Поиск

Рекруты

Рекрутские наборы, проводившиеся в России с 1705 по 1874 год, — один из излюбленных сюжетов русских историков, литераторов, живописцев. Здесь имеется ряд устойчивых стереотипов (тяготы «солдатчины», рыдающие «соломенные вдовы» и тому подобное). Так или иначе, сложившуюся в общественном сознании картину «рекрутчины» — ее бытовую сторону — позволяют существенно дополнить архивные документы XVIII-XIX веков (ОПИ ГИМ. Ф.14, ед.хр.117, 294, 610, 1524, 1530, 1536, 1537, 1746, 1827, 1874, 2402, 2405, 2407, 2294, 2528).Прежде всего для «сдачи» в рекруты по каждому селу, деревне и имению составлялись списки. Большое значение для попадания в такой список имел мирской приговор — решение мирской сходки (собрания крестьянской общины, «мира») относительно кандидатов в рекруты. Эти приговоры представлялись на рассмотрение помещика. Причем общество подчеркивало обоснованность своих постановлений по каждой кандидатуре: «Список на крестьян вотчины, выбранных для отдачи в нынешний рекрутский набор, с показанием, кто за какие пороки выбран». Приведем из них несколько выдержек.»После кражи общинного хлеба общество… дало сей приговор в том, чтобы… отдать их в рекруты в зачет будущих наборов».»Назначен в рекруты за нерачение к господским и домашним работам, также и по подозрению в краже лошадей».»По непрочности к крестьянству».»Назначается за худое поведение и воровство, замеченное за ним в бытность в господском доме. Состояния последнего».»Подлежит к отдаче в рекруты по очереди от трех братьев и более за пьянство, развратное его поведение, неплатеж господских повинностей и проживание в теплых местах без паспорту».»Назначается к отдаче… по очереди от трех братьев, а более за кражу отцом у крестьянина Ильи Захарьина ржаного хлеба снопами два воза».»Сие семейство назначается не по очереди, а единственно за проживание в степных местах около пяти лет с развратным поведением и непосылом в оброк денег».»На мирском нашем сходе избраны люди, замеченные в пьянстве, нестарании к домашним и полевым работам и вообще худом поведении».»Назначается… предавшийся пьянству, нерадивости к господским работам и совершенной беспечности о своем семействе».»По очереди от трех братьев, а более по замеченной уклончивости от господских и домашних работ».Значительную роль играли состояние хозяйства крестьянина и размер земельного надела, от чего зависела исправность общинных платежей.»Илья Шувалов к отдаче был назначен токмо чрез большой издерж, пришел в сущее недостаточество, отчего в кабале немалое время».»Имеет земли 4 десятины, поведения [по]средственного».»Назначается в сдачу по очереди и за малый платеж недоимок, притом худого поведения».»Прибавил недоимок 33 рубля, за что и назначается к сдаче»»Назначается по случаю раздела имущества, чрез то пришедшее в расстроенное состояние по нерадению к работам и бедности».»Назначаются Савелий и Ефрем Федоров Каминины по худому поведению, воровству и пьянству, за коими всегда состоят денежные мирские недоимки».Иногда рекрут характеризуется одним-двумя словами: «невоздержан», «ленив», «несоветно (не в согласии, в ссоре. — Е.П.) живет с женой», «невоздержан в вине», «неприлежен».Мошенничество приказчиков и старост при назначении в рекруты порождало многочисленные жалобы. Помещики — надо отдать им должное — случалось, принимали по этим жалобам весьма крутые меры. Один из них писал своему приказчику 31 января 1807 года: «Для следствия и разбрания просьб будет нарочный из Москвы. Как за неправедные поступки по должности… так за пьянство и дурное поведение предписываем тебе строгий выговор. Если ты и впредь будешь чинить крестьянам обиды и не воздерживаться от пьянства, то непременно отрешен будешь от должности и определен в заводскую работу».Чем состоятельнее был крестьянин и, следовательно, чем лучше платил оброк и мирские сборы, тем меньше была вероятность попадания в рекруты его самого и его сыновей. Таким разрешалось откупаться от рекрутчины, нанимать человека вместо себя. Откупившимся выдавался «билет» на освобождение. Иногда сдача в рекруты отменялась после внесения недоимок (такой случай наблюдаем в 1845 году). Иным давался последний шанс: «Назначаются в подводчики и караульные. Если не взнесут назначенных сумм ко времени, представлены будут в рекруты».Общество, мир имели на местах большую власть, о чем можно судить по такому примеру: «В 1845 году прибавил недоимку в 53 руб. и назначен к сдаче по очереди и по желанию крестьян». Между тем данный «недоимщик» не годился в рекруты по возрасту — ему уже было 40 лет.Мотивы мирских приговоров могли быть не только материального, но и морального порядка: «За тем более назначается по причине за покрывательство отлучившейся дочери неизвестно куда, жены крестьянина Спиридона Пирожкова Аксиньи, которая и поныне неизвестно где находится».В 1794 году на доношение бурмистра по поводу просьбы крестьянки «о неотдаче» в рекруты ее сына, замеченного в краже баранов, владелец отвечает: «Объявить ей, что подозрительные люди, каков есть сын ее, терпимы быть не могут и оных велено отдавать в рекруты прежде очередных крестьян». Но последнее слово помещик оставляет все-таки за мирским сходом: «Буде оный за воровство миром приговорен в рекруты, избавить от того неможно».