Поиск

В объективе — Москва 1970–1980-х годов

В объективе — Москва 1970–1980-х годов

А.П. Крюков. Малиновый город. Гороховец. Холст, масло


Арбат, 35

Из творческого наследия фотографа и художника Алексея Павловича Крюкова (1934–?).

Магия старых фотографий и видовых открыток известна. Сегодня мы, представители старшего поколения, с особым чувством разглядываем черно-белые снимки 30–50-летней давности, потому что на них — наша юность, безвозвратно ушедший быт прошлого. Да, он был во многом аскетичен: в 1970–1980-х годах москвичи одевались скромно, на улицах отсутствовала броская реклама, вывески магазинов не баловали разнообразием… Однако большинство из нас вспоминают то время с изрядной долей ностальгии, не находя в нынешней жизни некогда привычных вещей — социальной справедливости и защищенности, духа коллективизма и взаимопомощи, искренности и непосредственности взаимоотношений. Недостатков, конечно, тоже хватало: неухоженность старинных домов, полуразрушенные давно закрытые храмы, очереди в магазинах, унылое однообразие уличной плакатной агитации… Хотя печатавшиеся тогда в газетах и журналах «парадные» фотографии этих недостатков не отражали. Львиная доля подобных публикаций, призванных иллюстрировать успехи социалистического строительства, носила постановочно-пропагандистский характер. Тем ценнее снимки отдельных энтузиастов, на которых город предстает таким, каким он был, — без всяких прикрас.

Предлагаемый очерк посвящен москвоведческому творчеству фотографа-любителя и художника А.П. Крюкова, в течение почти трех десятилетий — с конца 1950-х годов до 1990-го — снимавшего архитектуру Москвы. На многих его фотографиях взору предстает то, чего сегодня нам уже не увидеть. Познакомился я с Крюковым, выступая на одном из заседаний общества «Старая Москва». Это были «лихие девяностые». Тема выступления — печальная судьба московских памятников в 1920–1930-х годах. Помню, как после доклада ко мне подошел невысокого роста коренастый человек, горячо поблагодарил и сразу же предложил посмотреть его фотографии, запечатлевшие архитектурные памятники, уничтоженные уже в 1960–1980-х. Через какое-то время я посетил квартиру А.П. Крюкова в «хрущевке» по Петровско-Разумовскому проезду. Хозяин показал богатое собрание фотографий и свои живописные произведения, поведал и о себе. Используя оказавшиеся у меня позднее биографические материалы (личный листок по учету кадров, несколько рукописных страниц «Размышлений о пройденном пути»), попытаюсь воссоздать основные моменты жизни и творчества Алексея Павловича.

Родился он в Ворошиловграде (ныне Луганск) в рабочей семье, сведения о которой очень скудны. А.П. Крюков указывает, что в московском храме Святителя Николая в Хамовниках отпевали его ближайших родственников — деда Григория, мать Василису Григорьевну и других. Во время войны и в первые послевоенные годы Алексей проживал в детском доме города Усмани Воронежской области. Именно там проявился у мальчика интерес к рисованию, ревностно поддержанный воспитательницей Людмилой Павловной Поповой. Были занятия в рисовальном кружке. Позже Алексей окончил ремесленное училище в Липецке, где также посещал кружок рисования, ходил на этюды, набрасывал портреты однокашников. 1951–1954 годы — учеба в художественно-ремесленном училище города Дулево Московской области, специальность — «художник по фарфору». Алексей Павлович вспоминал, что хорошо овладел этой сложной техникой, расписывал фарфоровые вазы и пловницы с портретами А.С. Пушкина и других выдающихся людей. Однако пробыл Крюков на Дулевском фарфоровом заводе лишь два года (до 1956-го), а потом в течение 10 лет трудился «не по профилю» — заведующим клубом Кунцевской МТС, плотником в «Метрострое», старшим инженером НИИ «Асбестцемент». В 1969–1978 годах работал уже «близко» к специальности — художником Мос­ковского рубероидного завода, фотографом НИИ «Теплоприбор». Далее — вероятно, до пенсии — занимал должность старшего инженера «Союзморниипроекта».

Обычная биография обычного советского человека, имевшего, однако, не совсем обычное увлечение, которому отдавал все свободное время и все скудные средства. Речь идет о фотографировании архитектурных объектов столицы, других памятников московской старины. С конца 1950-х годов это «хобби» стало делом жизни Алексея Павловича. Благодаря сохранившимся записям автобиографического характера мы можем проследить, как поначалу простой интерес к фотографии перерос в обширнейшую программу фотофиксации архитектуры города:

«1957 год, октябрь. Впервые взял в руки фотоаппарат (“Зенит”). Первая пленка — полная неудача, пленка получилась без единого кадра. <…>

1958 год, январь. В комиссионном магазине на Смоленской площади покупаю свой первый фотоаппарат — “Фотокор”. <…>

Весна 1958 года — натурная съемка архитектурных памятников Москвы. Результаты оказались весьма средние. <…>

1958 год, май. Первая моя попытка поступить на работу в качестве фотографа. Я был представлен (рекомендован моим близким знакомым В.С. Поповым) руководителю фотолаборатории Литературного музея. <…> Я написал заявление о приеме на работу, но, увы, <…> дирекция решила по-другому».

