Поиск

Фотография с «кормилицей»

Фотография с «кормилицей»

Фотография с "кормилицей"


Русским нянюшкам-пестуньям в лице Арины Родионовны памятник воздвигнут — нерукотворный:

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!..

А кормилица? Ну кто же — в молочном-то возрасте — запомнит свою кормилку?
Алексей Михайлович Ремизов не просто помнил, через всю жизнь он пронес любовь к своей кормилице, многажды писал о ней.
«Евгения Борисовна Петушкова, калужская песельница и сказочница, и меня не отделить от нее».
Девять месяцев она кормила его. И самое раннее — возможно, первое — ощущение бытия у него связано именно с кормилицей: «Она погладила меня своей жесткой рукой и назвала своим ласкательным, созвучным с ее Машуткой… Меня уж никто не называл тем именем и с той женской простонародной интонацией, неповторимой в моем произношении, моя невольная память исходила из самого существа: я чувствовал запах ее молока».
И через много десятилетий — пройдя революцию, ссылки, изгнание, жизнь прожив, — он будет вновь и вновь ощущать этот запах: «Вдруг, и это как запах «чистого поля», цветов и травы в Париже в самую бесснежную зиму и гололедицу, вдруг…»
Через девять месяцев они расстались. Евгения Борисовна вернулась в свою калужскую деревню. Но, бывая в Москве, — здесь работал ее муж, — она неизменно наведывалась к своему молочному сыну.
Эти встречи он вспоминал как праздники. Вниманием, лаской домашние его не баловали. «Самое трудное было — мое детство»…
Все творчество Ремизова овеяно сказовым, лирическим началом. Но особое внимание его — к собственно сказке. При жизни у писателя вышло восемьдесят три книги. И более половины из них — сказки. «Читая всякие записи сказок, я все искал, я хотел вспомнить те первые сказки и, случалось, вдруг слышу знакомый голос, и тогда я писал с голоса калуцкой песельницы и сказочницы — моей кормилицы».
Ему было восемь лет, когда он видел ее в последний раз. Тогда в Москву ее привело несчастье: муж, рабочий чугунолитейного завода на Зацепе, попал в машину, ему отняли ногу. Евгения Борисовна увозила его в деревню.
Как всегда, навестила Ремизовых в их доме (Малый Толмачевский переулок, 8).
— На войне был, и ничего, Бог спас, а вот — калека!..
— Такая судьба! — заметила ей старуха-нянька.
«И я помню, я видел, как на это непререкаемое, на этот «суд непосужаемый», и все заключающее «судьба», встрепенувшись, она посмотрела: испуг это? нет! — и какие огни посыпались из ее глаз — и пусть разразит ее, не согласна! И опустившийся рот ее задрожал… И этот образ сжился со мной. Так ярко я чувствую и живо, как свое: отпор, огонь на огонь встречной, неумолимой, беспощадной судьбы, это сердце и волю. Вот кто меня выкормил и научил ходить по земле — какая «взвихренная Русь»!
О кормилице своей Ремизов писал во многих произведениях: в романе «Пруд» — во всех его четырех вариантах; в «загогулинах памяти» — книге о годах ссылок и тюрем «Иверень»; в «каторжной идиллии» — вдохновенном эпосе о десятилетиях парижской эмиграции, романе «Учитель музыки». И, конечно, в «узлах и закрутах памяти» — автобиографической книге очерков «Подстриженными глазами». Она — о детских и юношеских, московских годах жизни. Кормилица помянута здесь во многих главах, а «Первые сказки» — целиком о ней. Книга вышла в Париже в 1951 году, создавалась же — несколько десятилетий.
Друг и биограф писателя Н.В.Кодрянская однажды спросила:
— Алексей Михайлович, что вы сами думаете: в каких ваших книгах нужно искать к вам разгадку?
— Не знаю, трудно самому решить, а все же, пожалуй, «Подстриженными глазами». В этой книге я обнажил себя до конца!
Один из самых ранних очерков был опубликован в 1929 году в Чикаго. Там на русском языке выходил в то время журнал «Москва». В этом журнале, в 9-й, сентябрьской его книжке, и появился очерк Ремизова. Назывался он «Русская земля». Посвящен был — кормилице. И открывался снимком: она, Евгения Борисовна, во всей красе, с улыбающимся малышом на коленях… «Мне тогда семь месяцев исполнилось», — сообщал автор.
Ремизов без конца перерабатывал свои произведения, менял названия. В 1937 году очерк о кормилице появился в парижской газете «Последние новости» под названием «Первые сказки». Включен очерк и в книгу «Учитель музыки». Здесь он называется «Молоко». Самый полный вариант — в книге «Подстриженными глазами».
Только первая публикация, в чикагской «Москве», проиллюстрирована фотографией кормилицы с младенцем Алешей на руках. Но во всех вариантах сообщалось об истории снимка: «Из Толмачевского переулка понесла она меня на Пятницкую в дом Рожнова к фотографу Мартынову»…
На рубеже 70 — 80-х годов прошлого века в Москве работало около шестидесяти фотографий, в основном на Кузнецком мосту, на Тверской улице, на Петровке. Были они и на Пятницкой, в том числе любительские.
Разделяя увлечение многих состоятельных людей того времени, здесь в собственном доме (более-менее сохранился лишь флигель — ныне ? 12) оборудует фотоателье страстный фотолюбитель, купец Александр Фадеевич Лузин. В 1868 году он сделал архитектору Н.Тютюнову примечательный заказ: соединить два строения (ныне ? 14) «легкой галереей в помпейском стиле» — с широкими окнами и стеклянной крышей. Эту галерею Лузин стал сдавать профессиональным фотографам.
