
Архитектор И.И. Струков. Главный фасад и план немчиновского вокзала
История и день сегодняшний вокзального здания подмосковной железнодорожной станции Немчиновка.
Белорусский вокзал и Тверской путепровод — узнаваемые московские объекты, формирующие облик столицы. Безусловно, это самые известные сооружения Ивана Ивановича Струкова (1864-1945) — архитектора, принадлежавшего к блестящей плеяде модернистов‑эклектиков рубежа XIX-XX веков. После окончания строительства комплекса Белорусского вокзала (1912) он вернулся к более скромным заказам железнодорожного ведомства, с которым сотрудничал всю жизнь. В начале 1913 года И.И. Струков приступает к проектированию пассажирского здания на станции Немчиновский пост (ныне — Немчиновка), в августе его проект утверждает руководство дороги, а в мае 1914‑го начинается строительство. Ничего удивительного: в конце 1890‑х — начале 1900‑х годов «гражданский инженер» Струков служил на Московско-Брестской железной дороге (нынешнее Белорусское направление) вольнонаемным архитектором. В 1899 году по его проекту был возведен вокзал в Кунцеве, в 1901‑м — в Кубинке. Удивительно другое: в общем списке известных сооружений зодчего вокзал в Немчиновке не значится. Объяснить я это могу только тем, что никому из знатоков и любителей отечественной архитектуры просто не попалась в руки скромная архивная папка «Дело по постройке пассажирского здания на ст. Немчиновский пост», хранящаяся в материалах Московско-Брестской дороги. А там — цветной проект здания на длинном складном листе за подписью Струкова, подробная смета стоимости работ и материалов с его же автографом и вообще вся история создания данного объекта Александровской железной дороги…


Боковой фасад вокзала (со стороны Можайска). Проект и современный вид