Поиск

Мемориальный комплекс советским воинам в Трептов-парке

Мемориальный комплекс советским воинам в Трептов-парке

Вход в мемориал в виде опущенных знамен


Саркофаги

История создания и день сегодняшний.

Покоряя страны и континенты, Гитлер не сомневался в своей окончательной вселенской победе. Он мечтал о полной перестройке Берлина, которому под новым названием «Германиа» предстояло стать будущей столицей мира. Выполнить проект перестройки поручалось личному архитектору Гитлера А. Шпееру. В числе прочих циклопических объектов в центре города планировалось возвести величественное здание новой Рейхсканцелярии в ансамбле с Дворцом фюрера, включавшим частные апартаменты, которые по роскоши и помпезности должны были превзойти все известные в прошлом и настоящем монаршие резиденции. Для этого ансамбля в 1939 году разработали чертежи, сделали макеты. Начался снос многочисленных строений в центре Берлина. Тогда же приступили к заготовке гранита в Италии и в странах Скандинавии. Гранитные глыбы свозились в район стоящего на Одере города Фюрстенберг и там складировались. Об этом хранилище знали немногие.

Мечты фюрера, как известно, не осуществились. В 1943 году в прессе появилась информация: на Одере обнаружен тайник с гранитом, предназначенным для строительства «памятника Гитлеру». Эти публикации нашли отражение в сатирическом «Окне ТАСС» № 810 от 23 сентября. Эпиграфом к плакату послужили строки газетного сообщения: «Для памятника Победы в Берлине был заказан в Швеции гранит. Теперь заказ этот аннулирован». Художник Б. Е. Ефимов изобразил гранитную глыбу, затянутую паутиной. Мимо нее бежит Гитлер, спасающийся от настигающих его русских штыков. С недоумением спрашивает его Геббельс: «Мой фюрер, а что делать с гранитом, из которого мы хотели высечь твой памятник?» Гитлер: «Не надо, уже высекли!»

* * *

Памятник в немецкой столице все-таки появился — но увековечил он победу СССР, а не фашистской Германии. Это был монумент «Солдат-освободитель» в составе мемориала павшим в битве за Берлин советским солдатам в Трептов-парке. На его сооружение потребовалось в числе прочего 46 000 квадратных метров гранитной облицовки. Вот тут-то и пригодился гранит, припасенный для Дворца фюрера.

Величественный мемориал открылся 8 мая 1949 года. Скульптура изображает советского солдата: одной рукой он держит спасенную им немецкую девочку, в другой его руке — меч, сокрушающий поверженную фашистскую свастику.

Идея памятника принадлежала Маршалу Советского Союза К. Е. Ворошилову. Объявили конкурс, в котором участвовало 33 проекта. Победил проект скульптора Е. В. Вучетича и архитектора Я. Б. Белопольского.

Первоначально на постаменте должна была возвышаться фигура И. В. Сталина с глобусом в руке: символ спасенного от коричневой чумы мира. Вучетич предложил свой вариант — фигура советского солдата с девочкой на руках. Именно этот вариант одобрил Сталин.

В основе сюжета скульптурной композиции — реальное событие: спасение немецкой девочки советским сержантом Н. И. Масаловым, знаменосцем 220-го полка 79-й гвардейской стрелковой дивизии. Произошло это 6 апреля 1945 года. Позднее Николай Иванович вспоминал: «Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала: “Муттер, муттер!” Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку — и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим — выручили, открыли огонь со всех стволов». Сержанта ранило в ногу, но девочку он донес до укрытия и передал санитарке.

Первые публикации в прессе о Масалове появились в 1964 году, а в 1969-м ему присвоили звание Почетного гражданина Берлина. На месте его подвига прикреплена табличка: «В память о сержанте Николае И. Масалове (1921–2001). В ходе боев за Берлин 30 апреля 1945 г. возле этого моста, рискуя жизнью, он спас из огня оказавшегося между двумя фронтами ребенка».

В процессе работы над скульптурой Е. В. Вучетичу предлагали вложить в руку солдата современное оружие — автомат, однако мастер предпочел исторической конкретике былинно-богатырский символизм. Меч-кладенец, сокрушающий свастику, — точная копия меча святого благоверного князя Всеволода Псковского, по преданию, сражавшегося плечом к плечу с Александром Невским на Чудском озере.