Весной 1871 года галерея приглянулась фотографу с Арбата Владимиру Мартыновичу Мартынову. Более двух лет он проработал здесь. Клиентуры хватало: семьи у замоскворецких купцов были большие… В июле 1873 года Мартынов перенес свое ателье в дом Рожнова, через дорогу, как раз напротив лузинских владений.
Дом этот был двухэтажный. Низ — каменный, верх — деревянный. Строился в послепожарной Москве в 1817 году купцом Давыдовым. С.Н.Рожнов приобрел его в 1864 году.
(В 1903 году на месте дома Рожнова архитектором С.Суворовым был возведен другой, четырехэтажный — ныне ? 17, — в стиле «рациональный модерн». Сейчас это обычный жилой дом с магазинами в первом этаже.)
Сюда, к фотографу Мартынову, и принесла в начале 1878 года маленького Алешу Ремизова его кормилица.
Непонятно, как запомнил все еще даже не годовалый малыш, но сценку в ателье Мартынова писатель Ремизов воспроизвел десятилетия спустя красочно и зримо: «Фотограф усадил ее, нарядную, и меня с ней, и сказал (хитрый фотограф!): «Смотрите, птичка летит!» И оба мы на «птичку» встрепенулись, тут он и щелкнул. И эта «птичка», судя по карточке, больше во мне: взлет глаз и разлившаяся радостью улыбка, точно говоря # мир так прекрасен, звенящее небо, земля нарядна, душиста и тепла!..»
Ремизов всегда щедро дарил свои книги. Один экземпляр он неизменно преподносил жене, Серафиме Павловне, излагая в пространных надписях судьбу каждого издания. В итоге сложилось уникальное рукописное автобиографическое повествование.
Серафимы Павловны не стало в мае 1943 года. В 1947 году — в год своего 70-летия — Ремизов решил передать эти дарственные экземпляры Наталье Владимировне Кодрянской. «Все это я хочу передать в Ваш дом — моей любимой внучке «Подсолнушку». Это единственное собрание будет памятью о Серафиме Павловне. На книгах я везде сделаю надпись «передачи». Я знаю, с какой бережливостью будут эти книги храниться у Вас».
Так же Ремизов поступил и с мартыновским снимком, наклеив его на лист бумаги, сделав вверху поясняющие надписи и поместив под ним фрагмент из неопубликованной тогда еще книги «Подстриженными глазами».
Наталья Владимировна (она дожила до 1983 года) действительно бережно хранила ремизовские автографы. И распорядилась ими достойно. Книги были переданы в Петербург, в Пушкинский Дом. А фотография «с кормилицей» оказалась в Москве, в Государственном архиве литературы и искусства.
Надписи Ремизова на снимке порождают ряд вопросов.
Дело в том, что во всех опубликованных вариантах очерка о кормилице (в том числе и в книге «Подстриженными глазами») Ремизов говорит о себе семимесячном.
Надпись на обороте карточки, переданной Кодрянской: «Алексей Ремизов — шести месяцев — с кормилицей Евгенией. Москва». Здесь же, на обороте, и фирменный знак мастера — «Фотография В.Мартынова на Пятницкой улице в д. Рожнова в Москве».
А под карточкой, в пояснениях для Кодрянской, отдельной строкой: «Мне тогда исполнилось девять месяцев жизни». Причем слово «девять» выделяет он, Ремизов.
Какая, вроде бы, разница? Ну, шесть. Ну, семь. Ну, девять. Все равно — младенец, грудничок.
Нет, не все равно. Возможно, это разночтение не случайно: карточка могла быть не одна.
Евгения Борисовна, напомним, кормила ребенка девять месяцев. Видимо, перед отъездом она и побывала с ним у фотографа Мартынова. И надпись для Кодрянской: «Мне тогда исполнилось девять месяцев жизни» — верна.
В таком случае — существует ли другой снимок, на котором малышу было бы шесть или семь месяцев?
Да, существует. Полагаем, есть другой вариант снимка Ремизова-ребенка с этой же кормилицей. Или — скажем осторожнее — грудного ребенка с кормилицей, очень похожей на Евгению Борисовну.
На карточке, подаренной Н.В.Кодрянской, Ремизов — «девятимесячный» — сидит у Евгении Борисовны на коленях.
На другом снимке кормилица держит ребенка на руках. Понятно, фотограф Мартынов мог сделать, как водится, несколько снимков. Но небольшая разница в наряде кормилицы дает основание заключить: снимки делались в разное время.
Немаловажное обстоятельство: легко прослеживается связь второго снимка с семьей Ремизовых. Дядя Ремизова — брат его матери, Марии Александровны, Николай Александрович Найденов — был известен как крупный предприниматель и видный общественный деятель. На собственные средства Н.А.Найденов издавал альбомы, посвященные истории Москвы. В подготовке этих альбомов с ним сотрудничал выдающийся фотомастер Альберт Иванович Мей, издатель популярнейшей в свое время серии открыток «Типы России», вошедшей в золотой фонд российской художественной фотопечати. Причем для этой серии мастер пользовался как собственными снимками, так и работами других фотографов.
В «Типах России» и появилась открытка «Кормилица», о которой идет речь.
Почти наверняка это — Евгения Борисовна и шести-семимесячный Алеша Ремизов, уютно сидящий на руках своей кормилицы. Снимок мог сделать и Мартынов, и сам Мей — они работали в одно и то же время.
Всмотритесь внимательно в оба снимка. Сходство чрезвычайное. И к обоим можно отнести слова Ремизова: «Когда я смотрю на карточку моей кормилицы, я думаю: ведь это Россия — сама русская земля, вся-то в цветах: ленты, бусы, кокошник, кружева. Какая нарядная!..»