В том же 1958 году А.П. Крюков — вероятно, из-за недостатка средств — собственноручно изготовил фотоувеличитель, а в 1961-м, скопив денег, воплотил давнюю свою мечту — приобрел в рассрочку зеркальный фотоаппарат «Старт» и фотоувеличитель «Ленинград». Тогда же он совершил первое «фотопутешествие» по старинным русским городам — Владимиру, Ростову Великому и другим. Но, как признается сам Крюков, хорошие фотографии стали ему удаваться лишь с 1970-х годов. В 1980-х Алексей Павлович сконструировал и, использовав оптику фирмы «Лингоф», собрал «профессиональную фотокамеру 9×12», которую назвал «Крюалекс 3» (то есть Крюков Алексей).

В начале 2000-х мне позвонила его жена Ася Гавриловна и сообщила о скоропостижной смерти супруга. Позже я приобрел московские фотографии А.П. Крюкова, и только разобрав их, осознал громадность проделанной автором работы. Подавляющее большинство снимков, судя по подписям, были выполнены в 1970-х — середине 1980-х годов. Ранние (конец 1950-х — 1960-е), не очень хорошего качества, встречаются редко. Есть несколько фотографий, выполненных после 1990 года. Многие работы неоднократно повторяются в разных форматах, то есть сначала Алексей Павлович печатал их в пробном варианте, а позднее, уже набравшись опыта и обладая более совершенной техникой, увеличивал, «дотягивая» до совершенства. Сочтя негатив и фотографию с него безупречными, Крюков аккуратно наклеивал то и другое на паспарту из плотной желтоватой бумаги (размер 34×26,5 см) — вероятно, с целью публичной демонстрации. Имеется несколько десятков больших снимков — тоже, по всей видимости, подготовленных для какой-то выставки: они наклеены на очень плотные листы картона размером 40×50 см с прикрепленной к последним леской для развешивания. Всего же у меня около тысячи большеформатных высококачественных фоторабот А.П. Крюкова.

Автор тщательно готовился к фотосъемке каждого объекта: снимал в благоприятную погоду, выбирая час, когда архитектурные детали освещены наиболее рельефно. Почти всегда делал подписи на оборотной стороне фотоотпечатка: адрес здания, время съемки, дата постройки, иногда исторические сведения — имена бывших владельцев, даты перестроек, особенности внешнего декора, интерьеров… Особое внимание уделялось домам, находившимся под угрозой сноса или уже сносимым; касающиеся их позднейшие пометки порой очень лаконичны — крест и констатация: «Снесен в [таком-то] г.». Подобных фотографий у Алексея Павловича было много, и сам он в разговоре негодовал по поводу массового разрушения исторической застройки города в 1970–1980-х годах. Случалось, его негативное отношение к этому прорывалось в язвительных комментариях на обороте фотографии.

В беседе со мной А.П. Крюков не раз упоминал имя своего знакомого Валентина Сергеевича Попова (1912–1987) — историка московской архитектуры, работавшего в начале 1930-х годов в Центральных государственных реставрационных мастерских и принимавшего активное участие в спасении и фиксации архитектурных памятников Москвы (см. о нем: Вздорнов Г.И. Нестяжательный москвовед // Московский журнал. 1993. № 10). В.С. Попов был знатоком московских разрушений своего времени, даже оставил рукопись, посвященную этой теме. Вполне вероятно, что именно он и посоветовал Крюкову фотографировать объекты исчезающего архитектурного наследия столицы.

А.П. Крюков, судя по упомянутым выше пространным подписям и комментариям, прекрасно знал архитектуру Москвы, хотя не имел специального образования. Он разработал целую программу фотографирования московских памятников: разбил городскую территорию на районы и сектора, а затем методично фиксировал историческую застройку улиц и переулков, складывая снимки в картонные папки или пакеты из-под использованной фотобумаги.

В коллекции А.П. Крюкова немало переснимков с так называемых «найденовских листков» — фотографий московских храмов и монастырей, публиковавшихся в 1880–1890-х годах по заказу банкира, краеведа, мецената Н.А. Найденова фирмой «Шерер и Набгольц».