В 1827 году приказчик села Шумовка Симбирской вотчины Алексей Шкарин писал в своем рапорте: «Для отдачи в рекруты выбраны на точном основании последовавших на сей предмет от Вашего сиятельства повелений замеченных в разных шалостях по вотчине, но из них доказывают на очередных, коих имеется по два и три брата, но как из тех состояние имеют хорошее…» Помещик: «В рекруты отдать из порочных крестьян и безнадежных в вотчине, несмотря на то, что они указывают на очередных, если они хорошего поведения и во всем исправны. По окончании прислать список с означением причин, по коим они поступили… за подписом умеющих грамоте крестьян».Приказчик подмосковного села Влахернского в октябре 1840 года докладывает о котельническом крестьянине Василии Мочалкине, который был принят на работу в поместье «по бедному состоянию и неисправности в крестьянских работах», но и здесь «оказался безнадежен к исправлению господской должности, предался лености, озорничеству, пьянству и воровству». Вывод: «Исправить полезными советами нельзя, как только отдать в рекруты и тем заменить хорошего и благонадежного человека».В своем стремлении отделаться от пьющих и нерадивых общество не останавливалось и перед нарушением закона — представляло кандидатов моложе 18 и старше 30 установленных лет, недопустимо малорослых и больных. Так, в 1825 году рекрутское присутствие исключило из набора Луку Козьмина «за старостью и слабостью», Прокопия Иванова и Андрея Григорьева — «за слабостью и тощим сложением», Лариона Тимофеева — «за недержанием мочи», Григория Козьмина — «за болезнью причинного места», Ивана Никитина — «за повреждением большого пальца руки». Среди причин возврата рекрутов были и такие: «не принят за молодостью лет и в меру не дошел полвершка», «зубы крошатся… кряду повредились», «передних трех зубов во рту нет», «сух телом и уже в летах», «худощав на теле и слаб здоровьем». Неприятие в службу обозначалось специальным термином «обзатылен».После каждого очередного набора помещик должен был получить от Казенной палаты квитанцию, что представленные рекруты оказались положенных лет и роста, в службу годны и деньги на их содержание приняты. Зная «качество» значительной части своего «материала», приказчики и старосты не скупятся на подкуп чиновников всех уровней и ведомств. Отчеты о расходовании мирских денег пестрят следующими записями: «Подарено полковнику 100 руб.», «Вахмистру за натяжку в меру 2 руб.», «Губернаторскому помощнику 40 руб.», «Дано лекарю за отношение в рекрутское присутствие о уверении способностей 40 руб.», «Для скорого лечения рекрута подлекарю 12 руб.», «По архиву о прибавке лет 4 руб.», «Дежурному лекарю — 20, секретарю — 12, сторожам — 84 коп.», «Гарнизонным унтер-офицерам и солдатам 1 руб. 5 коп., сторожам палатским 52 с половиной копейки». В документах по рекрутским делам Владимирской вотчины особенно часто мелькает некий «господин Зюз». Подсчеты показывают, что всего в 1818-1822 годах он получил в виде «подношений» около 500 рублей. Чрезвычайные расходы мир нес в случае побега или членовредительства назначенных в рекруты. Чтобы «замять» такие дела, подарки дарятся секретарю губернатора, повытчикам и приказным земского суда, лекарям. Так, в случае с двумя членовредителями уже известный нам «господин Зюз» получил 108 рублей, секретарь губернаторской канцелярии — 20 рублей, секретарь помощника губернатора и восемь писарей в общей сложности — 9 рублей 50 копеек. Расходы по этой статье были одобрены владельцем крепостных.На некоторых отчетах о сдаче рекрутов и вышеупомянутых расходах рука барина оставила пометки типа «NB» или «неправда» (видно, особенного доверия к своему приказчику помещик не питал).Если крестьянин, уже отданный в рекруты, почему-либо бывал возвращен, с него взыскивались все затраченные деньги (обмундирование и прочее). Так, с крестьянина Ефима Фунина в 1819 году «взыскано истязанием 235 руб. и требовалось до ныне еще 115 руб.»Теперь о солдатках того времени. Интересный и малоизвестный факт: некоторые бездетные рекрутские жены получали от рекрутского присутствия «вид на свободное жительство в городах и селениях, где пожелает» — при условии «честного поведения». В 1840-1843 годах такой вид был выдан четырем «соломенным вдовам» из числа крепостных князя С.М.Голицына.Разыгрывались и подлинные драмы. Одна из них, довольно типичная, зафиксирована в переписке приказчика села Алексеевщево Владимирской губернии коллежского асессора Давыда Карловича Риххарта со своим помещиком. Риххарт докладывает, что брат рекрута «хотел спихнуть со двора в келью» (то есть приют) золовку с двухлетней дочерью «по здешнему прежнему обыкновению». Солдатка стала просить о разделе имущества, что, по мнению Риххарта, грозило разорением хозяйства. Приказчик предлагает, чтобы брат давал на содержание племянницы ежегодно «по 4 меры чистой ржи, по 2 меры гречки, от одной овцы шерсти и пять дестей мятого льна». Когда племянница выйдет замуж, три брата отца должны снабдить ее китайчатым сарафаном, овчинной новой шубой и отдать за нею одну овцу, то есть «вести честь по деревенскому обряду». Видимо, Давыд Карлович был человек благородный, он даже предложил помещику «сделать оное по вотчине непременным законом и достигнуть цели: впредь крестьяне оставят то злоупотребление, чтоб осиротевших родственников спихивать со двора в келью, на мирское подаяние, не почитая за собой к сиротам никакой обязанности по безбожной заведенной злонравственности от послабления начальства».

 
Vdcasino Mariobet Gorabet Nakit bahis Elexbet Trbet Betpas Restbet Klasbahis Canlı Bahis Siteleri Canlı Bahis Siteleri artemisbet truvabet hacklink Shell Download