 

 
istanbul escort aksaray escort arnavutköy escort ataköy escort avcılar escort avcılar türbanlı escort avrupa yakası escort bağcılar escort bahçelievler escort bahçeşehir escort bakırköy escort başakşehir escort bayrampaşa escort beşiktaş escort beykent escort beylikdüzü escort beylikdüzü türbanlı escort beyoğlu escort büyükçekmece escort cevizlibağ escort çapa escort çatalca escort esenler escort esenyurt escort esenyurt türbanlı escort etiler escort eyüp escort fatih escort fındıkzade escort florya escort gaziosmanpaşa escort güneşli escort güngören escort halkalı escort ikitelli escort istanbul escort kağıthane escort kayaşehir escort küçükçekmece escort mecidiyeköy escort merter escort nişantaşı escort sarıyer escort sefaköy escort silivri escort sultangazi escort suriyeli escort şirinevler escort şişli escort taksim escort topkapı escort yenibosna escort zeytinburnu escort porno 1080p porno izle 4k porno izle 720p porno izle abella danger alman alman porno alman porno izle aloha tube porno amatör amatör porno amatör porno izle anal anal porno anal porno izle arap porno asa akira porno asyalı porno bangbros porno bangbros porno izle banyoda sikis başörtülü porno beeg porno izle beyaz tenli porno izle biseksuel porno izle bisexsuel porno brandi love porno brazzers brazzers porno izle canli porno canli porno izle çinli porno çinli porno izle ensest porno ensest porno izle ensest seks erotik porno erotik porno izle esmer porno esmer porno izle etek altı fake agent fake taxi fake taxi porno fantazi pornoları fantezi porno izle fetiş porno fetiş porno izle fetish fransız porno fransız porno izle full hd hg porno izle gangbang porno genç kız porno izle genç kız sikişi genç teen porno izle gizli çekim porno gizli çekim pornosu grup pornosu grup porno grup porno izle hd pornolar hd porno hd porno izle hemşire porno hemşire pornosu hizmetçi porno hizmetçi porno izle ingiliz porno japon pornoları japon porno kızlık bozma kızlık bozma porno izle konulu porno konulu porno izle koreli porno köylü pornoları kumral porno kumral porno izle latin pornoları latin porno latin porno izle lezbiyen pornoları lezbiyen porno lezbiyen porno izle lisa ann porno liseli pornoları liseli porno liseli porno izle manken porno manken porno izle masaj porno izle masturbasyon porno izle masturbasyon pornoları mature porno mia khalifa porno mia malkova porno milf porno izle mobil porno mobil porno izle öğrenci porno izle öğretmen porno izle okul porno izle olgun kadın pornosu olgun porno oral porno oral porno izle oral seks porna izle pornhub pornhub porno izle porno film izle porno indir porno izle porno resimler porno star porntube porno izle redtube redtube pornoları riley reid porno rokettube rus pornoları rus porno rus porno izle sakso blowjob porno izle sarışın pornoları sarışın porno sarışın porno izle sarışın pornoları sekreter porno shemale sikiş sikiş sikiş izle şişman porno siyahi pornoları suriyeli pornoları swinger porno tecavüz porno teen porn türbanlı pornoları türbanlı porno türk pornoları türk porno türk porno izle türkçe altyazılı porno türkçe altyazılı porno izle xhamster pornoları xhamster porno xhamster porno izle xnxx xnxx porno xnxx porno izle xvideos xvideos porno izle yaşlı porno yeşilçam porno izle youjizz youporn youporn porno izle zenci porno güvenilir bahis siteleri bahis siteleri casino deneme bonusu casino siteleri deneme bonusu para yatırma bonusu bahis siteleri casino siteleribahis sitesi para yatırma