Сооружение памятника началось в 1947 и закончилось в 1949 году. В качестве натурщика Вучетич пригласил солдата, которого заметил во время спортивных соревнований, — мощного, рослого десантника-гвардейца И. С. Одарченко, несшего службу в берлинской комендатуре. Во время открытия памятника Одарченко был в составе охраны мемориала, удивляя посетителей своим сходством с бронзовым воином на пьедестале. (По некоторым сведениям, позировал скульптору также старшина В. М. Гуназа.)

Спасенную девочку Е. В. Вучетич ваял с трехлетней Светланы — дочери коменданта советского сектора Берлина генерал-майора А. Г. Котикова. В дальнейшем Светлана стала актрисой — сыграла, например, роль учительницы Марьяны Борисовны в кинофильме Ю. С. Победоносцева «Ох уж эта Настя» (1971).

Сначала Вучетич отлил в гипсе 2,5 метровую статую солдата. Немецкий скульптор Феликс Краузе, работавший с Евгением Викторовичем, вспоминал: «Весной — в начале лета 1948 года, когда промежуточная модель памятника была уже изготовлена, несколько немецких скульпторов приступили к строительству модели из глины в оригинальном размере. Головы солдата и девочки были задачей одного скульптора, за руки отвечал другой, поскольку каждый скульптор имел специальный навык, умел делать нечто, что ему особенно хорошо удавалось. Выполнение складок на одежде было моей задачей. Когда скульпторы закончили свою работу и произведение предстало строгому взору Е. В. Вучетича, приступили к делу формовщики. Они использовали около 20 тонн гипса. Потом, в декабре 1948 года, там уже стояла готовая гипсовая модель в натуральную величину». Отливалось изваяние в бронзе на ленинградском заводе «Монументальная скульптура», после чего по воде его переправили в Берлин.

Проект мемориального комплекса предусматривал создание в цилиндрической части основания монумента памятного зала. Украсить стены зала мозаикой поручили художнику-баталисту А. А. Горпенко — автору таких известных диорам, как «Переправа войск Советской Армии через Днепр» (1945), «Форсирование Днепра войсками Советской Армии» (1947, совместно с А. М. Стадником и П. И. Жигимонтом; Сталинская премия), «Сталинградская битва» (1950).

С Анатолием Андреевичем я познакомилась в середине 1970-х годов, и он рассказал мне о своей работе над мозаикой в памятном зале мемориала — в частности, о том, что в числе прочих ему позировал все тот же И. С. Одарченко, который изображен на мозаике дважды (стоящий широкоплечий мускулистый рабочий и коленопреклоненный воин).

Замечу, что в литературе уделяют большое внимание самому монументу и лишь вскользь упоминают о мозаичном фризе внутри постамента, за создание которого автор также удостоился Сталинской премии. Он представляет собой девятиметровое панно площадью 50 квадратных метров, изображающее возложение венка славы на могилу павших героев. По верху — надпись на русском и немецком языках: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества» (цитата из доклада И. В. Сталина к 27-й годовщине Октябрьской революции). На потолке — люстра из рубинов и хрусталя в форме ордена «Победа» диаметром 2,5 метра. В центре зала — кубический постамент из черного полированного камня, на нем — ларец с пергаментной книгой в красном сафьяновом переплете, в которую вписаны имена известных героев, павших в боях за Берлин.

13 марта 2020 года в «Новой газете» появилась статья П. Гутионтова «На могильных плитах не значится», где автор приводит число захороненных в Трептов-парке: «По официальным данным, лежат здесь 7200 человек. При этом (из семи с лишним тысяч человек) 4430 — неопознанные тела. Неопознанные!.. Почти четыре с половиной тысячи!» Поисковые работы по установлению имен погибших продолжаются до сих пор. В Сенате Берлина хранится Книга Памяти со списком известных героев, погибших при взятии города; список периодически пополняется.

Не обошлось без казусов. А. А. Горпенко рассказывал мне, что мозаику для памятного зала изготавливали в немецкой мастерской Фридриха Пуля и Августа Вагнера, располагавшейся в Западном секторе Берлина. В 1948 году во время денежной реформы в Германии она едва не разорилась. Западная марка оказалась дороже восточной более чем в пять раз. Работы над мозаикой оплачивались авансом. Пришлось нашему руководству рассчитываться с хозяевами мастерской… угольными брикетами. Вагнер предложил поставить ему определенное количество угля. А. Г. Котиков согласовал сделку с магистратом. В результате Пуль и Вагнер уголь продали и вырученные деньги — 65 980 западногерманских марок — взяли себе в качестве платы…

 
Vdcasino Mariobet Gorabet Nakitbahis Elexbet Trbet Betpas Restbet Klasbahis Canlı Bahis Siteleri Canlı Bahis Siteleri hacklink Shell Download