Года через два после приобретения мною фотографий А.П. Крюкова вдова предложила купить несколько его живописных произведений и остатки фотоархива. В результате у меня оказались полотна «Малиновый город. Гороховец», «Град Китеж. Воспоминание о Ростове Великом», «Карадаг в Крыму», а также новые комплекты снимков (памятники Великого Новгорода, Пскова, Нижнего Новгорода, Торжка, Суздаля, Коломны, Подмосковья). Вдова тогда сказала, что, вероятно, уедет за границу к дочери. Предпринятая мною в 2018 году попытка отыскать родственников Алексея Павловича оказалась неудачной: в бывшей квартире Крюковых проживали уже другие люди.

Помещаемые здесь фотографии (виды улиц, переулков, площадей Арбата и Приарбатья 1970–1980-х годов) — малая часть наследия фотографа. Они воспроизводятся с авторскими подписями. Необходимые пояснения и уточнения даются публикатором в квадратных скобках, как и подписи к снимкам, оставленным А.П. Крюковым без комментариев.

 
istanbul escort aksaray escort arnavutköy escort ataköy escort avcılar escort avcılar türbanlı escort avrupa yakası escort bağcılar escort bahçelievler escort bahçeşehir escort bakırköy escort başakşehir escort bayrampaşa escort beşiktaş escort beykent escort beylikdüzü escort beylikdüzü türbanlı escort beyoğlu escort büyükçekmece escort cevizlibağ escort çapa escort çatalca escort esenler escort esenyurt escort esenyurt türbanlı escort etiler escort eyüp escort fatih escort fındıkzade escort florya escort gaziosmanpaşa escort güneşli escort güngören escort halkalı escort ikitelli escort istanbul escort kağıthane escort kayaşehir escort küçükçekmece escort mecidiyeköy escort merter escort nişantaşı escort sarıyer escort sefaköy escort silivri escort sultangazi escort suriyeli escort şirinevler escort şişli escort taksim escort topkapı escort yenibosna escort zeytinburnu escort porno 1080p porno izle 4k porno izle 720p porno izle abella danger alman alman porno alman porno izle aloha tube porno amatör amatör porno amatör porno izle anal anal porno anal porno izle arap porno asa akira porno asyalı porno bangbros porno bangbros porno izle banyoda sikis başörtülü porno beeg porno izle beyaz tenli porno izle biseksuel porno izle bisexsuel porno brandi love porno brazzers brazzers porno izle canli porno canli porno izle çinli porno çinli porno izle ensest porno ensest porno izle ensest seks erotik porno erotik porno izle esmer porno esmer porno izle etek altı fake agent fake taxi fake taxi porno fantazi pornoları fantezi porno izle fetiş porno fetiş porno izle fetish fransız porno fransız porno izle full hd hg porno izle gangbang porno genç kız porno izle genç kız sikişi genç teen porno izle gizli çekim porno gizli çekim pornosu grup pornosu grup porno grup porno izle hd pornolar hd porno hd porno izle hemşire porno hemşire pornosu hizmetçi porno hizmetçi porno izle ingiliz porno japon pornoları japon porno kızlık bozma kızlık bozma porno izle konulu porno konulu porno izle koreli porno köylü pornoları kumral porno kumral porno izle latin pornoları latin porno latin porno izle lezbiyen pornoları lezbiyen porno lezbiyen porno izle lisa ann porno liseli pornoları liseli porno liseli porno izle manken porno manken porno izle masaj porno izle masturbasyon porno izle masturbasyon pornoları mature porno mia khalifa porno mia malkova porno milf porno izle mobil porno mobil porno izle öğrenci porno izle öğretmen porno izle okul porno izle olgun kadın pornosu olgun porno oral porno oral porno izle oral seks porna izle pornhub pornhub porno izle porno film izle porno indir porno izle porno resimler porno star porntube porno izle redtube redtube pornoları riley reid porno rokettube rus pornoları rus porno rus porno izle sakso blowjob porno izle sarışın pornoları sarışın porno sarışın porno izle sarışın pornoları sekreter porno shemale sikiş sikiş sikiş izle şişman porno siyahi pornoları suriyeli pornoları swinger porno tecavüz porno teen porn türbanlı pornoları türbanlı porno türk pornoları türk porno türk porno izle türkçe altyazılı porno türkçe altyazılı porno izle xhamster pornoları xhamster porno xhamster porno izle xnxx xnxx porno xnxx porno izle xvideos xvideos porno izle yaşlı porno yeşilçam porno izle youjizz youporn youporn porno izle zenci porno güvenilir bahis siteleri bahis siteleri casino deneme bonusu casino siteleri deneme bonusu para yatırma bonusu bahis siteleri casino siteleribahis sitesi para yatırma