сгорел или не сгнил, я там давно не был.
— Где? — встрепенулся я.
— На озере Вселуг, в Ширковом погосте… Последний и единственный памятник неповторимого тверского архитектурного, можно сказать, стиля XVII века! Когда я его обмерял в 1930 году, он уже был в полуразрушенном состоянии. Ему скоро триста лет. <…> Необычная, простая на первый взгляд, но на самом деле очень сложная конструкция его покрытия надежно защищала основное здание — дожди и снега скатывались, как с гусиных крыльев. Разъять крышу на двадцать четыре крыла, вынести всю ее площадь наружу и разместить по вертикали мог только гениальный зодчий и строитель! <…> И самое поразительное — сооружению невиданной конструкции была придана красота, гармония. <…> Как я горюю, что уже никогда больше не увижу это диво дивное… <…> Как это чудо уцелело — не знаю и не понимаю!..Такая там жалкая деревенька на отшибе, такой бедный приход…
— Может, памятник сохранился именно потому, что стоял на отшибе? — предположил я. <…>
— Все может быть».
Церкви Ширкова погоста на озере Вселуг.  Фотография 2012 года

Другой исследователь этого памятника — архитектор А. В. Ополовников, автор проекта его реставрации — писал: «Первые этажи Иоанно-Предтеченской церкви трактованы живописно, насыщены игрой светотени и благодаря мощному выносу бревенчатых консолей, поддерживающих галерею, производят впечатление чрезвычайно конструктивной напряженности. Горизонтальные членения галерей подчеркивают редкую по силе устремленность ввысь последующих ярусов <…> Контрастность эта, видимо, не случайна. Вызываемый ею зрительный эффект строго рассчитан».
Реконструкции церковь подвергалась не раз. В 1830–1840‑х годах к западной ее стене пристроили колокольню, унич­тожив крыльцо. В 1882 году фасад обшили тесом, а кровлю покрыли железом. В 1960‑м постановлением Совета Министров РСФСР она была взята под охрану, но лишь спустя много лет, когда районный совет народных депутатов принял решение «Об утверждении охранных зон ансамбля Ширкова погоста», началась реставрация. В 1974–1977 годах снесли колокольню, искажавшую изначальную стройность силуэта; на ее месте вновь появилось крыльцо. Разобрали и тесовую обшивку. В 1980‑х и в начале 2000‑х годов церковь подновляли. Ныне она не действующая и существует только в качестве памятника.

Священник Симеон Ильинский  у своего дома в Ширкове.  Фотография начала 1890-х годов

Интерьер церкви совсем не соответствует ее внешнему виду. Войдя внутрь, останавливаешься от неожиданности. Стремительный ритм уходящих в небо ярусов остается снаружи. Здесь же видишь невысокий плоский потолок, набранный «в елку», и небольшие оконца, почти не дающие света. Объяснение простое: в условиях холодных продолжительных зим более просторное помещение было бы трудно отопить.
Строительство новой каменной церкви в Ширкове связано с именем священника Илии Семеновича Ильинского. Его отец, также священник Симеон Гаврилович Ильинский, был назначен на ширковский приход в 1879 году. В январе 1887‑го по предложению Археологической комиссии Академии художеств он составляет подробную «метрику» своей церкви — единственное дошедшее до нас описание того времени. Наружные стены были окрашены белилами, поэтому церковь называлась в народе «белой». Внутри на красном фоне — изображения «недавнего писания»: святой благоверный князь Александр Нев­ский, «при нем корона», «Убиение святого Великого князя Михаила Тверского», святой благоверный князь Глеб «в короне», великомученица Варвара «в короне и костюмах царских». На потолке — Троица «русского письма». Иконостас «старого устройства, деревянный, резной с колоннами, четыре яруса в двенадцать рядов». В нем иконы «старого византийского письма». В храме также находились два образа Иоанна Предтечи, Спаса Нерукотворного и святителя Николая чудотворца на холсте.
В 1894 году отец Симеон скончался. Настоятелем стал его сын.

 

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию

 
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu deneme bonusu deneme bonusu veren siteler Devranlink Mariobet Gorabet Nakit bahis Elexbet Trbet Klasbahis Canlı Bahis Siteleri Canlı Bahis Siteleri artemisbet truvabet Restbet Vdcasino Betpas hacklink Shell Download